Файл: И. О. Фамилия Руководитель работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анатомо-физиологические и функциональные особенности развития

Процесс роста и развития организма протекает непрерывно. У детей усиленно формируются кости и мышечная система, укрепляются суставы, межпозвоночные сочленения обладают большей эластичностью и подвижностью.

Окостенение скелета происходит неравномерно. К 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, в 12-13 лет – запястья и пястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. Позвоночный столб наиболее подвижен до 8-9 лет.

В этом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей. Интенсивно развивается грудная клетка. Интенсивное увеличение длины тела у девочек наблюдается в период с 8,5 до 12 лет. Максимальное годовое увеличение (более 7 см) приходится на возраст 11,5 лет.

Строение мышц детей заметно отличается от строения мышц взрослых. Они эластичнее, при сокращении больше укорачиваются, а при расслаблении – удлиняются. Следует помнить, что у детей мышцы развиваются неравномерно: быстрее формируются крупные, медленнее малые. Это одна из причин того, что они плохо справляются с заданиями на точность [7; 8].

У детей младшего школьного возраста мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Они имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды. Поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне.

Функциональные возможности мышц у детей значительно ниже, чем у взрослых. Если принять максимально возможную мощность работы для 20-30 летних людей за 100 %, то у девятилетних она составит лишь 40 %, у двенадцатилетних – 65 % [23; 75].

Наиболее интенсивный прирост массы тела наблюдается у девочек между 10 и 11 годами. Ежегодно в среднем она увеличивается на 2-4 кг, рост на 2-4 см., окружность грудной клетки на 2-4 см.

У детей младшего и среднего школьного возраста наблюдается значительное развитие лобных долей головного мозга. Заканчивается рост и структурное дифференцирование нервных клеток, но сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики.

Нервная система характеризуется большой возбудимостью, реактивностью и пластичностью, что способствует лучшему и более быстрому усвоению движений. Дети могут легко овладевать технически сложными формами движений благодаря хорошему закреплению условных двигательных рефлексов. Наряду с этим у них резко выражено запредельное торможение при действии монотонных движений. Поэтому следует чаще проводить переключения с одно


го вида мышечной деятельности на другой [5; 7].

Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы характеризуются равномерностью и увеличением размеров сердца соответственно увеличению размеров тела. Постепенно замедляется частота сердечных сокращений в 9-10 лет это 76-86, в 11 лет 72-80 удара в минуту. Одним из показателей внешнего дыхания является частота дыхания, которая с возрастом постепенно замедляется. Так у 7-летних она равна 23 в 1 мин, в 9 лет – 21, в 10 лет – 20, в 11 лет – 19. Минутный объем дыхания у 11-летних в состоянии покоя повышается от 3500 мл/мин до 4400 мл/мин, у 12-летних показатели МОД составляют 4700мл/мин. При физических нагрузках легочная вентиляция увеличивается в основном за счет учащения дыхания [12].



ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ



2.1 Методика использования подвижных игр в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов


Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодёжью. Среди большого разнообразия игр у детей и подростков широко распространены подвижные игры.

С.Я. Эйнгорн считал, что игра способствует физической организации и умственной деятельности, так как игра в одно и то же время приятна и полезна. Таким образом игра признается выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий», к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия», П.Ф. Лесгафт настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей владеть собой, сдерживать «расходившиеся чувствования», подчинять действия сознанию.

Систематические занятия любыми спортивными играми ставят целью оздоровление, полноценное физическое и нравственное развитие занимающихся.

При планировании учебно-тренировочного процесса обычно решаются несколько педагогических задач, как основных, так и второстепенных.

При организации учебно-тренировочного процесса ставится задача- раскрыть присущие задатки и способности, необходимые не только в игровой, но и повседневной трудовой деятельности.

Основным условием эффективного обучения является применение принципов и методов обучения. В учебно-тренировочном процессе учитываются общие педагогические и биологические закономерности, присущие процессу физического воспитания. Основополагающее значение имеют общепедагогические принципы:

-Принцип воспитывающего обучения.

-Принцип сознательности и активности.

-Принцип наглядности.

-Принцип доступности.

-Принцип систематичности.

-Принцип всесторонности.

-Принцип непрерывности.

Обучение приемам техники игры проводятся поэтапно. На каждом этапе целесообразно применять определенные методы.

Общее ознакомление с приемами техники игры. На данном этапе у учащихся формируется представление об изучаемом приеме техники игры, о его особенностях и технике выполнения, а также о тактическом применении его в игре. Важным здесь являются методы показа и демонстрации и метод слова.


Методы показа и демонстрации позволяют создать зрительный образ изучаемого приема. Тем самым включается рефлекторные механизмы подражания, которые ускоряют воспроизведение движения. Показ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым и акцентироваться на узловых моментах изучаемого движения. При показе важно направить внимание занимающихся на те положения, которые существенны для овладения движением. В отдельных случаях применяю повторный и замедленный показ.

Для предупреждения ошибок иногда целесообразен показ с их включением. Его сопровождаю объяснениями и завершаю правильной демонстрацией.

На этапе начального разучивания приемов техники игры широко использую метод упражнения, который включает в себя три этапа:

Метод расчлененного упражнения с последующим объединением частей в целое.

Метод целостного упражнения с избирательным выполнением отдельных его частей.

Метод комплексного выполнения упражнения.

Таким образом, процесс обучения и совершенствования навыков у юных волейболистов составляю из нескольких взаимосвязанных этапов, где каждый последующий обуславливаю предыдущим:

- создание представления об изучаемом элементе игровой деятельности;

- первичное освоение в облегченных, неигровых условиях;

-овладение в постепенно усложняющихся условиях, в которых последовательно моделируются типовые игровые ситуации;

- закрепление в специально организуемой игре;

- совершенствование в условиях соревнования.

Одним из эффективных методов обучения и совершенствования навыков у юных волейболистов являются подвижные игры.

Использовании подвижных игр в учебно-тренировочном процессе должно быть предварительно спланировано учителем на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития учеников.

Организуя занятия подвижными играми, необходимо учитывать особенности возраста, состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся. Обязательны при этом систематический врачебно-педагогический контроль, соблюдение гигиенических норм и учет местных условий.

Использование подвижных игр в учебно-тренировочном процессе подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний умений и навыков развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью,
отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:

- присутствие соперничества и эмоциональности в двигательных действиях;

- непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий самих участников;

- проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

- стремление учащихся добиваться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;

- применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях.

Эти два метода близки по значению и характеристике и используются главным образом при закреплении и совершенствовании изучаемого материала.

Основная их ценность в комплексном развитии психофизических качеств, приобретении помехоустойчивости к сбивающим факторам. Игровой метод преимущественно использую в процессе обучения и тренировки разнообразных подвижных игр, выполняющих роль подготовительных, подводящих и игровых упражнений. Ценность подвижных игр при обучении спортивной игре исключительно велика. Каждая из них может служить маленькой моделью игровых действий в настоящем соревновании. Совпадение условий позволяет формировать психофизические предпосылки, отвечающие профилю изучаемого вида спортивных игр. В подвижных играх осваиваются технико-тактические приемы, составляющие основу спортивных игр.

В отдельности соревновательный метод, организуемый в процессе игры, занимает ведущее место в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменов. Суть его состоит в плановом использовании различных по масштабу и значимости соревнований для достижения высокого уровня совершенства в деятельности функциональных систем организма и применении изученных технико-тактических приемов и систем игры. Только соревнование подводит игрока к пику его спортивной формы, к вершинам мастерства.