Файл: Дисциплина возрастная психология.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 4830

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДИСЦИПЛИНА: ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Б 3.1 — Предмет возрастной психологии


Биологический возраст
это:

- определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста
В каком веке были выявлены возможности детства и его роль формирования личности.

- XX
Выберите основные аспекты развития человека.

- Личностное развитие

- Биологические процессы

- когнитивное развитие
Какие методы относятся к группе эмпирических методов?

- Наблюдение

- Интервью

Одно из основных понятий, использующихся в возрастной психологи
и

- развитие
Психологический возраст:

- определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом

Условный возраст:


- определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков
Б 3.2Периодизация психического развития
1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д. – какого автора данная периодизация?


- Л.С. Выготского
1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика. – критерии какой периодизации перечислены (автор)?

- Э. Эриксона
1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис. – какого автора данная периодизация?

- Д.Б. Эльконина

Все существующие к тому времени периодизации Л.С. Выготский разделил на 3 группы, выберите, что относится ко второй группе.


- Периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития
Все существующие к тому времени периодизации Л.С. Выготский разделил на 3 группы, выберите, что относится к третьей группе.

- Периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития

Периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития – выберите авторов.


- П.П. Блонского

- Фрейда

- Ж. Пиаже
Периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития – выберите авторов.

- А. Гезелл
Периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития – выберите автора.

- С. Холла

Укажите критерии ведущей деятельности возраста

- деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности

- деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития



- деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление)
Б 3.3Предпосылки развития

в XIX в. был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития вида)

- Э. Геккелем
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из…

- эмбриологии
Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок начиная с поступления в школу…

- усваивает человеческую культуру в духе античного и ветхозаветного мира

Заметно, что влияние генотипа неустойчиво, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды всегда разное, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это верно?


- не верно
Когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении…

- подкрепления
Когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. Это были концепции ...

- Б. Скиннера

- Э. Торндайка

Наследственность определяет:


- все ответы верные (темп развития человека, есь ход развития человека, будет человек одаренным или нет )

Спор психологов о том, что предопределяет развитие – наследственность или среда, привел к появлению…

- идеи конвергенции двух факторов
Увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова, может быть положительным или отрицательным – это…

- подкрепление
Б 3.4Период младенчества
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским…

- автономной
К концу какого месяца жизни ребенка появляются и первые условные рефлексы?

- первого
К … месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений.

- 2-3
Как проявляются особенности восприятия младенца в 3 месяца?

- сосредоточение становится продолжительностью 7-8 минут, становится возможным прослеживание движущихся предметов
На какой неделе появляется зрительное сосредоточение, , внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

- 3-5
На цвет он может реагировать уже в … (1) месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Активный же интерес к цвету появляется позже, с … месяцев.

- 3-4 (1), 6(2)

Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал ...

- круговыми реакциями
Соотнесите возраст и движения рук младенца после 7 месяцев.


- встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек
Соотнесите возраст и особенности памяти младенца в 8 месяцев.

- появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет исходного объекта
Увидев маму или другого близкого человека, который ухаживает за ним, останавливает взгляд на ее лице, новорожденный вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа ...

- «комплексом оживления»
Б 3.5Ранний возраст
В период раннего возраста в процесс активного восприятия включается ...

- память
Важная характеристика восприятия в раннем возрасте — его ....

- аффективная окрашенность

- эмоциональная окрашенность
Ведущая деятельность в период раннего детства ...

- предметно-манипулятивная
К трем годам активный словарь достигает … слов.

- 1000-1500
Как принято называть мышление в период раннего детства?

- наглядно-действенным
Кризис 3 лет – отметьте признаки его проявления

- возрастание самостоятельности ребенка

- возрастание активности ребенка
Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в …».

- действие
Отметьте характеристики речи к окончанию 3-го года жизни ребенка.