Файл: Несколько слов об этой книге.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Третий аспект волшебства – это трансформация, превращение, изменение. Причем, трансформация может быть обратимой: герой возвращается в прежнее состояние. И необратимой – герой изменился окончательно и навсегда. Назовем обратимую трансформацию «оборотничеством», а необратимую «метаморфозой», и рассмотрим их значение.

Трансформация




Обратимая

«Оборотничество»


Социальные роли, маски


Необратимая

«Метаморфоза»

Качественные изменения личности


Оборотничество. Слово «оборотничество» может ассоциироваться у некоторых с негативным явлением. Действительно, в современных фильмах ужасов оборотень – это страшный персонаж. Как правило, изначально он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах вылезает его звериная сущность. Но «ужастики» про оборотней не только приобретение современного кинематографа. Раньше и в деревнях, и в городах тоже рассказывали истории про оборотней. Однако не этот смысл мы имели в виду, когда назвали обратимую трансформацию «оборотничеством».

Совершить оборот, обернуться кем-то, что-то сделать, и вернуться к изначальному виду. Никаких ужасов, просто доброе волшебство. Когда герою нужно проникнуть куда-то, от превращается в муравья; нужно перелететь куда-то, он превращается в шмеля. Вспомним хотя бы «Царевну-лягушку», «Сказку о царе Салтане». Герои оборачиваются, меняют свой облик, приобретая при этом способности и возможности эффективного решения проблемы. Способности к оборотничеству герои приобретают, находясь под воздействием неких сил (Кощей Бессмертный, Царевна-Лебедь и другие). То есть оборотничество часто связано с внешним воздействием. Наиболее известные сказочные оборотни: Царевна-лягушка, Царевна-Лебедь, Иванушка-козленочек, Чудище из «Аленького цветочка», царевич Гвидон, а также герои, имеющие возможность менять свою внешность.

Что нам дает знание об обратимой трансформации? Дает понимание тех «масок», которые одеваем мы, оказываясь в определенной ситуации. Часто родители жалуются: с бабушкой ребенок «как шелковый», но стоит ему оказаться дома – превращается в тирана. Мы имеем в своем арсенале большое количество масок. Некоторые психологи считают, что чем больше у человека масок, тем больше у него моделей поведения и реагирования, а следовательно он более гибко приспособлен к социальным условиям. Иметь большой гардероб личин не так уж и плохо, главное за ними не потерять свое истинное лицо.

По-видимому, для того чтобы этого не произошло, сказочные герои не превращаются слишком часто…

Однако для нас важно, что оборотничество обратимо и предполагает возвращение к истинному лицу. Знание это нам пригодится в такой распространенной ситуации. Представьте себе, что мы имеем дело с ребенком или подростком, который бывает то милым и вдохновенным, то агрессивным и гадким. В этом случае можно заподозрить оборотничество. Причем, оборотничество проблемное. Это случается тогда, когда герой в силу каких-либо причин теряет, или не может проявлять свой настоящий образ. Допустим, произошел сбой. И царевич Гвидон вовремя «не пришел в себя». Теперь он то шмелем станет, то в комара превратится. Все его слуги, все его царство, его мать в панике, – где прежний царевич? Что с ним стало? Примерно в таком состоянии приходят на прием к психологу родители и просят помощи. И здесь наша задача помочь найти истинное лицо нашего «царевича Гвидона». Как же это можно сделать?



Ответов может быть немало. И, наверное, первый из них – обсудить с «оборотнем» явление «оборотничества». Сначала мы обсуждаем эти эпизоды на материале сказок, затем задаемся вопросом: а может ли быть такое в жизни? Как проявляет себя оборотень в реальности и что можно сделать, чтобы он, наконец, вернул себе истинное лицо. А истинное лицо, как учат сказки и жизнь, всегда связано с системой ценностей, сформированной у человека. Во что он верит, к чему стремится, что считает хорошим, а что плохим, - вот вопросы над которыми мы будем размышлять, находясь в поисках истинного лица…

Явление «оборотничества» может символизировать и смену социальных ролей-масок. В жизни каждого из нас немало ролей, которые мы должны исполнять подчас одновременно: быть мужем и отцом, женой и матерью, сыном и начальником.… И с этой точки зрения все мы используем оборотничество. И чем гибче мы его используем, тем больше у нас шансов услышать о себе: «Он хорошо приспособлен к жизни». Однако совет сказки краток и определен: «Помните об истинном лице!»

Оборотничество как прием часто используется педагогами и психологами: «А сейчас мы превратимся в зайчиков и попрыгаем, как они!» «Представьте себя деревом, которое имеет сильные корни, по ним в ствол и ветви поднимается живительная сила!» И, конечно, самые профессиональные «оборотни» это актеры.

Дети тяготеют к оборотничеству: «Вот сейчас я превращусь в черепашку-нинзя, и …». Поэтому наша задача сделать детское спонтанное оборотничество осмысленным. Итак, представим, что ребенок желает превратиться черепашку-нинзя или в человека-паука. Не нужно сразу же отговаривать его от этого. Нам важно понять, что он приобретет, пережив превращение.

  • Итак, ты хочешь превратиться в черепашку-нинзя. Прекрасно! Каким ты станешь после превращения, какие качества приобретешь?

  • Силу, сноровку, способность выходить из любых трудных ситуаций, справедливость. Это очень важные качества. Но когда ты превратишься из черепашки в самого себя, как тебе эти качества помогут в жизни? В каких ситуациях ты сможешь применить эти качества?

С помощью таких рассуждений мы сможем сделать процесс спонтанного детского «оборотничества» осмысленным.

Метаморфоза. Под метаморфозой понимаются необратимые положительные духовные изменения. Наиболее известные героини, пережившие метаморфозу это мифологическая Дафна и андерсеновская Русалочка.


  • Дафна. Спасаясь от преследования влюбленного Аполлона, Дафна молит о спасении и превращается в лавровое дерево. Казалось бы, что положительного может быть в такой метаморфозе? Однако для духовного состояния Дафны трансформация позитивна. Она не стала рядовой возлюбленной бога. Но в своем новом качестве, имеет возможность венчать головы самых талантливых людей.

  • Русалочка. Эта уникальная героиня Г.-Х.Андерсена в одной сказке пережила две метаморфозы: превратилась из русалки в девушку, из девушки в одну из бестелесных дочерей воздуха. И в конце сказки она встала на путь третьей метаморфозы, в результате которой она станет существом, имеющим бессмертную душу.

Немало в сказке примеров, когда главному герою помогает чудесный конь. В конце сказки, когда герой уже достиг всего, чего хотел, и желает отблагодарить своего верного помощника, конь просит отрубить себе голову. Такой неожиданной просьбой он, разумеется, ставит героя в неловкое положение. И когда герой, с болью в душе, отрубает голову верному помощнику, из чрева коня вылетает голубка. Так герой освобождает душу соратника.

Идея метаморфозы несет для нас важный смысл. Душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс положительных изменений. И это то, что может подкрепить нашу Веру в успех. Немало примеров того, как люди коренным образом меняют свою жизнь, внешность, имидж, системы взглядов. И это для них является новой эволюционной ступенью.

Итак, трансформация, как аспект волшебства, подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в нашей жизни.

Однако, трансформация происходит благодаря и недоброму волшебству, колдовству. И если трансформация позитивна, то разве же можно назвать «хорошим» превращение в Карлика Носа, в лягушку, чудовище? Оказывается можно, если смотреть на конечный результат. Оборотничество в нелицеприятное существо многому учит героев. Они, расставшись с надеждой, принимают ситуацию, и часто приобретают веру. Что, безусловно, позитивно, с точки зрения развития души.


  1. Четвертый аспект волшебства – проявление обитателей волшебного мира.

Обитатели волшебного мира это феи, гномы, тролли, лешие, домовые, русалки и многие другие забавные, а иногда и страшные существа. Они приходят к героям сказки, дают ценный совет, помогают, искушают, устрашают. Одним словом, ведут себя многообразно, часто непредсказуемо, но всегда в соответствии со своей природой.


По-видимому, появление волшебных существ связано с одушевлением природных сил. Мы знаем, что когда человек не может что-то себе объяснить, он создает образ, а потом и миф, сказку. Природа по отношению к человеку не проявляет себя одинаково. Она многое дает, но бывает, что и отбирает. Чаще всего это случается тогда, когда человек нарушает важный закон взаимоотношений. Поэтому волшебные существа, олицетворяющие природные силы, бывают не только добрыми, мудрыми, заботливыми. Но также злыми, коварными, опасными, иногда - глупыми.

Живя в тесном контакте с природой, наши предки постепенно понимали «характер» окружающего мира. Характерологическими персоналиями окружающей природы стали выступать обитатели волшебного, тонкого, невидимого мира: водяные, лешие, домовые, ветры и облака, горные жители. Все они хранят закон на данной территории. И если человек хочет жить в выбранном месте, он должен почтительно относиться к невидимым существам.

Такие рассуждения могут показаться вам, дорогие читатели, архаичными. Однако, вера в волшебных существ предохраняла людей от бездумного и потребительского отношения к природе. Предки знали, что если все время брать, разрушать, поворачивать вспять, рано или поздно настигнет наказание.

Сегодня осмысленное бережное отношение к природе насущная необходимость. Не так давно нам повезло быть в Северной Осетии, недалеко от тех мест, где шла война. И часто мы слышали от стариков: «Сколько зла накопилось в горах, горы этого не простят!» А когда мы удивлялись гостеприимности и сдержанности местных жителей, нам отвечали: «Нельзя сердиться – рядом горы». Немало интересных, завораживающих даже современного человека, историй рассказывают и об озере Байкал. Оказывается, духи-хранители священного озера как могут, стараются сохранить экологию.

Безусловно, не на страхе перед наказанием должно строиться отношение человека к природе. Знание и любовь – вот ключевые энергии этих взаимоотношений.

Итак, что же мы знаем об обитателях волшебного мира? Мы почерпнем немало информации из мифологии и философии Древней Греции, а также из исследований великого Парацельса.

Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы, населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Парацельс разделил их на четыре группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли - гномы, духи воды - ундины, духи огня - саламандры, духи воздуха - сильфы. Парацельс учил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, по форме напоминающие человеческие существа. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея