Файл: Курсовой проект по дисциплине Маркетинговые исследования Маркетинговое исследование рынка такси в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»



Институт

Маркетинга




Кафедра

Маркетинга





Курсовой проект

по дисциплине

Маркетинговые исследования

«Маркетинговое исследование рынка такси в России»

(тема курсового проекта)










Направление подготовки

38.03.02




Менеджмент

(код)




(наименование)

Образовательная программа

Маркетинг

(название образовательной программы)

Обучающаяся

Аликова Алиса Александровна




(Фамилия, Имя, Отчество)

3 курс, Маркетинг 3-1

форма обучения

очно-заочная

(курс, номер группы)







(очная/ очно-заочная/ заочная)

Руководитель проекта

доцент Ларина О.И.

(ученая степень, звание, Фамилия и Инициалы)




Оценка:





Подпись руководителя:





Дата защиты:


«___» _____________20___г.


Москва – 2021

Техническое задание для маркетингового исследования рынка такси

в России

Целью исследования является изучение текущего состояния рынка такси в стране.

Предмет исследования – услуги вызова такси в РФ.

Задачи исследования:

  1. Анализ структуры российского рынка такси.

  2. Изучение организации процесса предоставления услуг такси.

  3. Определение существующих на рынке сегментов и оценка их ключевых показателей.

  4. Изучение изменений в структуре и динамике рынка такси в РФ.

  5. Анализ конкуренции на рынке такси в РФ.

  6. Анализ особенностей потребительского поведения на рынке такси в России.

  7. Оценка возможностей развития рынка такси в России.

Результат исследования будет использован для оценки перспектив развития рынка такси в Российской Федерации.

Описание текущей ситуации. Говоря о рынке такси в России речь идет о быстрорастущем секторе экономики. Темпы роста этого рынка напрямую зависят от степени цифровизации, которую обеспечивают агрегаторы, которые, в свою очередь, развивают свои услуги в новых направлениях, выходя за рамки простой перевозки пассажиров.

Используемые методы исследований:

Для проведения маркетинговых исследований использованы следующие методы:

  1. Анализ вторичных источников по рынку такси в РФ.

  2. Изучение информации об организации работы предоставления услуг такси с использованием публикаций государственных органов и научно-исследовательской литературы.

  3. Поиск информации об объемах и темпах роста использования услуг такси в России.

  4. Анализ конкуренции по материалам годовой отчетности различных агрегаторов такси и данным аналитических центров.

  5. Изучение ключевых тенденций развития рынка такси по материалам вторичных источников.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

5

  1. Характеристика рынка такси в Российской Федерации

6

  1. Емкость рынка такси в России

7

  1. Динамика рынка такси в России

8

  1. Прогноз динамики рынка такси в России

9

  1. Анализ внешнего окружения

9

  1. Карта рынка такси в РФ

11

  1. Распределение долей на рынке такси в РФ

13

  1. Анализ конкуренции на рынке такси в России

14

  1. Анализ потребителей такси

15

  1. Анализ продукта

17

Заключение

19

Источники

20



Введение

В данной работе на тему «Маркетинговое исследование рынка такси в России» проводится анализ выбранного рынка и оценивается его состояние. Также в работе анализируется конкуренция на российском рынке такси, проводится исследование в области его потребителей и рассчитываются основные показатели.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что рынок такси в России - быстрорастущий сектор экономики. Отечественный рынок такси на современном этапе характеризуется значительным масштабом и динамикой по вкладу в ВВП и количеству занятых, а также существенной ролью в обеспечении транспортной доступности. Важно понимать, как строятся процессы на этом рынке, и какие факторы оказывают наибольшее влияние на его развитие.

Объектом курсовой работы является рынок такси в РФ, а ее предметом – услуги вызова такси.

Цель работы заключается в исследовании рынка такси в России и изучении его текущего состояния.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать текущее состояние рынка такси в России.

  2. Проанализировать ключевые показатели и составить на их основе прогноз динамики развития рынка.

  3. Провести анализ внешнего окружения на рынке такси.

  4. Составить карту рынка и определить конкуренцию на нем.

  5. Описать особенности продукта и его потребителей.

В качестве методов исследования в работе используется анализ справочных источников по теме работы, методы анализа рынка и деятельности компании, классификация и обобщение.

Работа состоит из десяти разделов, введения, заключения, иллюстративных материалов и списка источников.


  1. Характеристика рынка такси в Российской Федерации

Российский рынок такси перетерпел сильные изменения за последние 10 лет. Несколькими годами ранее каждая служба такси обладала своей собственной диспетчерской службой по приему заказов. Диспетчеры передавали поступивший заказ водителям, и в том случае, если в службе такси, принявшей заказ, не было машины достаточно близко для его выполнения, он передавался другим таксопаркам через биржу такси (рис. 1А).

В настоящее время наиболее эффективной функцией приема заказа на услуги такси является использование агрегаторов, представляющих собой IT-платформу, осуществляющую взаимодействие заказчика с множеством таксопарков. Преимуществом данной операционной модели является адресация заказа на все доступные машины в зоне заказа с обратной связью в онлайн-режиме (рис. 1Б).


А. Б.

Рисунок 1 – Бизнес-модель работы традиционных таксопарков и агрегаторов такси

То, что услуги мобильных агрегаторов такси, распределяющих заказы только через мобильные приложения и вебсайты, и услуги традиционных таксомоторных парков, относятся к одному рынку, подтверждается тем, что с точки зрения потребителя все способы заказа такси являются взаимозаменяемыми.

По уровню проникновения мобильных приложений такси Россия, согласно опубликованным данным HSBC, находится на третьем месте в мире – они установлены на смартфонах у 45% населения. Для сравнения: в Китае – у 51%, в Мексике – у 46%. Канал связи с пассажиром приобретает все меньшее значение – заказы могут поступать как через мобильное приложение, так и через сайт, и по телефону, но в итоге все они попадают на одну и ту же цифровую платформу и распределяются между водителями на основе ее алгоритмов [8].

Агрегаторы благодаря возможности оптимизировать процессы становятся более привлекательными по ценам. После введения ими в 2017 году фиксированной стоимости поездок отмечалось заметное увеличение количества вызовов такси. Как отмечают эксперты Аналитического центра при правительстве РФ, количество таксистов-нелегалов регулярно сокращается – на 13% в год, за счет «обеления» рынка ввиду изменения привычек потребителей, повышения их лояльности к официальным сервисам, а также за счет введения специальных тарифов и снижения стоимости услуг.

В настоящий момент рынок регулируется единым федеральным законом, действующим на всей территории Российской Федерации. При этом рынок такси отличается сильной неоднородностью в разных точках страны. Также существенно различаются бизнес-модели, циклы окупаемости и объем необходимых инвестиций и игроков, реализующих различные бизнес-модели.

  1. Емкость рынка такси в России

Емкость рынка – это размер рынка определенного товара или услуги, выраженный в совокупном объеме их продаж за расчетный период. Также емкость показывает общий спрос на категорию товаров или услуг, выраженный в покупательской способности населения.

Определим объем рынка такси РФ за 2017-2019 гг. в натуральном [1] и денежном [6] показателях, а также измерим долю этого рынка от общего ВВП России за эти годы [2]:


Таблица 1

Объем рынка такси в России в 2017-2019 гг





2017 г

2018 г

2019 г

Val, млрд рублей

618

671

709

Vol, млрд поездок

2,34

2,56

2,70

Vв % от ВВП, %

0,67

0,65

0,65

Для вычисления объемов рынка в % от ВВП в Таблице 1 использовалась формула:

(Valn / ВВПn) * 100%

Из которой следует, что:

  1. Vв % от ВВП 2017 = (618 / 91843,2) * 100% = 0,67

  2. Vв % от ВВП 2018 = (671 / 103861,7) * 100% = 0,65

  3. Vв % от ВВП 2019 = (709 / 109241,5) * 100% = 0,65

Из приведенных в Таблице 1 данных мы видим, что емкость выбранного рынка с каждым годом растет как в натуральном, так и в денежном показателях, а его доля от общего ВВП России составляет около 0,6 - 0,7 процентов, что имеет довольно высокую значимость в масштабах экономики страны.

  1. Динамика рынка такси в России

Динамика рынка показывает изменение во времени объема рынка и скорость его роста. Определив динамику рынка можно отследить перспективность рассматриваемого рынка и его насыщенность.

Для расчета динамики рынка такси в России воспользуемся формулой для определения темпов роста:

Тр = (Valn+1 – Valn) / Valn * 100%

И формулой индекса роста:

Iр = (Тр + 100%) / 100%

На основе вышеприведенных формул, используя значения Val и Vol из Таблицы 1, выполним расчет:

  1. Тр 2017-2018 = (671 – 618) / 618 * 100% = 8,6%

Тр 2018-2019 = (709 – 671) / 671 * 100% = 5,7%

  1. Iр 2017-2018 = (8,6% + 100%) / 100% = 1,09

Iр 2018-2019 = (5,7% + 100%) / 100% = 1,06

Из полученных данных составим таблицу динамики рынка такси в России за 2017-2019 гг.:
Таблица 2

Динамика рынка такси в России с 2017 по 2019 гг





2017-2018 гг

2018-2019 гг

Троста, %

8,6

5,7

Iроста

1,09

1,06


Отсюда можно заметить, что несмотря на ежегодное увеличение объемов рынка такси, его динамика постепенно снижается. Особенно заметны различия в темпах роста, которые за 1 год снизились в 1,5 раза.