Файл: Курсовой проект по дисциплине Маркетинговые исследования Маркетинговое исследование рынка такси в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Прогноз динамики рынка такси в России

На основе полученной динамики рынка можно составить прогноз на следующий год, как среднее арифметическое значение двух величин динамики за предыдущие периоды:

  1. Прогноз Тр 2020 = (8,6% + 5,7%) / 2 = 7,15%

  2. Прогноз Iр 2020 = (1,09 + 1,06) / 2 = 1,075

Однако стоит отметить, что в связи со случившейся пандемией коронавируса рынок такси подвергся непредвиденным изменениям, сказавшимся на его объемах и динамике развития. Например, по оценке BusinessStat (приложение 1), численность поездок за 2020 год снизилась на 5,6% по сравнению с предыдущим годом, из чего можно сделать вывод, что динамика развития данного рынка также подверглась непредвиденным изменениям, т.е. ее показатели снизились.

  1. Анализ внешнего окружения

Анализ внешнего окружения позволяет выявить благоприятные возможности среды, помогающие организациям использовать свои сильные стороны, нейтрализовать слабые и подготовиться к встрече с возможными угрозами.

Для проведения данного анализа используются различные методы, в их числе PEST-анализ, который помогает оценить ключевые рыночные тенденции отрасли на основе политических, экономических, социальных и технологических показателей внешней среды.

Проведем PEST-анализ с оценкой для рынка такси в России. Полученные данные представим в Таблице 3:

Таблица 3

PEST-анализ рынка такси в России


Факторы

Возможности

Оценка

Угрозы

Оценка

Политические

Пересмотр Приказа Министерства транспорта РФ №199 о парковочных местах[7]

1

Введение специального налогового режима для самозанятых [9]

2

Рассмотрение обязательного дополнительного страхования ОГСОП

2

Рассмотрение законопроекта № 864881-7, предусматривающего введение ответственности агрегаторов за действия ИП и самозанятых [3]

4

Экономические

Антимонопольный контроль на рынке агрегаторов такси

4

Экономический спад России на 3% по итогам 2020 г [5]

5

Снижение расходов на конечное потребление домашних хозяйств на 5,2% по итогам 2020 г [5]

4

Сокращение добавленной стоимости в отрасли транспортировки и хранения на 10,6% под влиянием карантинных ограничений в 2020 г [5]

4

Социальные

Снижение спроса на личное авто среди населения в связи с дороговизной содержания

3

Рост безработицы, вызванный пандемическим кризисом (5,7% на февраль 2021 по сравнению с 4,6% в феврале 2020) [4]

3

Технологические

Цифровизация процессов предоставления услуги с помощью агрегаторов

5

Высокие затраты на цифровизацию (разработка мобильного приложения, создание сайта и др.)

3

Рост проникновения смартфонов в регионах

3

Развитие сети общественного транспорта

2

Внедрение IT-технологий в коммуникации и продвижение

5

Необходимость внедрения новых технологий малому бизнесу в связи с активной цифровизацией рынка

4



Из проведенной оценки можно сделать вывод, что технологический фактор является наиболее значимым для выбранного рынка. За последние несколько лет услуги агрегаторов такси составили конкуренцию «традиционным» диспетчерским службам, вследствие чего большинство таксопарков начали работать с агрегаторами. Данное взаимодействие указывает на влияние развития технологий на рынок такси, в котором удобство пользования играет решающую роль. Цифровизация процессов предоставления услуги с помощью агрегаторов позволяет рынку развиваться и увеличивать свои объемы, а активное внедрение IT-технологий в коммуникации и продвижение дают возможность развития бизнеса и укрепления позиций компаний на рынке.

Также стоить отметить антимонопольный контроль ФАС, осуществляемый в данный момент со стороны государства. Невмешательство государства грозит тем, что укрупнение одного агрегатора путем поглощения других участников рынка будет способствовать сведению на нет конкуренции и возможности выбора для потребителя. Контроль помогает избежать такого развития событий и не дает рынку монополизироваться.

Самой значительной угрозой на рынке такси является экономический спад, повлекший за собой ряд изменений важных показателей, в том числе снижение расходов на конечное потребление домашних хозяйств. Это говорит о том, что потребитель стал тратить меньше денег на покупку товаров и услуг, что также может отразиться на спросе на услуги такси.

  1. Карта рынка такси в РФ

В данный момент главными игроками на рынке такси являются агрегаторы. Агрегаторы такси – онлайн-сервисы, предоставляющие возможность найти заказ водителю или сделать заказ пассажиру с помощью мобильного приложения, сайта или по номеру телефона. Главная особенность агрегаторов в том, что они предоставляют информационную площадку для предоставления услуги, включая техническую поддержку и обратную связь, в то время как таксопарки в привычном понимании просто предоставляют транспорт и водителя.

Для лучшего понимания того, как в данный момент выглядит рынок такси в России, составим его карту:

Таблица 4

Карта рынка такси в России


Производители

Продукты

Посредники

Потребители

  • Яндекс.Такси / Uber

  • Везет

  • Максим

  • Gett

  • Ситимобил

  • Пассажирское такси

  • Семейное такси

  • Грузовое такси

  • Доставка на такси

  • «Трезвый водитель»

  • Заправки

  • Автосервисы

  • Водители

  • Таксопарки

  • Мужчины и женщины

  • От 15 лет

  • Занятые, безработные, на пенсии, в декрете

  • Жители крупных, средних, малых городов, поселков и деревень



Топ-5 производителей на рынке такси – агрегаторы. Это объяснимо, так как качество и простота предоставления услуг через них по многим параметрам превосходит обычные таксопарки.

С каждым годом рынок такси растет и развивается, для поддержания показателей агрегаторы вводят новые виды услуг. Теперь такси не ограничивается простой перевозкой пассажиров. Сейчас также распространены такие виды такси, как:

  • семейное, подразумевающее большую машину с детскими креслами и вместительным багажником;

  • грузовое, благодаря которому больше нет необходимости использовать сторонние сервисы для перевозки крупных грузов, например, при переезде;

  • доставка на такси дает возможность доставить любую посылку с водителем за короткий срок;

  • услуга «трезвый водитель», с помощью которой всегда можно вызвать водителя, который отвезет Вас до дома на Вашей машине.

Такое разнообразие услуг имеют возможность представить самые крупные производители на рынке, что помогает им закрепить за ними лидирующие позиции.

Агрегаторы такси – посредники между пассажирами и таксопарками. Однако в современных реалиях можно рассматривать агрегаторов как самостоятельные единицы, в число посредников которых входят таксопарки, как средство предоставления транспорта. Водители такси – еще один посредник, без которого невозможно предоставление услуги. Также посредниками являются заправки и автосервисы, необходимые для обслуживания автомобилей.

Исходя из широкого выбора предоставляемых услуг на рынке такси, сегментация его потребителей постоянно изменяется и количество пользователей продолжает расти. Так, на сегодняшний день, услугами рынка такси пользуются все слои населения в зависимости от возникших потребностей.

  1. Распределение долей на рынке такси в РФ

Исходя из данных карты рынка (Таблица 4), проанализируем основных агрегаторов и рассмотрим распределение их долей на рынке такси в России по данным Аналитического центра при правительстве РФ [6].



Рисунок 2 - Распределение долей на рынке такси в России в 2019 г
Согласно данным за 2019 год Яндекс.Такси, объединившийся с Uber на территории России в 2017 году, является лидером среди агрегаторов такси, занимая 27% от общего объема рынка, что составляет 191 450 млн рублей за год. Далее, более чем в 2 раза меньшую долю занимает Везет с выручкой 85 089 млн рублей и долей на рынке в 12%. Такси Максим вносит вклад в ВВП России 2019 года в размере 63 816 млн рублей, Gett – 35 453 млн рублей. Ситимобил занимаешь лишь 1% от общего объема рынка, но остается одним из крупнейших агрегаторов страны с выручкой в 2019 году более 7 млрд рублей.


Долю 6% составляют прочие агрегаторы такси, а оставшиеся 40% относятся к остальному рынку. Под остальным рынком такси подразумевается система работы через таксопарки, без помощи услуг агрегаторов. Объемы такого такси в 2019 году составили более 283 млрд рублей, но стоить заметить, что с каждым годом процент долей агрегаторов на рынке увеличивается, оставляя устаревшие модели работы, относящиеся к остальному рынку такси, позади.

  1. Анализ конкуренции на рынке такси в России

Оценим конкуренцию на рынке такси в России. Для этого воспользуемся индексом Херфиндаля-Хиршмана, используя данные о распределении долей на рынке из рис. 2 (раздел 7):

HHI = Д12 + Д22 + Д32 + Д42

HHI = 272 + 122 + 92 + 52 = 729 + 144 + 81 + 25 = 979

Значение индекса менее 1000, из чего следует, что рынок конкурентный. Это говорит о том, что на рынок по-прежнему могут входить новые игроки. Однако в данном случае это потребует больших затрат и высокой организационной и технологической подготовки. Также стоит отметить, что в данный момент значение индекса близится к 1000, то есть рынок стремится к олигополии, и в скором времени уже имеющиеся компании окончательно закрепят за собой доли на рынке.

Также вычислим коэффициент концентрации:

КК = Д1 + Д2 + Д3 + Д4

КК = 27% + 12% + 9% + 5% = 53%

Согласно полученному результату рынок такси в России умеренно концентрированный, так как его значение находится в промежутке 45-70%. Это подтверждает выход рынка на олигопольный тип рыночной структуры, следовательно, в данный момент составлять конкуренцию имеющимся на данном рынке компаниям достаточно сложно и рискованно.

  1. Анализ потребителей такси

Для анализа потребителей такси в России проведем их сегментирование по нескольким признакам. Однако стоить отметить, что выявить единый портрет потребителя такси невозможно, так как услугами данного рынка пользуются все группы населения с разной частотой.

Для начала, оценим пользователей услуг такси по их географическому признаку1:



Рисунок 3 – Доля населения России, регулярно пользующихся такси, %

Из представленной диаграммы можно заметить, что сельское население использует услуги такси на регулярной основе чаще, чем жители городов. Это в большей степени связано с отсутствием альтернативы для передвижения в виде развитой общественной транспортной системы, которая имеется в крупных городах. Также значительную роль играет стоимость поездки, которая растет с увеличением населения и территории географического объекта. И наконец немаловажен фактор выбора, к примеру, в городе с большой численностью населения в некоторых ситуациях рациональнее
воспользоваться общественным видом транспорта, так как это может быть доступнее, проще и быстрее.

Рассмотрим популярность такси у различных групп населения, в число которых входят занятые в экономике, пенсионеры и неработающие:



Рисунок 4 – Доли населения, регулярно пользующихся такси, по отдельным категориям, %

Из диаграммы можно увидеть, что каждая из групп населения пользуется услугами такси. К примеру, число занятых в экономике, регулярно пользующихся услугой, составило более 11 млн человек в 2018 году2. Наибольшую их часть составляет занятое население с доходом средний и выше среднего, использующие такси в рабочих целях, либо в качестве наиболее удобного средства передвижения.

На представленной ниже диаграмме (рис. 5) рассматривается частота использования такси всеми группами населения:



Рисунок 5 – Частота использования такси (на сентябрь 2019 года), %

Отсюда видно, что более половины потребителей (57% от общего числа) пользуются услугой вызова такси по несколько раз в месяц, то есть являются постоянными клиентами на рынке.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что потребителем на рынке такси может стать каждый, независимо от его географического положения, социально-демографических признаков, культурных особенностей или поведенческих привычек, так как передвижение по местности – нужда, возникающая время от времени у каждого человека, а такси – один из наиболее вероятных вариантов удовлетворения этой нужды (рис.6).



Рисунок 6 – Наиболее часто используемые виды транспорта (несколько ответов), %

  1. Анализ продукта

Для большего понимания того, что из себя представляет услуга вызова такси, как продукт на рынке, проведем анализ на основе пятиуровневой модели товара Котлера:

Таблица 7

Модель Котлера «5 уровней товара» для услуг по вызову такси


  1. Исходный продукт

Переместиться из точки А в точку Б с комфортом

  1. Родовой продукт

  • Личный автомобиль

  • Общественный вид транспорта

  • Такси

  • Самокат

  • Велосипед

  • Попутный автомобиль

  • Каршеринг

  1. Ожидаемый продукт

Передвижение по местности внутри замкнутого пространства в качестве пассажира до конкретной точки на карте

  1. Расширенный продукт

  • Возможность выбора тарифа в зависимости от цены (эконом, комфорт, бизнес, премиум)

  • Возможность выбора тарифа в зависимости от обстоятельств (детский, минивэн, личный водитель)

  • Возможность выбора тарифа в зависимости от цели (курьер, доставка, грузовой)

  • Заказ с помощью мобильного приложения, сайта или по номеру телефона

  • Расчет стоимости поездки заранее

  • Время подачи машины 2-5 минут

  • Рейтинговая система водителей

  • Отслеживание местоположения машины в режиме реального времени

  • Наличный и безналичный расчет

  • Скидки по подписке

  1. Общий продукт

  • Выбор агрегатора с наиболее быстрой подачей машины

  • Наличие подписки со скидкой на определенного агрегатора

  • Выбор в пользу агрегатора, предложившего наименьшую стоимость поездки