Файл: Методические указания для выполнения контрольных работ (для заочной формы обучения).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания и методические указания для выполнения контрольных работ (для заочной формы обучения)
Контрольная работа (для заочной формы обучения)

Дисциплина «Педагогика» изучается в течение двух семестров, в соответствии с этим выполняются две контрольных работы – №1, №2.

Требования к структуре и оформлению письменной (контрольной) работы № 1

Структура письменной (контрольной) работы

Контрольная работа №1 по дисциплине «Педагогика» выполняется по первому модулю, который включает разделы «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания. Теория обучения».

Контрольная работа состоит из двух заданий:

первое задание носит реферативный (теоретический) характер и направлено на освоение теоретических знаний по дисциплине.

второе задание – это практическая работа, направленная на проектирование воспитательного мероприятия для системы СПО.

Порядок выбора варианта письменной работы и сроки ее выполнения

Студент по-своему усмотрению выбирает задания для выполнения письменной (контрольной) работы. В случае отсутствия работы студенты не допускаются до зачета по дисциплине «Педагогика».

Требования к оформлению работы

Работа выполняется на листах формата А4 в печатном или рукописном виде аккуратным, разборчивым почерком. При выполнении работы следует указывать содержание задания (размещается перед основным текстом письменной работы на стр. 2). В содержании (оглавлении) должны быть представлены все виды работ в соответствии с заданием. Образец титульного листа прилагается (прил.1).

Обучающемуся необходимо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению работы. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы.

При цитировании текста первоисточника или научно-теоретической работы, статьи необходимо цитату заключить в кавычки и сделать ссылку на источник. В ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания, страница. Цитирование без ссылок на источник недопустимо. Основные положения теоретического вопроса должны быть представлены в виде презентации.

Требования к оформлению презентации:


1. Требования к содержанию информации: заголовки должны привлекать внимание аудитории; предложения должны быть простыми (короткими); временная форма глаголов – одинаковая; минимум предлогов, наречий.

2. Требования к расположению информации: горизонтальное расположение; наиболее важная информация в центре экрана; комментарии к картинке располагаются внизу; слайды не перегружать ни текстом, ни картинками; на одном слайде не более трех фактов, выводов, определений.

3. Количество слайдов – 10-15.

Письменная работа обязательно должна сопровождаться правильно оформленным библиографическим описанием литературного источника с указанием выходных данных.
Основные критерии оценки письменных (контрольных) работ:

  1. Соответствие принципу научности: теоретическая обоснованность темы, научно-теоретический уровень содержания.

  2. Умение самостоятельно работать с источниками, выделять и анализировать отечественные и зарубежные источники (60% источников должны быть изданы не позднее 2018 года).

  3. Грамотное и последовательное изложение материала.

  4. Самостоятельный и творческий подход к анализу образовательных концепций и теорий.

  5. Правильность оформления библиографии и работы в целом, своевременность ее сдачи.

  6. Наличие презентации, оформленной в соответствии с требованиями.


Задание № 1 к контрольной работе № 1


  1. Педагогика как наука: объект, предмет, место в системе наук о человеке.

  2. Основные педагогические категории: определения, взаимосвязь.

  3. Этапы развития педагогики и структура современного педагогического знания (отрасли педагогики).

  4. Методология педагогики: ее сущность, уровни и функции.

  5. Основные методологические подходы.

  6. Методологические принципы исследования.

  7. Характеристика методов исследования в педагогике.

  8. Образование как механизм развития личности и общественного сознания.

  9. Основные компоненты научного исследования.

  10. Образование как система. Система образования РФ.

  11. Структура и логика педагогического исследования.

  12. Педагогический эксперимент.

  13. Понятие методологической культуры. Уровни педагогической культуры.

  14. Общая характеристика процесса воспитания. Проблема определения целей воспитания.

  15. Процесс обучения: общая характеристика.

  16. Понятие о педагогическом процессе. Структура педагогического процесса.

  17. Цели обучения: понятие, структура, виды. Требования к целям, понятие диагностично поставленной цели.

  18. Социальное пространство воспитательного процесса: сущность, структура, воспитательный потенциал.

  19. Содержание воспитания: понятие, классификация направлений.

  20. Методы воспитания: понятие, особенности, классификации, принципы выбора.

  21. Средства обучения. Критерии выбора средств обучения.

  22. Формы обучения. Критерии выбора форм обучения.

  23. Контроль обучения как дидактическое понятие. Методы и формы контроля.

  24. Методы обучения: понятие, основные классификации, принципы выбора методов.

  25. Принципы и правила воспитания: понятие, проблема классификации.

  26. Проблема критериев эффективности воспитательных систем и диагностики воспитанности учащихся.

  27. Классно-урочная система: история, цели, условия эффективности, преимущества и ограничения.

  28. Проектирование урока. Традиционная структура урока. Структура современного урока. Понятие о дидактической, логико-психологической, мотивационной, методической структурах урока.

  29. Организационные формы лекционно-семинарской системы. Достоинства и недостатки лекции, семинара. Типология лекции.

  30. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Современные концепции содержания образования

  31. Законы и закономерности процесса обучения.

  32. Современные дидактические концепции: личностно ориентированное, проблемное, проектное обучение.

  33. Дидактические концепции: теория поэтапного формирования умственных действий, развивающее обучение.

  34. Основные модели воспитания.

  35. Таксономия педагогических целей по Б. Блуму.

  36. Дидактические принципы: наглядность, систематичность и последовательность, активность и самостоятельность в обучении, доступность, взаимосвязь теории и практики.



Задание № 2 к контрольной работе № 1

Разработайте сценарий образовательного события (воспитательного дела, мероприятия) в образовательной организации среднего профессионального образования по выбранной Вами теме.

Сценарий мероприятия рекомендуется представить по схеме, приведенной ниже, вместе с тем, Вы можете использовать алгоритм составления технологической карты мероприятия и его анализа по утвержденной структуре (схеме) Вашей образовательной организации.
Направление воспитательной работы:____________________

Тема: «_______________________________________________»

Целевая аудитория:_____________________________________

Цель мероприятия:_____________________________________

Дидактическая задача:_________________________________

Воспитательная задача:________________________________

Развивающая задача: __________________________________
План мероприятия:

Этап воспитательного мероприятия

Время, отводимое на этап



















Итого:





ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы и средства

Результат
































СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
…………
Критерии оценки мероприятия:_______________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


Требования к структуре и оформлению письменной (контрольной) работы № 2

Основными целями контрольной работы являются: практическое применение теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины; выявление степени изучения и усвоения студентом программного материала; привития ему первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, научной и учебной литературы; формирование способностей к анализу и объективной оценке исследуемого научного и практического материала.

Выполнение контрольной работы предполагает углубление и систематизацию полученных знаний по изучаемому курсу в целом и по избранной теме в частности; выработку навыков сбора и обобщения практического материала, работы с первоисточниками; развитие умений применять полученные знания для решения конкретных научных и практических проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию в их решении.

Материалы необходимые для выполнения контрольной работы располагаются на кафедре и в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Структура контрольной работы № 2

Контрольная работа по модулю «История педагогики и философия образования» содержит 10 вариантов. Каждый вариант состоит из трех заданий.

Первое задание – написание конспекта, направлено на ознакомление с трудами выдающихся представителей педагогической мысли. Конспект должен занимать не более трех страниц. Если выбрана книга или учебник, то целесообразно законспектировать ее отдельную главу или параграф. Конспектирование предполагает письменное изложение основных положений работы. Конспектирование не должно быть слишком подробным. Главная задача – выделить основную мысль (центральный тезис) научного текста, показать логику ее развертывания, сформулировать основные положения.

Второе задание – это реферативная работа, выполненная на основе анализа педагогических проблем. Реферат (от лат. reffere докладывать, сообщать) краткое изложение в письменном виде, а затем в форме публичного выступления результатов самостоятельного изучения какой-либо (в данном случае историко-педагогической) проблемы. Цель реферата передать основную, существенную, новую информацию, содержащуюся в изученных источниках.

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов:


I этап изучение литературы;

II этап создание и оформление текста реферата;

III этап на основе письменного реферата составляется текст 5-10-минутного доклада, выносимого на защиту во время зачета. В докладе должны быть освещены цели и задачи реферативного исследования, краткое содержание и общие выводы.

Объем реферата определяется содержанием источников и может колебаться от 14 до 20 листов формата А4.

Композиционно (строение, соотношение и взаимное расположение частей работы) текст реферата также может быть различным. Традиционно он состоит из 3-х частей:

введения (как правило, приводятся краткие сведения об авторах, дается общая характеристика источников, определяются цель и задачи исследования и т.д.);

основной части (приводятся все существенные положения, новые сведения, содержащиеся в источниках);

заключения (приводятся выводы автора, обобщения и т.п.).

Третье задание – анализ суждения педагога, направлено на возможность использования своего жизненного, познавательного и педагогического опыта и предполагает необходимость самостоятельного суждения.

Порядок выбора варианта контрольной работы и сроки ее выполнения

Номер варианта выбирается по последней цифре шифра студенческой зачетной книжки. В случае отсутствия работы студенты не допускаются до зачета по дисциплине «История педагогики и философия образования».

Требования к оформлению работы

Работа выполняется на листах формата А4 в рукописном виде аккуратным, разборчивым почерком или в печатном варианте. На титульном листе необходимо обозначить номер варианта.

Контрольная работа обязательно должна сопровождаться правильно оформленным библиографическим описанием источников с указанием выходных данных.
Задания к контрольной работе № 2

(номер варианта выбирается по последней цифре шифра студенческой зачетной книжки)

Вариант 0

  1. Составьте конспект научно-педагогической работы Аристотеля «Политика» (Книга VIII)

  2. Напишите реферативную работу на тему: «Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо»

  3. Перед Вами один из вопросов (quaestio) схоластической «философии образования»: «Может ли один человек учить другого? <…> Представляется, что (videtur quod) один человек не может учить другого, [поскольку] Господь говорит: “Не называйтесь учителями” (Мф 23; 8). <…> Но против (sed contra): апостол говорит (1 Тим 2, 7): “Я поставлен проповедником и Апостолом, учителем язычников в вере и истине”» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 117, 1). Анализируя формальный и содержательный аспекты вопроса, укажите на достоинства и недостатки схоластического метода обучения.