Файл: Проектный метод как средство повышения качества музыкальноэстетического воспитания детей Проект Сказка в музыке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сугробы в сумерки упали,

На окнах выткалась парча.

Рисуя тени на рояле,

Играет пламенем свеча.

В уютной комнате все вместе

При этом маленьком огне

Тихонько петь мы будем песни

И сказки слушать в тишине…

(А.Н.Майков)

Творческое название проекта: «Изобразительная сила музыки»
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Аннотация проекта:

  • тип проекта: творческий, коллективный;

  • доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки;

  • направленность деятельности: воспитательно-образовательная,

художественно-эстетическая;

  • число участников проекта: дети подготовительной группы (20 человек),

родители (20 человек), воспитатели (2 человека);

  • сроки проведения: 2005 – 2008 годы;

  • характер контактов: в рамках ДОУ.


Актуальность проекта

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:

  • развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;

  • развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;

  • дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;

  • развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;

  • дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.



Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия

  • между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;

  • между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;

  • между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;

  • между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;

  • между уровнем современных средств ТСО и слабой материально – технической базой ДОУ.

Гипотеза проекта

Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:

  • развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;

  • выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;

  • расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).



Цель проекта

Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».
Задачи проектной деятельности


  • Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;

  • приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;

  • проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;

  • разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.




Предполагаемые результаты

    • Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.

    • Развитое образное мышление и творческое воображение.

    • Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

    • Получение первого опыта самооценки.

    • Творческое самовыражение воспитанников.


Предмет исследования

педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Сказка в музыке» для развития потенциальных музыкально-творческих возможностей детей старшей - подготовительной группы
Основные методы проекта

  • Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.

  • Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.

  • Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».

  • Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.


Этапы реализации проекта


1. Концептуальный

(декабрь 2005)

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов

2.Подготовительный

(январь-

февраль 2006)

Подбор методического материала, фонотеки. Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий, подготовка плана работы кружка «Журавлик».

3.Вводно-диагностический

(март-май 2006)

Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования.

4. Внедренческий

(сентябрь 2006 –

апрель 2008)

Внедрение различных форм работы по теме «Сказка в музыке» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.

5. Заключительный

(май 2008)

Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта,

6. Итоговый

(июнь – август 2008)

Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей.


Модель организации работы по теме

«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ

«Сказка в музыке»

Содержание деятельности:

-музыкальные занятия разных видов;

-игровая форма обучения;

-театральная деятельность;

-самостоятельная музыкальная деятельность;

-праздники и развлечения;

-подбор разнообразных музыкальных инструментов


Диагностическая основа:

-исходная диагностика;

-промежуточная;

-итоговая


Программно-методическое обеспечение:

-программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»;

-перспективное планирование кружковой работы кружка музыкальной сказки «Журавлик»;

-перспективное планирование интегрированных занятий;

-работа городской экспериментальной площадки «Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии»;

-использование здоровьесберегающих технологий



Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое.

  • О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.

  • О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. 1999 г.

  • С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).

  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».

  • Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».

  • Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.

  • Перспективное планирование.


2. Материально-техническое.

  • Комната сказки;

  • Театральная студия с оборудованной костюмерной;

  • Декорации, атрибуты;

  • DVD проигрыватель ;

  • Диски с музыкальными сказками;

  • Музыкальный центр;

  • Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.

  • Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах


3. Диагностико-дидактическое.

  • Конспекты занятийпо теме «Сказка в музыке».

  • Перспективный план работы кружка «Журавлик».

  • Творческие задания, направленные на:


- формирование музыкального и импровизационного творчества.

- восприятие музыкального образа через синтез искусств.

  • Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.