Файл: Курсовая работа 09. 02. 07 Информационные системы и программирование код и наименование специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 587

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Шарыповский многопрофильный колледж»

Работу защитил

с оценкой ( )

______________

(подпись руководителя)

«___»___________20___г.

.

КУРСОВАЯ РАБОТА

09.02.07 Информационные системы и программирование

код и наименование специальности
МДК. 05.02 Разработка кода информационных систем

наименование дисциплины/МДК
Проектирование и реализация подсистемы учета и контроля для ИС ресторанного бизнеса
тема работы

Руководитель ________ _________ Метелкина В.О

подпись дата инициалы, фамилия
Студент ИТ19-21 _________ __________ Громов В.А

номер группы подпись дата инициалы, фамилия

г. Шарыпово 2023г

Введение…………………………………………………………………………3

Теоретическая часть…………………………………………………………….7

Глава1. Анализ предметной области…………………………………………...7

1.1 Описание выбранной предметной области………………………………...6

1.2 ER – диаграмма………………………………………………………………7

1.3 Физическая модель базы данных……………………………………………8

1.3 Системный анализ деятельности ресторана……………………………….10

1.5 Нормализация базы данных…………………………………………………11

1.6 Модель «Сущность - Связь»…………………………………………………12

1.7 Структурный подход при разработке инфологической модели...................13

Глава 2. Выбор СУБД………………………………………................................11

2.1 Классификация и сравнительная характеристика СУБД……………...…...12

2.2 Требования к СУБД………………………………………………………….13

2.3 Даталогическая модель БД…………………………………………………..14

2.4 Обеспечение целостности данных…………………….................................15

2.5 Типы ограничений целостности……………………………………….……16

2.6 Описание программного средства……………………………......................17

2.7.................................................................................18

2.8

Заключение……………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………17



Введение

Как всем известно, в настоящее время обработка и хранение информации являются важнейшими задачами для предприятия любого типа. Поэтому для оперативного, гибкого, эффективного управления и внедряются различные БД, ведь при большом объеме информации и сложности производимых с ней операций проблема эффективности и быстродействия средств организации хранения, доступа и обработки данных приобретает особое значение.


При осуществлении своей деятельности ресторан русской кухни «Матрешка» ежедневно сталкивается с большими объемами информации, которые нуждаются в обработке. Исходя из этого, возникает потребность в профессионально-сделанной, эффективно работающей базе данных, которая сможет упростить работу операторов, управляющего коллектива и всего предприятия в целом.

Как уже отмечалось выше, основой разрабатываемой системы стала база данных, содержащая информацию о ежедневной работе предприятия. Предполагается, что она позволит сократить время на обработку больших объемов информации, поступающей как из вне (сведения о клиентах, оформление заказов, учет поставок), так и «вращающейся» внутри самого предприятия (начисление заработной платы, премии, данные о сотрудниках и т.д.), обеспечить быстрый доступ к данным, особенно тем, которые чаще всего используются.

Таким образом, спроектированная информационная система сможет обеспечить своевременное формирование отчетов по соответствующим запросам для предоставления не только сотрудникам, но и клиентам (например, вывод чеков), а также обеспечить учет входящей и исходящей информации, необходимой для работы данного предприятия.

Задачи курсовой работы:

Разработать базу данных на основе предметной области «Ресторан». В

базе данных будет содержаться информация о меню, об ингредиентах и

о прибыли ресторана.

Овладеть навыками работы в среде Microsoft Access. Составлением

запросов, форм, отчетов и созданием кнопочных форм для удобной

навигации по созданной работе в Microsoft Access.

1. Теоретическая часть
1.1. Описание выбранной предметной области
Ресторан – это заведение общественного питания с разнообразным ассортиментом блюд особого приготовления, которое включает фирменные, кондитерские блюда и блюда на заказ, а так же алкогольные напитки.
В ресторане повышенный уровень обслуживания должен сочетаться с программой отдыха.
Сегментов в ресторанном бизнесе выделяется три – премиум – класс, средний уровень и фаст – фуд.
В создаваемой базе данных ресторана «Плаза» должна храниться информация, отражающая основные направления деятельности ресторана. База данных создается для внутреннего пользования служащих ресторана, таких как: повара, работников бухгалтерии (бухгалтера, менеджера), директора.
В качестве объекта исследования было выбрано типовое предприятие общественного питания - ресторан «Чешуя», занимающееся организацией приятного время препровождения посетителей, предоставления им возможности культурного отдыха, а также предоставление на выбор посетителей широкого списка изысканных блюд. Ресторан содержит в своем составе следующие подразделения: «Кухня», «Главный зал», «Финансы и производство». Рассмотрим отдельно состав работников и функции, выполняемые каждым из отделов. Финансы и производство - отдел представляют три человека: менеджер, финансист и логист. Данный отдел отвечает за исполнение следующих операций: -

Ведение бухгалтерского учета; - Анализ поступающей информации от отделов «Кухня» и «Главный зал»; - Ведение взаиморасчетов с поставщиками; - Ведение налогового учета; - Формирование ежедневного меню; - Формирование заявок на закупку продуктов. Для формирования ежедневного меню от отдела «Кухня» поступает список блюд возможных для приготовления и на основе этого списка, а также внешней экономической информации формируется ежедневное меню, содержащее список блюд и цены на них. Для управления закупкой продуктов от отдела «Кухня» поступает список необходимых продуктов для заказа и на основании это списка формируется заявка на заказ продуктов поставщику. При поступлении продуктов на кухню администратор кухни передает в отдел «Финансы и производство» документы о поступлении продуктов. Формированием ежедневного меню занимается менеджер. Управлением закупкой занимается логист, а всеми остальными процессами занимается финансист. Кухня - отдел представлен 3-4 поварами и одним администратором горячего цеха. Повара занимаются приготовлением блюд. Администратор кухни принимает заказы от официантов, анализирует их и формирует очередность приготовления блюд, как только блюдо готово администратор горячего цеха сообщает об этом официанту. Также администратор горячего цеха ведет отчетность об израсходованных продуктах, следит за их количеством и в случае необходимости формирует заявку на заказ продуктов, при поступлении продуктов администратор анализирует поступившие продукты, сравнивает поступившие продукты с заявкой и отчетные документы передает в отдел «Финансы и производство». Главный зал - состоит из 3-4 официантов и одного администратора зала. Главная задача отдела сводится к обслуживанию посетителей. Процедура взаимодействия с посетителями выглядит следующим образом: посетитель приходит в ресторан и на основе меню формирует свой заказ, официант отправляет заказ на кухню и администратору зала, а после приготовления заказа подает его посетителю. Когда посетитель собирается уходить официант подает ему счет, который заранее подготовлен администратором зала и посетитель его оплачивает заказ посетителя переносится в общий журнал заказов. Резюмируя высказанное, функции, выполняемые сотрудниками разных объектов. Заказ посетителя переносится в общий журнал заказов. Резюмируя высказанное, функции, выполняемые сотрудниками разных отделов предприятия можно представить в виде матрицы организационных проекта Матрица организационных проекций представлена в таблице 1.


Функции, которые выполняют служащие различны:

- профессиональные повара занимаются приготовлением заказанных блюд.

- менеджер, осуществляет контроль за расходом продуктов, договаривается с поставщиками об объемах, датах поставок и цене поставляемых продуктов. По сути осуществляет управление и организацию бесперебойных процессов производства и продажи готовой продукции.

- Бухгалтер ведет бухгалтерский учет, т. е. упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщении информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной, достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций.

- Директор контролирует деятельность работников ресторана, проводит анализ информации о получаемой прибыли, и в соответствии с этим осуществляет постановку целей и задач на следующий период деятельности ресторана.

С учетом указанных пользователей, можно выделить следующие объекты и характеристики, проектируемой базы:

- Меню ресторана, своеобразный прайс-лист, который будет содержать сведения о предлагаемых блюдах. Каждое блюдо имеет свое название, для него указан соответствующий вид (закуска, первое блюдо, второе блюдо, десерт, напитки), рецепт, который содержит перечисление ингредиентов и технологию приготовления, название, калорийность и вес каждого продукта, входящего в блюдо.

- Для каждого поставщика продуктов указаны наименование фирмы-поставщика, название поставляемого продукта, вес, и цена за определенную единицу товара на момент поставки, индивидуальный налоговый номер поставщика, город и номер телефона.

- в информации о потреблении блюд еженедельно указаны: выручка, издержки и прибыль от проданного блюда. Отчетный период – неделя.

Для данной Базы данных основными сущностями являются:

- меню, в котором отражены блюда;

- продукты, из которых состоят блюда;


- поставщики, которые сотрудничают с рестораном.

Ассоциациями являются:

- состав (связывает меню с продуктами);

- поставки (связывает продукты и поставщиков).

Характеристиками являются:

- Рецепты;

- Прибыль.

1.2. ER – Диаграмма
Исходя из анализа предметной области можно выделить следующие сущности: «Заказы», «Ингредиенты», «Сотрудники», «Товары», «Категории», «Ингредиенты-товар» и «Заказ-товар»

на рисунке1 изображена ER- диаграмма ресторана





Рисунок 1 – ER диаграмма ресторана
1.3 Физическая модель базы данных
Физическая модель данных - это последний этап в проектировании той части ИС, которая отвечает за организацию данных. Для ее построения необходимо определиться с типом СУБД, так как данная модель предполагает точное описание создаваемой базы данных в терминах выбранной СУБД.

Физическая модель ресторана также строится на модели "сущность-связь" ресторана и логически создается на базе концептуальной модели.

Сущности становятся таблицами базы данных (БД). Атрибуты сущностей преобразуются в поля таблиц. Связи преобразуются в ограничения.

Атрибутам сущностей присваиваются конкретные типы полей. При помощи ограничений в БД переносятся бизнес-логика обработки и хранения данных ИС.

Концептуальная модель подвергается более тщательной нормализации и, при необходимости, денормализации.

На рисунке 2 изображена физическая модель базы данных


Рисунок 2 – «Физическая модель базы данных»



Системный анализ деятельности ресторана
1.4 Описание деятельности ресторана

На примере одного ресторана, входящего в сеть ресторанов, принадлежащей предприятию частного типа - обществу с ограниченной ответственностью «Чешуя», произведен системный анализ деятельности ресторана и приведено его описание.

Ресторан считается наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд сложного приготовления.

В ресторане высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей.

В основные виды деятельности ресторана входят:

1) обслуживание посетителей ресторана. Обслуживание клиентов обеспечивают официанты, носящие специальную форму и имеющие соответствующий ухоженный вид. Они обязаны выполнять правила подачи блюд, соблюдения эстетики;