Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй (581-617), которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. выделялись три сословно-классовые группы:

благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество

добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные


Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера – цзайсяна (чэнсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).

Классификация преступленийв зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции «десяти зол» (ши э):

• первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства против императора - заговор о мятеже против государя, непокорство и измена;

• четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

• пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесены убийства в одной семье трех человек, совершение преступления со собой злостностью, все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

• шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

• седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

48. Охарактеризуйте «Уголовные установления династии Тан» и «Законы Великой династии Мин» как источники права средневекового Китая.



Периодизация истории средневекового Китая:

Династия Суй (581-617)

Династия Тан (618-907)

Эпоха пяти династий (907-960)

Династия Сун (960-1279)

Династия Юань (1271-1368)

Династия Мин (1368-1644)

Династия Цин (1644-1912)

Классификация преступленийв зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции «десяти зол» (ши э):

• первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства против императора - заговор о мятеже против государя, непокорство и измена;

• четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

• пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесены убийства в одной семье трех человек, совершение преступления со собой злостностью, все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

• шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

• седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и) были приняты в 653 г., тем самым была продолжена практика создания китайских династийных кодексов. Кодекс содержит 502 статьи, которые сведены в 30 глав (цзюаней), объединенные в 12 разделов.

В древнем Китае сложилась система пяти наказаний – «у син», которая включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног (ступней), кастрацию и смертную казнь. Танский кодекс упорядочил систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками, толстыми палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь в двух формах

При династии Мин количество дополнительных законов было ограничено. В «Положении о расследовании уголовных дел» эпохи Хунчжей (1488-1506) содержало только 279 дополнительных закона. Их количество заметно увеличиться в эпоху Цин.

Во времена Минской династии существовало пять видов наказаний:

  • порка тонкими палками (от 10 до 50 ударов),

  • удары толстыми палками (от 60 до 100 ударов),

  • ссылка на определенный срок,

  • ссылка на определённое расстояние,

  • смертная казнь удушением или обезглавливанием.


При этом осужденные к высылке и ссылке сперва подвергались порке:

Одна степень наказания приравнивалась к десяти ударам тонкими или толстыми палками, изгнанию на шесть месяцев или ссылке на расстояние 500 ли (в то время 1 ли был эквивалентен примерно 600 м).

Важное место в своде законов занимали статьи, посвященные религии. Минская монархия официально приняла традиционную китайскую систему религиозных верований и культов, уходящую корнями в древность.

Самым главным объектом поклонения императора были его предки и предшественники – правители предыдущих династий. Культ предков, защитников и покровителей живых потомков, восходящий к древнему культу мертвых, приобрел исключительное значение в Китае из-за влияния конфуцианства. Почитание умерших предков стало в некотором смысле продолжением благоговейного отношения младших к старшим, предписанного конфуцианским принципом сыновней почтительности.

Основная цель новых религиозных законов – обеспечить условия для проведения жертвоприношений в полном соответствии с установленными стандартами.

  • приготовление жертвоприношений соответствующего качества и количества;

  • недопущение к участию в ритуалах людей, душевное состояние или нравственное поведение которых не соответствует торжественности момента;

  • соблюдение четко установленной церемонии;

  • недопущение атаки на ритуальные прерогативы власти;

  • недопущение приносить неуместные жертвы.

В своде законов присутствует свойственный китайскому законодательству принцип коллективной ответственности

49.Охарактеризуйте общественный и государственный строй Японии в Средние века.

Периодизация истории средневековой Японии:

Эпоха Ямато (III в. н.э. - 710)

Период Нара (710-794)

Период Хэйан (794-1185)

Сёгунат Камакура (Минамото) (1185-1333)

Сёгунат Муромати (Асикага) (1338-1573)

Период Адзути-Момояна (1573-1603)

Сёгунат Токугава (1603-1868)

Согласно преданию, первое государство было создано в Японии на земле Ямато в VII в. до н.э. Первым царем-тэнно был Иваро, правивший согласно летописям с 660 по 585 г. до н.э. Поселевшись на землях
Ямато, Иваро выстроил святилище для хранения трех волшебных предметов: металлического зеркала, меча и яшмового ожерелья. Согласно поверьям, их предала как знаки власти своему внуку – богу Ниниги- богиня солнца Аматэрасу. Обладание ими давало Иваро повод причислить себя к наследникам богов. После смерти его нарекли «Дзимму-тенно» - «Небесный» или «Божественный царь». Начиная с Дзимму-тэнно, власть в роду правителя Ямато переходила по наследству. Образование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. В это время произошли изменения в отношениях между главами племенного союза — царями Ямато (на острове Хонсю) и вождями других племенных групп, которые стали представителями центральной власти. 645 год – переворот Тайка

В 642 году на престол взошла царица Когеку.

В 645 году против господствующего дома Сога выступил его потомственный враг – род Накатоми (позднее стал называться Фудзивара). Семья Накатоми вступила в сговор с царевичем Накано Оэ. Заговорщики в присутствии царицы убили наследника и ее мужа. Царица Когеку отреклась от престола.

645 год – реформы Тайка. внедрены китайские схемы устройства государственного аппарата и администрации, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая (по китайскому образцу) система налогообложения.

Представители рода Накатоми стали главными советниками нового царя. С 697 года, с приходом к власти государя Момму, род Фудзивара стал подлинным правителем Японии.

В 1232 году был принят "Дзёэй Сикимоку" ("Свод законов"). Он установил особую значимость верности господину и предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. бусидо — неписанный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина».

ФЕОДАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА

Тэнно-император

Сегун-1 министр

Дайме-князь

Самураи-рыцари

"Тайхо Ёро Рё" или, как его чаще именуют "Свод законов Тайхо", содержит как гражданские ("Тайхорё"), так и уголовные законы ("Тайхо рицурё"). "Тайхорё" содержит 30 гражданских законов; "Тайхо рицурё" — 10 уголовных законов (например, о разбое и грабеже; об охране дворца).