Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • отягчающие наказание (большой ущерб, публичность, дерзость, злонамеренность, повторность деяния, дурная слава деятеля, совершение преступления против господина);

  • смягчающие наказание (неловкость, отсутствие злого умысла, легкомыслие, непредумышленность);

  • освобождающие от ответственности (малолетство — до 14 лет; немощь преступника; безумие преступника; необходимая оборона);

  • исключающие наказание (необходимая оборона, совершение преступления при выполнении служебных обязанностей, хотя бы и с превышением пределов необходимой обороны).

После его отречения от престола (1555), империя развалилась. Габсбургские земли (Австрия, Чехия, часть Венгрии) перешли брату Карла V - Фердинанду, испанские, итальянские и нидерландские – сыну, Филиппу II. Герма-ния оказалась раздробленной по религиозному и территориальному принципу.

30-летняя война (1618-1648) между габсбургской и антигабсбургской коалициями, в которую втянулось большинство европейских государств, нанесла максимальный урон самой Германии. В итоге, оеа потеряла часть территории, признала самостоятельность князей. Этому сопут-ствовал экономический упадок и усиление эксплуатации крестьян. Власть избираемого кур-фюрстами императора, стала формальной. На 30 млн. жителей приходилось около 300 практически самостоятельных государств. Наиболее крупные: Австрия и Бранденбург.

Возникновение Прусского государства. В связи с перемещением торговых путей на север, бранденбургское курфюрство превратилось в основного поставщика продоволь-ствия, что способствовало экономическому подъему и закрепощению крестьянства. Юнкеры (рыцари), превратились в помещичье сословие. Сложилось реакционное юн-керское Бранденбургско-Прусское государство. Влиятельным курфюрстом, способство-вавшим укреплению Пруссии, был Фридрих Вильгельм. Он добился в ходе польско-шведской войны (1655-1660) независимости от Польши, способствовал переселению иностранцев, развитию экономики, создал сильную армию и фот. Его сын, курфюрст Бранденбургский и герцог Прусский Фридрих III, провозгласил себя в 1701 г. королем Пруссии под именем Фридриха I. создания общегерманских законников начались только со второй половины XVI в. («Каролина», 1532 г). Дальнейшие кодификационные работы относятся к XVIII в. — Баварское уголовное уложение 1751 г., австрийское уложение «Терезиана» 1762 г., Прусское земское уложение 1794 г. и т.д.



Вопрос 76. Раскройте сущность германского конституционализма первой половины XIX в. Проанализируйте положения Франкфуртской конституции 1849 г. и Конституции Пруссии 1850

Конституции большинства германских государств были приняты с 1816 по 1847 г. во исполнение решений Союзного акта 1815г., который стал правовой основой своеобразного «конфедеративного» Германского союза после разгрома наполеоновской Франции.

Союзный акт определял не только принципы отно­шений между немецкими государствами, но и будущую государственную форму правления на основе сословно-представительных конституций. Каким образом эти тре­бования Союзного акта были воплощены в жизнь, сту­денту необходимо выяснить на примере одной из них — Конституции Великого герцогства Баденского 1818г., принятой в форме октроированной хартии.

По форме правления, высшим органам государ­ственной власти эти конституции мало отличались одна от другой. Во главе государства стоял монарх «божьей милостью», как правило, с двухпалатным сословно-представительным законодательным собранием, включающим в качестве верхней палаты «палату господ» 

Одним из важных показателей начала развития германского конституционализма стал не только сам факт принятия первых конституций, но и закрепление в них определенного перечня демократических прав и свобод.

ФРАНКФУТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ Главным достоинством Конституции (опубликована в 1849 г.), явилась разработка правовых основ такой модели федерального государства, которая, как в то время представлялось, в наибольшей мере учитывала исторические, политические, социаль-ные условия, а также задачи, стоящие перед объединенной Германией. Конституция и открывалась разделами (1 и 2), в которых закреплялась взаимосвязь федерации с ее субъектами и разграничивалась их компетенция. Субъекты федера-ции должны были сохранить свою независимость, поскольку она не ограничивалась имперской конституцией, иметь свои конституции и администрацию. Самый большой раздел Конституции посвящен "имперской власти", многочислен-ным полномочиям общефедеральных органов с целью нейтрализовать укоренившие-ся за века сепаратистские тенденции отдельных земель. Система органов федеральной власти была разработана менее тщательно. Во главе империи должен был стать один из крупных царствующих германских монархов, Австрии или Пруссии как символа единства немец­кой нации. Тем не менее, данная Конституция так и осталась на бумаге. Король Пруссии отверг данную конституцию, сделав неудачную попытку объединить государство через унию. Таким образом, объединения государства на основе общей конституции 1849 г. не состоялось


ПРУССКАЯ КОНСТИТУЦИЯ В 1850 г. в Пруссии была принята Конституция, позволившая в последующие годы создать первые буржуазные оппозиционные партии, использовать ландтаг в качестве публичной трибуны для критики правительственной политики. В Конституции Пруссии декларировались следующие права и свободы:

  • равенство перед законом;

  • уничтожение сословных привилегий и преимуществ;

  • доступность всех общественных должностей;

  • личная свобода;

Законодательные акты, касающиеся вооруженных сил, были педантично разработа-ны текущим законодательством и правительственными распоряжениями Пруссии.

Последующие разделы (титулы III – VI) Конституции были посвящены высшим орга-нам государственной власти.

Личность короля провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства (включая ми-нистра-президента, ответственного перед ним), всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договора. Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и государственными чиновникам присяги верности, повино-вения королю и Конституции (ст. 108). Ни король, ни армия не присягали в соблю-дении Конституции.

Вопрос 77. Охарактеризуйте государственно-правовое развитие Германии во второй половине XIX в. Расскажите об образовании Германской империи и дайте характеристику Конституции 1871 г

Борьба Пруссии за лидерство в Германии началась задолго до создания проекта Франкфуртской Конституции. Прежде всего, упор был сделан на создание единого немецкого экономического пространства, что и позволило Пруссии преодолеть местный сепаратизм. создание в 1834 г. Таможенного союза германских государств, в который вошли 20 членов Германского союза. Реальному таможенному и экономическому объединению в рамках Таможенного союза Австрия могла противопоставить лишь формальное политическое объединение германских государств в рамках Германского союза, в котором она играла решающую роль. Попытки Австрии подчинить Таможенный союз Союзному сейму оказались безуспешными. принятие Общегерманского вексельный устава, впервые применившего единообразное регулирование вексельного оборота. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии, подорвав местные сепаратистские настроения. В 1867 году была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой президенту Союза – прусскому королю - передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. 18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I. В 1871 г. была принята Конституция Германской империи (на основе конституции Северо-Германского союза с учетом договоров с южно-германскими государствами). В Конституции 1871 г. законодательно закреплялась модель федеративно – административного
политического устройства, разработанная во Франкфуртской Конституции, т.е. передача федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательной компетенции по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли. Германская федерация (империя) представляла собой не союзное государство, а союз династий. В Союзном совете были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов. Особая роль в Союзе принадлежала имперскому канцлеру, воплощавшему в своем лице правительство империи. Данную должность традиционно замещал министр-президент Пруссии . Конституция 1871 г. не предусматривала какой-либо ответственности правительства перед парламентом. Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "всеобщих выборов с тайной пода-чей голосов", находился также под контролем императора.

78. Охарактеризуйте государственно-правовое развитие Германии в 1871-1918 гг.

18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I. В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южно-германскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво, а также на управление почтой и телеграфом. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету — бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и тд. Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство", ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности.