Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9.Охарактеризуйте общественный и государственный строй Древней Ассирии.

Общественный быт коренных городов Ассирии лучше всего характеризует дошедший до нас текст так называемых Среднеассирийских законов (вторая половина II тысячелетия до н. э.), регулировавших жизнь ашшурской городской общины. Законы отражают архаичный общинный уклад и суровый нрав своих создателей. Это самый жестокий из всех древневосточных кодексов, где особенно часто применяются тяжкие и членовредительные наказания.

Община выступала как реальный собственник земли: она периодически производила ее переделы между общинниками и жестко контролировала дозволенную куплю-продажу земли внутри общины. Существовали весьма тяжелые долговое рабство и изъятие земель за долги.

Ашшурская знатная элита состояла из членов общинных органов управления и владетелей крупных торговых предприятий (которые часто и занимали должности в этих органах); все они были обычно крупными землевладельцами. В хозяйствах знати эксплуатировались в основном рабы. Особняком стоял градоправитель-«ишшиаккум» (позднее царь) с собственным бюрократическим аппаратом и воинством и храм Ашшура. Оба существовали на налоги, в том числе взимаемые со столичной общины, в которой владели соответствующими земельными наделами. При этом высшее жречество Ашшура было особенно тесно связано со столичной общиной и фактически представляло собой продолжение ее верхушки. Таким образом, в Ассирии восторжествовала социально-экономическая модель, близкая к той, что действовала в Касситской Вавилонии. При этом никаких пожалований ассирийские цари не давали. Если в царском секторе почти безраздельно доминировала «долевая» эксплуатация мелких землепользователей (ведших свое хозяйство, отдававших государству часть произведенной ими продукции и живших на остаток), то в крупных частных владениях применялся рабский труд (наряду, разумеется, с арендаторским).

Государственный строй

Ассирийская держава складывалась, несомненно, по примеру касситской монархии Вавилона.

В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и судьей.

Власть ассирийских царей росла постепенно. Сначала они не пользовались еще титулом «царь», а называли себя «правителями» (ишшаку). Исполняя свои полномочия, ишшаку опирались на верхушечные слои населения отдельных городов. Как правило, они были самыми богатыми людьми из числа торговцев.


Шамшиадад I впервые присвоил себе титул «царя множеств» и звание «воина Ашшура». С этого времени ассирийские правители стали носить (хотя не сразу) титул царя. В руках ассирийского царя Ашшурбанапала была, например, сосредоточена двойная власть: и светская, и духовная. Царь окружал себя многочисленной свитой придворных и вельмож – преданных ему людей. Первые места занимали: туртан – главнокомандующий армией, который в походах часто заменял царя; дворцовый глашатай; главный кормчий; абаракку – главный сановник двора; наместник страны.

Этот порядок свидетельствует о том значении, которое занимали высокие сановники Ассирии. Все они были непосредственно связаны с царем. Занимая ответственные посты в управлении государством, сановники осуществляли царские приказы и выполняли распоряжения.

Во дворцах среди всевозможных донесений начальников, сановников и жрецов сохранилось множество писем царям от лиц разных сословий с пожеланиями счастья царю и благодарностью, просьбами о принятии сыновей на службу во дворец, а также прошений от военнопленных и узников.

10. Охарактеризуйте Среднеассирийские законы как правовой источник.

Собственная правовая традиция ассирийцев складывается в период Древне- и Среднеассирийского царств (21-15 в. до РХ). Среднеассирийские законы (САЗ) -на нескольких глиняных табличках написаны в XI-XV в. до Р.Х.

Источники права: (1) обы­чай, (2) судебные решения народных собраний городских общин, а потом царской власти. (3) Закон - запись накопленных в архивах судеб­ных решений и постановлений по частным вопросам. Задача систематизации не стояла. (4) акты делового оборота: частные или официальные письма, формулы сделок; (5) Кодекс царя Хаммураби – помог рецепировать нормы права для отношений, не урегулированных собственным правом.

Вещное право Ассирии -сильное влияние регулирующей роли государства. Полноправный собственник – paterfamilias, входящей в общину. Может распространять свою власть на объекты (не)движимой собственности. Поле, скот, дом и пр. можно продавать и покупать. При про­даже недвижимости (общинного надела) - усложненная процедура сделки.

Ис­ковая защита сравнима с actio Negatoria римского права. Появились начала виндикации, вводится штраф и другие виды наказания за нару­шение чужих владельческих прав. Санкция, ее размер, зависят от характера земельного надела.



Особая группа – нормы, регулирующие вещные права на людей. В основном это связано с понятием залога. Залог, примененный к личности человека - "оживление". Кроме человека в залог можно было отдавать другие объекты вещных прав.

Обязательственное право.У семитов "обязатель­ство" = "сделка". Поэтому строгие формальные требования к условиям заключения сделки: свидетели и письменный акт. Разви­тая система договоров. "Денежные расчеты" - договор купли-продажи, заемные и ростовщические операции.

Договор купли-продажи различали в зависимо­сти от его предмета. Купля земли - с соблюдением строгих формальностей. Сначала - "освобождение" земли от обязательств в пользу третьих лиц (глаша­тай извещал о сделке 3 раза в течение месяца в присутствии официальных лиц - свидетелей сделки). Затем - документ в 3-х копиях для каждой стороны.

Защищались интересы добросовестного покупателя: продавец -только собственник вещи.

Договор займа обеспечи­вается залогом. В залог должна отдаваться только действительная собственность должника, перезаклад не допускается и ведет к утере залога для недоб­росовестного кредитора, потере требования к должнику, а покупатель заклада может требовать от него возмещения убытков. Мошенничество должника наказывалось.

Договор поклажи. охраняется интерес депозита­рия от недобросовестного поклажедателя.

Договор перевозки: различают водную (речную) и сухопутную пе­ревозку груза. Установлена имущественная ответственность пе­ревозчика за ущерб, причиненный грузу в полном объеме. Только force majeur освобождает перевозчика от ответственности.

Наследственное право. Общинный надел (дом, сад, поле) наследовался только сыновьями (женщины к разделу наследства не допуска­лись): старшему брату – 1/2 всего имущества, другая 1/2 по жребию распределялась между всеми братьями, включая старшего. Наследование – только по линии агнатов (когнаты исключались) и по принципу первородства. НО братья могли не делить наследство. Имущественная ответственность - на каждого в отдельности, солидарности не возникало. При наступлении ответственности любого брата - принудительный раздел имущества.

Брак и семья. Ассирийцы знали моногамный брак; но известен и институт конку­бината. Наложница может стать законной женой, тогда брак будет полигамным. Это называлось "закрыть покрывалом" + полигамия может наступить в случае заключе­ния второго брака.


Уголовное право Ассирии. Классифицирует гос.преступления как разновидность уголовных: "произнесение слов измены" или "возмутительного слова" = "богохульство", в отличие от "бытовых" ругательств. Гос.преступления наказываются по усмотре­нию гос.власти. Наказания за про­стые уголовные преступления определены законом.

Суд и процесс в Ассирии.В судебной системе существует иерархия судов. Верховный судья – царь. Судьи - "коронные судьи", назначенные царем чиновники. Судебные полномочия общины ис­ключены: "староста и 5 великих общины должны присутство­вать..." - официальные свидетели. Жречество также не входит в состав судей – могли только схватить с полич­ным преступника, но принести клятву и уличать его они не могли. Светский судья решает обратиться к оракулу.

Система судебных доказательств:

1) клятвенные показания свидетеля. Клятва (как вид Божьего Суда) и свидетельские показа­ния - одно средство доказывания. Клятва истца может натолкнуться на клятву ответчика, и судья обязан будет применить ордалию - прибегнуть к реке. Но клятва истца, может быть достаточной, если ответчик в деле менее правоспособен, чем истец.

2) Ордалия - бросание в реку после заклю­чения письменного договора. Если река не принимала человека, он считался свободным от обвинения.

3) Письменный акт - суб­сидиарный характер.

4) Судебный оракул - только при краже храмового имущества (Оракул - не форма суда).

1) и 2) применялись как к уго­ловным, так и к гражданским делам, 3) и 4) - только к гражданским.

Процесс -три стадии: возбуждение дела, заслушивание, при­нятие и формулирование решения и исполнение его

11. Охарактеризуйте общественный и государственный строй Древней Индии.

Гос-но–правовые и обществен–е институты Древ. Индии существенно отличались от рабовладельчес. деспотий стран ДрВостока. В эконом-ком плане – общинная система, отсутствие гост – ной собственности на землю. Индия – страна многоязычная, многонациональная, народы стояли на разных ступенях обществен.развития. Огромное влияние религии (индуизм и буддизм), идеи героев – мучеников.жизнь понималась как цепь перерождений (сансара), новое перерождение определялось накопленной кармой – суммой добрых и злых дел человека. Концепция сансары на века обезопасила Индию от потрясений социального хар-ра: жизнь в нищете воспринимались как следствие предыдущей греховной жизни, вина самого чел – ка, а не гос-ных устоев. История Древн. Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Гуманность – хар-ная черта этой цивилизации.


Своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий имелись варны). Варны - сословия по происхождению. Касты – группы по профессиональн. признаку. Первый человек – Ману. Предполагалось, что самые одаренные и справедливые призваны служить богам – браманы. Брахманы – голова и уста Ману. Кшатрии (защитники, воины) – плечи и руки Ману. Вайшья (соль земли – хозяйственники, земледельцы, ремесленники, торговцы), - живот и бедра Ману. Шудра (простые работники, слуги всех высших варн) – ступни Ману. Неприкасаемые – люди занимающиеся захоронениями, уборкой мусора, нечистот. Общение с ними других каст запрещено законом.

Основой гос-го управления явл. царь. Принцип наследования власти соблюд. строго. Еще при жизни царь назначал наследника престола – одного из своих сыновей. Вместе с тем власть царя нельзя назвать деспотичной. Помощники царя; придворный жрец, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско сост. из царской дружины, отрядов конницы, в которой служ. Кшатрии. В нее входили подразделения боевых слонов. Имелись два совещательных органа паришад(совет старейшин) и раджасабха. Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа. Сельские дела решал выборный панчаят. Далее староста и управители деревень. За свою службу они получали земельные наделы.

12. Дайте характеристику Артхашастре.

Артхашастра — древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) — главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321—297 года до н. э.)

«Артхашастра» — это наставления царю для правильного управления страной. Это наиболее полный свод прикладных знаний о политике, это энциклопедия индийского политического искусства. Трактат содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину». Однако авторы трактата главную роль в законодательной деятельности отводили государю и рекомендовали царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.