Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи , невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

Преступлениями наказания. Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

  1. Охарактеризуйте общественный и государственный строй Древней Спарты.

Возникла в 9 в до н.э. Установление общественного и гос-го строя связ. С именем – Ликурга. В обстоят-вах острой борьбы появляется законодальство.

Гос –ный строй Спарты- военная организация. Полноправные граждане лишь жители Спарты – спартиаты. Они обеспечены земельн. Наделами, сначала одинаковыми по размеру, потом стало намечаться имущественное неравенство. Но спартиаты именовались «равными». Другая социальн. группа – Периэкли – лично свободные граждане, не имеющие полит. прав,мо имеющие право приобретать собственность и нести воинскую повинность. Значит.

Социальн.слой – Илоты(побежденные народности, превращенные в рабов),Земли нет, работают на участке у спартиата, несут воинскую службу.Спартиаты их жестоко терроризировали. Спарта – пример рабовладельч. Аристократии Функции народного собрания: 1.избрание должностных лиц 2. принятие решения в случае спора о наследии 3. вопросы войны и мира, заключения союза с др. гос-вами.

Народное собрание не решало вопросы: 1.финансовые 2. деятельность магистратов 3. судебные дела На народн. собрание оказ. влияние спартанская олигархия. Сохранился совет старейшин(герусия), состоящий из 28 виднейших представителей спартиаты. Герусия –руководит военными, финансовыми и судебными делами. Во главе гос-ва –два царя(военные вожди), - они же верховные жрецы, осуществляющие судебную власть. Эфоры – выборные лица, осуществляющие руководство народн. собранием и герусией, решающие вопросы: внешнего сношения, внутреннего управления страной, гражданск. юрисдикции. Эфоры сост. коллегию из 5 человек. Особенности развития государственности в Спарте –режим военной демократии обусл. Застой политической и экономической жизни страны. В середине 2-ого века до н.э. Спарта, как и др. греческие гос –ва попадает под влияние Рима.


  1. Назовите основные черты права Древней Спарты.

Главным источником права в Спарте являлся обычай. До нас дошли «ретры Ликурга». Ликург – полулегендарная личность, в которой воплотились представления спартанцев о справедливом законодателе и правителе.

Особенностью правовой системы Спарты стало существование жестоких морально-этических норм, облеченных в форму обязательного для исполнения закона.

Письменные законы были официально запрещены, основные юридические нормы передавались устно.

Право собственности. Частная собственность на землю отсутствовала. Вся земля принадлежала государству.

Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Любой гомей, находясь в доме или на клере своего согражданина, имел право пользоваться всем его имуществом и рабами.

Со временем главными крупными собственниками земли становились женщины, так как мужчинам обычай запрещал заниматься коммерческими и финансовыми делами.

Особенностью гражданского права было непризнание правоспособности иностранцев, запрет гражданам других государств проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. Запрещалось также и спартанцам под страхом смерти жить за пределами государства, дабы не разрушить аскетический образ «общины равных».

Особенность брачно-семейных отношений состояла в том, что основной целью брака признавалось непрерывное воспроизводство здорового мужского населения. До 30 лет каждый спартанец должен был вступить в брак. Если же он этого не делал, то его на одном из религиозных праздников избивали женщины. Брак был парным, но женщине разрешалось не сохранять супружескую верность (т.к. основное требование к женщине – родить больше здоровых мальчиков). Предельно простой являлась процедура расторжения бездетного брака.

Женщина в Спарте была политически неполноправна, зато пользовалась гражданскими правами. Если дочь была единственной наследницей в семье, то она становилась гарантом неделимости родовой собственности.

Право наследования по закону в первую очередь имели сыновья (в том числе и внебрачные).

Нормы уголовного права в Спарте ограничивались указаниями на наказуемость преступного деяния, но меры наказания не определялись. Самыми тяжкими преступлениями считались 

преступления против государства и «общины равных»: измена, нарушение традиционных норм поведения и т.д. Особенностью преступлений против личности являлась классификация их как посягательств на установленный государственно-общинный порядок жизни гомеев. Имущественные преступления были регламентированы слабо. Основными видами наказаний были штрафы, изгнание, смертная казнь. Тяжким наказанием считалось лишение прав (атимия).

Судебные органы не отделялись от администрации. Герусия являлась судом по уголовным делам и должностным преступлениям. Суд по гражданским делам осуществляла коллегия эфоров.

Судебный процесс для полноправных граждан носил состязательный характер. По отношению к илотам и периэкам применялась также внесудебная расправа.

  1. Охарактеризуйте государственный строй и право эллинистических государств

Эллинистические государства – это могущественные державы, пришедшие на смену греческим городам-государствам. Их особенностью было наличие огромных территорий с многочисленными городами и сёлами.
Эллинистическая монархия. В государственно-политическом отношении основным достижением был новый тип государства, получивший наименование «эллинистической монархии» – это форма государства, сочетающая в себе в разных вариациях элементы восточной деспотии с элементами полисного устройства.

Верховная власть и центральный государственный аппарат строились по аналогии с восточной деспотией, однако коренным отличием центрального аппарата от древневосточного является этнический принцип его комплектования, по большей части это греко-македоняне с преобладанием македонян. Именно поэтому для него была характерна аристократизация, так как Македония не успела вступить в стадию полисной демократии, следовательно у ее представителей не было традиций республиканизма, они легко восприняли власть царя – династа синтезируя в нем представления о власти военного вождя, царя/басилея, старейшины.

Областные органы власти в части гражданского управления оставались по большей части неизменны с доэллинистического времени, здесь во главе стоял местный династ (для монархий)/ номарх/ сатрап, которому подчинялся административный аппарат
, копирующий центральный, состоящий из местной знати и старого чиновничества.

Областное управление в военном отношении строилось по греческому образцу. Сам гарнизон, его комплектование было восточным (постоянная армия), но его организация была греческой с использованием преимуществ традиционных для данной территории родов войск.

Наиболее неоднородным было местное самоуправление, представляющее собой уникальное явление в области общественно-политических взаимоотношений.

1. Внутри эллини­стических монархий существовали территории, находившиеся под управлением наследственного жречества; цари признавали внут­реннюю обособленность таких территорий (например, Пессинупга в Малой Азии), но взимали с них налоги в царскую казну и в из­вестной степени контролировали их деятельность.

2. Эллинистический полис представлял собой более сложную общественную структуру, чем полис классический, представляя собой иерархию общин. Эллинистиче­ский полис контролировал сельскую территорию, часть которой находилась в собственности граждан, часть составляла общественный фонд города (пастбища, которыми граждане могли поль­зоваться за плату; земли, сдаваемые в аренду); кроме того, к по­лису была приписана территория, где располагались деревни и различного типа поселения, жители которых не пользовались гражданскими правами, подчинялись должностным лицам города и уплачивали городу подати деньгами или натурой. Иногда круп­ный полис главенствовал над более мелкими, сохранявшими внутреннюю автономию, но платившими налоги господствующему городу. В зависимых полисах находились должностные лица, на­правленные туда из полиса господствующего: стратеги, гегемоны и эпистаты, имевшие военные, поли­цейские и финансовые функции (они собирали подати с зависи­мого населения).

  1. Охарактеризуйте общественный и государственный строй Древнего Рима в период Республики.

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э) развивался по 2 основным направлениям:

  • Борьба плебеев и патрициев.

  • Изменение характера рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.


В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.

В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла через несколько лет после установления республики и была вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето ("я запрещаю") на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сен

ольшинство плебеев страдали от малоземелья и требовали допуска к общему полю, но, к вопросу о допуске к патрицианским должностям относились безразлично (индифферентно).

Важное значение имело принятие в 367 г. до н. э закона Лициния-Секстилия, который состоял из двух проектов:

  • допуск плебеев к общему полю.

  • допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н. э плебеи стали избираться на все остальные должности, входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.