Файл: Введение Сущность бюджетноналоговой политики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от использования налоги делятся на:

- общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;

- специальные налоги, имеющие целевое назначение

В зависимости от характера ставок различают налоги:

- твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;

- регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;

- пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;

- прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами.

Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;

- трансфертов населению;

- бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по уплате налогов) юридическим лицам;

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии9.

Расходы бюджетов делятся на два основных вида:

1)текущие.

Текущие расходы – расходы, связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п.;

2)капитальные. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.


Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности.

Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика.
2.2Особенности и прогнозы развития бюджетно-налоговой политики в России

Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Из чего можно сделать вывод, что анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой фискальной политики не только необходимо, но и очень важно.

Очевидно, что для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.

В связи с этим необходимо выделить основные направления налоговой политики в период с 2008-по 2010 гг.

Сейчас формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой РФ можно сказать закончено.

Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.



Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Некоторые из этих проблем могут быть решены адаптацией широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях10.

В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

а) Совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;

б) Повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;

в) Обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;

г) Совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица.

Заключение


Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным двум видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.


В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой, в обеспечении макроэкономического регулирования.

Главной целью фискальной политики является направление на сглаживание циклических колебании и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, а также поддержание:

- стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

- полной занятости ресурсов;

- стабильного уровня цен.

Различают два основных вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую политики.

Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования. Дискреционная финансовая политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:

- государственные закупки;

- налоги;

- трансферты.

Экономика Российской Федерации сейчас находится далеко не в самом лучшем состоянии, и от грамотно осуществляемой правительством бюджетно-налоговой политики зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

В настоящее время правительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.


Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: всестороннее изучение вопроса об эффективном проведении бюджетно-налоговой политики, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволит обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Автоматический стабилизатор

элементы автоматической фискальной политики, двигающие бюджет в сторону дефицита в период спада и в сторону увеличения его доходности в период подъема

2

Автоматическая фискальная политика

изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.

3

Бюджет

схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

4

Бюджетно-налоговая политика

политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП

5

Доход

денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности

6

Госзакупки

заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации

7

Дискреционная фискальная политика

осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов и объема правительственных расходов с целью:

- обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости; и

- стимулирования экономического роста.

8

Косвенный налог

налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

9

Лаги

временной интервал между двумя взаимосвязанными экономическими явлениями, одно из которых является причиной, а второе - следствием.

10

Мультипликатор

мультипликатор, учитывающий влияние фактора времени на реакцию, порождаемую воздействием

11

Налог

обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взымаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

12

Прямой налог

налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика

13

Расход

перемещение средств в процессе хозяйственной деятельности, приводящее к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств.

14

Трансферт

передача одним лицом другому лицу права владения именными ценными бумагами