Файл: Введение Сущность бюджетноналоговой политики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание


Введение…………………………………………………………………………….31.Сущность бюджетно-налоговой политики……...………….…………..............6

1.1 Понятие бюджетно-налоговой политики………………………...……….…..6

1.2 Виды фискальной политики…..………………………………… ….…….......8

2. Особенности и инструменты бюджетно-налоговой политики……………...15

2.1 Инструментарий фискальной политики………………………….…..……...15

2.2 Особенности и прогнозы развития бюджетно-налоговой политики в России……………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………..22

Глоссарий…………………………………………………………………….……26

Список использованных источников……………………………………...…….27

Приложения………………………………………………………………….……28

Введение


Что такое бюджет? Данное понятие предусматривает множество толкований. Например:

Бюджет – это строгая ведомость расходов и доходов субъекта экономики соотнесенная с некоторым временным периодом, так и более общее понятие связанное с общим количеством денег у человека1.

В строгом смысле, бюджет – это точный экономический термин, который лежит в основании планирования хозяйственной деятельности от отдельного человека (потребительский бюджет), местного образования (муниципальный бюджет) до целого государства (бюджет государства).

Бюджет (от старонормандского bougette) - кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы2.

Бюджет выступает как инструмент балансирования доходов и расходов, в идеале он должен включать в себя элементы анализа и прогнозирования.

С давних времён бюджет волнует умы профессиональных политиков, экономистов и многих других. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает постоянные дискуссии и жаркие споры, так как именно бюджет на всех своих уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.


Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Так как именно бюджетно–налоговая политика является ключевым элементом финансового регулирования государства, то зачастую эту политику называют бюджетно-налоговой или фискальной.

Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Проблема исследования заключается в понимании проведения государством конструктивной политики регулирования финансовой деятельности. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается. Именно в этом и заключается актуальность исследования данной темы.

Объектом исследования выступают виды и инструменты бюджетно-налоговой политики.

Предметом исследования данной работы является непосредственно фискальная политика.

Целью данной курсовой работы является изучение механизма реализации фискальной политики государства.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1. Раскрыть сущность фискальной политики;

2. Перечислить основные виды фискальной политики;

3. Рассмотреть инструментарий фискальной политики;

4. Выявить особенности политики в России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

Во введении рассматриваются цели и задачи данной курсовой работы, ее актуальность и необходимость исследования маркетинговой деятельности предприятия.

В первой главе раскрывается сущность бюджетно-налоговой политики и рассматриваются ее основные виды.



Вторая глава отображает особенности механизма реализации фискальной политики в Российской Федерации и здесь же перечисляются основные инструменты, применяемые при проведении фискальной политики.

Заключение обобщает результаты работы, содержит основные выводы.

В качестве материала для исследования используются специализированные книги и учебные пособия по экономике, в частности: Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. [текст]: Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права/ Е. В. Галаева, А. А. Корсаков, - М., 2008, Макроэкономика[текст]: Учебник. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во «ДИС», 2007г., Макроэкономика. Теория и российская практика[текст]: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2007, Луссе А. Макроэкономика: краткий курс[текст]: Учебное пособие/ А. Луссе – СПб: Издательство «Питер», 2009, (серия «Краткий курс»), Алексеенко Т. С. Макроэкономика[текст]: Учеб. пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. - М.: Новое знание, 2009, а также информационные ресурсы справочно – правовой системы «Консультант Плюс».

Основная часть

1 Сущность бюджетно-налоговой политики


1.1 Понятие бюджетно-налоговой политики

За последнее столетие наблюдается ярко выраженная тенденция к усилению роли государства. Сейчас в большинстве развитых стран государство в большей степени берет на себя исполнение социальных программ, что соответственно увеличивает степень влияния государства в его экономике.

Согласно теории Дж.М.Кейнса, соответствие совокупного спроса совокупному предложению может быть достигнуто при неполной занятости ресурсов экономических ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса). Приближение развития экономики к условиям полной занятости ресурсов может быть достигнуто с помощью специальных мер государственного регулирования, важнейшим направлением которого является бюджетно-налоговая (фискальная) политика.3

Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения.


Государственный бюджет является инструментом проведения бюджетно-налоговой политики. Посредством налогов формируется его доходная часть, а посредством политики государственных расходов - расходная.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Фискальная политика зачастую интерпретируется как налогово-бюджетная, потому что сущность данной политики сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета. А так как госзакупки и трансферты представляют собой расходы государства, а налоги – основные доходы госбюджета, то данный вывод обоснован.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны.

Бюджетная система страны включает в себя 3 уровня:

1) Первый уровень составляют федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.

2)Второй уровень включает в себя бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.

3) Третий уровень бюджетной системы составляют местные бюджеты.

Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при участии органов законодательной власти, которые утверждают бюджеты различных уровней на предстоящий год.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

В условиях рыночной экономики фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Главной задачей фискальной политики является поиск источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики.


С помощью проведения данной политики государство может регулировать глобальные экономические процессы в стране, способствовать лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала, поддерживать устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивать финансирование государственного сектора, и т.д.


    1. Виды фискальной политики

Существует два вида бюджетно-налоговой политики:

1)Дискреционная фискальная политика – политика, основанная на осознанном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада правительство сознательно идет на создание дефицита госбюджета, увеличивая государственные расходы и/или снижая налоги. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Эффективность проведения указанной политики может быть достигнута только в том случае, если правительством будет просчитана степень влияния ее на уровень и динамику национального производства.

Чтобы оценить уровень влияния изменения налогов и государственных расходов на величину ВНП правительство учитывает такие факторы, как:

- действие 3-х мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета;

Мультипликатор государственных расходов показывает, на сколько возрастет объем ВНП при увеличении государственных расходов на 1 дополнительный руб. и определяется по формуле:

mg =Δ Y/ Δ G = 1/1- MPC= 1/MPS
где Δ Y - прирост объема ВНП$

Δ G - прирост государственных расходов;

MPC - предельная склонность к потреблению.

Действие этого мультипликатора хорошо иллюстрируется графиком Кейнсианского Креста (приложение А). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину Δ Y, определяемую из уравнения:

Δ Y = ΔG х mg .

Мультипликационный процесс в данном случае проявляется в том, что при возрастании государственных расходов на ΔG доход первоначально увеличивается на ту же самую величину. Далее, возросший совокупный доход приводит к росту располагаемого дохода, который, в свою очередь, увеличивает потребительские расходы населения.