Файл: Применение права.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По юридическому значению: основные, завершающие решение юридического дела; вспомогательные - акты надзора, контроля, процедурно-процессуальные. например, постановления суда первой инстанции как акты судебной власти ГПК РФ делит на два вида: решение суда (гл. 16) - постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу (это основной акт), и определение (гл. 20) - постановление суда, которым дело не разрешается по существу (это вспомогательный акт).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.). Так, для того чтобы возникло пенсионное правоотношение, необходимо: а) достижение лицом соответствующего возраста; б) наличие трудового стажа; в) представление положенных документов; г) принятие компетентным органом решения о назначении пенсии. Здесь правоприменительный акт о назначении пенсии, вынесенный компетентным органом скрепляет все указанные факты в юридический состав, придаёт им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и обязанностей. Это - длящийся правоприменительный акт.

Правоприменительные акты обладают рядом отличительных признаков: акты содержат решение по конкретному делу официального органа; акты содержат государственно-властное веление, выражаемое компетентным должностным лицом или органом; акты имеют установленную законом форму; акты регулируют конкретное правоотношение и строго персонифицированы.

Итак, акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

2.2 Пробелы и коллизии в праве. Способы их разрешения


правоприменительный акт пробел коллизия

В обществе возникает огромное количество сложных отношений, которые не могут быть полностью охвачены законодательством. Некоторые жизненные обстоятельства остаются вне внимания юридической техники, что может привести к наличию пробелов в праве. Однако несмотря на недостатки, правовое регулирование является неотъемлемой частью жизни любого общества. Чтобы преодолеть пробелы, необходимо разработать новые нормы и законы
, которые могут занять значительное количество времени и ресурсов. Это может оказать значительное влияние на процесс нормотворчества. Тем не менее, органы, применяющие нормы права, не могут опираться на неполноту законодательства. Для этого существует институт аналогий, который позволяет производить анализ сходства жизненных ситуаций и правовых норм и решать конкретные дела. Аналогия закона является первым и наиболее простым методом применения аналогий в праве.

Аналогия права - явление более сложное, это вторая ступень применения аналогии в правоприменении. Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения. Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права (справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др.). Такие принципы закрепляются в Конституции РФ и других законах.

Аналогия закона и аналогия права - исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. применение права по аналогии - это не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Путем аналогии правоприменительной орган пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает.

Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законе», что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена (см. например, ст. 6 ГК РФ).

Помимо пробелов в праве существуют и другие проблемы в практике правоприменения. Это - юридические коллизии. Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Российское законодательство - сложное, многоотраслевое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов. Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.



Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, точный анализ обстоятельств «дела», выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. Противоречия можно снять (и они снимаются) путем издания новых, так называемых коллизионных норм. По выражению Ю.А. Тихомирова, это нормы-«арбитры», они составляют своего рода коллизионное право, которое только условно можно считать самостоятельной отраслью, ибо его нормы «вкраплены» в другие акты и не существуют изолированно. В Конституции РФ (ст. 71, п. «п») сказано, что к ведению Российской Федераций относится «федеральное коллизионное право». Оно и подлежит применению в рассматриваемых случаях. Но непрерывное законодательное вмешательство во все спорные случаи, конечно же, невозможно.

Причины юридических коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба и др. Причем одни из них возникают и существуют внутри самой правовой системы - внутрисистемные, другие привносятся извне - внесистемные.

Юридические коллизии можно классифицировать по различным основаниям. На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами: а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, постановление Правительства РФ и акт отраслевого министерства), т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов; в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то общий. Такие акты или нормы иногда называют конкурирующими.


Способы разрешения коллизий: толкование (правда, оно нередко порождает новые коллизии, т.к. часто одни и те же акты, факты интерпретируются различными субъектами по-разному); принятие нового акта; отмена старого; внесение изменений или уточнений в действующие; судебное, административное, арбитражное рассмотрение; систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; переговорный процесс, создание согласительных комиссий; конституционное правосудие. некоторые из способов используются одновременно. Есть и международные процедуры устранения конфликтов.

Итак, совершенствование правоприменения необходимо, т.к. оно «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.

Выводы и рекомендации.

Правоприменительная деятельность обладает механизмом своего осуществления, который представляет собой совокупность различных правовых средств, используемых в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованного, целесообразного и своевременного применения права.

Отношения, складывающиеся в процессе осуществления правоприменительной деятельности, проявляют правовую связь между управляющими (правоприменяющими) и управляемыми (непосредственными носителями прав и обязанностей) субъектами. К правоприменяющему субъекту как представителю властной управляющей деятельности предъявляются особые требования высокого профессионализма, правовой культуры и моральной ответственности.

Правоприменительный акт понимается, как обязательная составляющая правоприменительной деятельности, представляющая собой государственно-властный, конкретно-определённый юридический акт, совершаемый на основе соответствующих правовых норм и достоверных сведений о фактах компетентными субъектами права по конкретному юридическому делу в соответствии с волей законодателя.

Пробелы чаще всего обнаруживаются в процессе правоприменительной деятельности. В такой ситуации правоприменитель вправе самостоятельно его преодолеть только двумя способами путем: использования аналогии закона или аналогии права. Аналогия закона определяется как разрешение конкретного юридического дела на основе норм права, регулирующих сходные с рассматриваемыми общественные отношения.

Одним из основных условий выполнения поставленных перед правоприменительными органами задач является наличие предельно регламентированного процессуального механизма, который отвечал бы на все возникающие вопросы. К сожалению, в жизни это невозможно. Полагаю, что существует реальная необходимость для применения правоприменительными органами аналогии права при преодолении пробелов процессуального регулирования.


Заключение



В исследовании, которое проводилось, была предпринята попытка глубоко изучить природу правоприменения. Было выявлено место правоприменения среди действий, которые осуществляются для реализации права, определено понятие, установлены признаки, специфика и механизм правоприменения. Также были охарактеризованы элементы правоприменительной деятельности, включая субъекты, объекты, методы и акты. И, наконец, было проведено всестороннее и обстоятельное рассмотрение правоприменения, как сложного комплексного правового явления.

Из анализа научных позиций авторов статей и публикаций была выявлена специфика правоприменения. Она заключается в особенностях, которые выделяют правоприменение в особую форму реализации правовых предписаний. Среди наиболее существенных признаков правоприменения, определяющих его специфику, можно выделить следующие: субъекты, осуществляющие применение права, обладают государственно-властными полномочиями; действия правоприменителя осуществляются в строгой процессуальной форме; промежуточным результатом применения права является вынесение властного, конкретно-определённого правового акта; затем осуществляется деятельность, направленная на выполнение содержащихся в нём требований; применение права является юридической гарантией законного, обоснованного, справедливого и своевременного осуществления права; применение права направлено на организацию государственного управления в социально-правовой сфере.

В основе применения права находится принцип государственно-властного регулирования правовых отношений. В процессе осуществления правоприменительной деятельности реализуются полномочия государственных органов и общественных организаций. Применение права представляет собой соединение норм материального и процессуального права, осуществление их единства в регулировании общественных отношений.

Исходя из вышеназванных особенностей, предлагается определение правоприменения, суть которого состоит в следующем: правоприменение - особая форма реализации права, выражающаяся в осуществляемой государственными, уполномоченными негосударственными органами, должностными лицами властной, организующей и организационно-структурированной, творческой деятельности, протекающей в установленном законодательством процедурно-процессуальном порядке, заключающейся в вынесении на основе правовых норм и фактических обстоятельств разрешаемого юридического дела индивидуально-правовых велений (предписаний) в определенной форме.