Файл: Анализ результатов деятельности коллектива исполнителей Общая характеристика техникоэкономического планирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ результатов деятельности коллектива исполнителей

1. Общая характеристика технико-экономического планирования.

2.Содержание и показатели основных разделов Плана технико-экономического развития предприятия.

3.План производства и реализации продукции. Условия формирования товарной стратегии. Формирование ассортимента. Планирование нового продукта.

4.План реализации продукции. Товарная продукция.

1. Общая характеристика технико-экономического планирования.

Технико-экономическое планирование представляет собой систему расчетов по разработке планов технического, экономического, организационного и социального развития предприятий, направленная на выполнение в соответствующем плановом периоде государственных заказов и заказов потребителей.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оно включает в себя совокупность планов по различным направлениям деятельности предприятия. Совокупность этих планов не является постоянной, а зависит от существующих отношений в обществе. В условиях командно-административной системы управления экономикой предприятия разрабатывали так называемый план комплексного экономического и социального развития. Такая система планов была хорошо обоснована и соответствовала существовавшей в то время системе управления экономикой страны. Применявшиеся принципы и решения по планированию ряда аспектов деятельности предприятия применимы и сегодня, хотя в целом эта система планирования устарела.



2.Содержание и показатели основных разделов Плана технико-экономического развития предприятия.

Технико-экономическое планирование:

  • 1) является средством реализации стратегического плана;

  • 2) заключается в планировании деятельности предприятия в целом и его бизнес-единиц;

  • 3) определяет и организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия по всем направлениям его деятельности в их органичном сочетании и взаимодействии.

Технико-экономический план может разрабатываться на период от 1 до 5 лет (с разбивкой плана первого года поквартально). Период техникоэкономического планирования зависит от:

  • 1) степени неопределенности внешней среды (чем больше степень неопределенности внешней среды, тем меньше горизонт планирования);

  • 2) возможностей предприятия (наличия ресурсов, возможности их адаптации, гибкого использования, степени финансовой устойчивости и т.п.);

  • 3) длительности жизненного цикла продукции.

Цель технико-экономического планирования заключается в реализации выработанной стратегии путем разработки плана развития предприятия.

Главными задачами технико-экономического планирования являются:

1) разработка на основе выбранного «бизнес-портфеля» ассортиментно-номенклатурных планов;

2) определение потребности в ресурсах (производственных мощностях, основных фондах, материальных, трудовых и финансовых ресурсах);

3) обеспечение пропорционального развития имущественно-производственного комплекса предприятия;

4) определение потребности в инвестициях;

5) обеспечение снижения издержек производства и себестоимости выпускаемой продукции;

6) обеспечение соответствующего «качества жизни» персонала предприятия (производительность труда, уровень

оплаты, условия труда и быта, социально-психологический климат, безопасность жизнедеятельности).

Важнейшей концепцией технико-экономического планирования в условиях рынка является его маркетинговая ориентация.

Предприятия разрабатывают перспективные технико-экономические планы, годовые или квартальные планы, причем объем показателей, плановых форм и подробность расчетов могут увеличиваться при сужении горизонта планирования.

Процесс составления плана содержит следующие

 этапы:

  • 1. Подготовительный этап - подготовка исходных данных (результаты SWOT-анализа внешней и внутренней среды предприятия, бизнес-портфель предприятия), разработка организационно-технических мероприятий, расчеты на их основе расходных и других норм, нормативов и расчеты производственных мощностей.

  • 2. Исполнительный этап - уточнение заданий, нормативов, заполнение форм и таблиц и проведение расчетов по всем разделам с их увязкой.

  • 3. Заключительный этап - доведение плановых заданий до цехов, учет, контроль и анализ хода выполнения плана.

План развития предприятия - это развернутая программа его производственной деятельности, направленная на реализацию стратегического плана при наиболее эффективном использовании требуемых ресурсов. Традиционный «План экономического и социального развития», составляемый предприятиями во времена плановой экономики, содержал следующие разделы:

  • 1. План производства и реализации продукции, в том числе план развития производственных мощностей и основных фондов.

  • 2. План технического развития и организации производства.

  • 3. План по основным показателям повышения эффективности производства.

  • 4. Нормы и нормативы.

  • 5. План капитального строительства.

  • 6. План материально-технического обеспечения.

  • 7. План по труду и заработной плате.

  • 8. План по себестоимости, прибыли и рентабельности.

  • 9. Финансовый план.

  • 10. План по фондам экономического стимулирования.

  • 11. План социального развития.

  • 12. План внешнеэкономической деятельности.

  • 13. План по обеспечению природоохранных мероприятий.

В рыночных условиях предприятия не привязаны к отчетности перед министерством или ведомством, объем и количество разрабатываемых разделов плана определяются ими самостоятельно, однако существуют определенные в государственном порядке формы статистической и финансовой отчетности и планы предприятий должны учитывать это обстоятельство.

В мировой практике планы развития фирм содержат обычно следующие разделы:

  • 1. План по объемам продаж.

  • 2. План маркетинга.

  • 3. План по труду и заработной плате.

  • 4. Финансовый план.

С учётом того, что российскими предприятиями накоплен огромный опыт технико-экономического планирования в условиях централизованной плановой системы, можно рекомендовать следующую структуру техникоэкономического плана (назвав его 
«Планом технико-экономического развития предприятия»), основанного на маркетинговой ориентации и адаптированного к рыночным условиям хозяйствования:

  • 1. План производства и реализации продукции.

  • 2. План организационно-технического развития.

  • 3. План материально-технического обеспечения.

  • 4. План по труду и его оплате.

  • 5. План по себестоимости и прибыли.

В данной структуре плана отсутствуют план маркетинга и финансовый план, поскольку технико-экономическое планирование охватывает внутрипроизводственный хозяйственный механизм. Маркетинговое и финансовое планирование обеспечивают связь с внешней средой и в этом смысле стоят особняком, так как их отличительной особенностью является органичное соединение процессов стратегического и тактического планирования. Схема увязки плана маркетинга и финансового плана с планом технико-экономического развития предприятия представлена на рис. 1.



Рисунок 1 - Схема взаимосвязи плана маркетинга и финансового плана с планом технико-экономического развития

  • - исследование рынков;

  • - планирование ассортимента продукции (работ, услуг);

  • - планирование сбыта;

  • - ценообразование;

  • - сервисное обслуживание;

  • - бюджет маркетинга.

Финансовый план содержит:

  • - финансовые результаты и распределение прибыли;

  • - план по инвестициям;

  • - баланс доходов и расходов;

  • - финансирование и кредитование;

  • - расчеты безубыточности производства;

  • - прогнозный бюджет предприятия.

В рыночных условиях предприятия самостоятельно выбирают структуру планов, адаптируя её к своему стратегическому плану и своим особенностям. Перечисленные выше разделы плана могут при необходимости дополняться другими разделами с увязкой всех разделов плана в единое целое. Для согласования различных разделов плана могут применяться экономикоматематические методы и балансовая увязка разделов между собой и внутри каждого раздела.

Планирование развития предприятия представляет собой единый комплексный процесс, охватывающий все направления производственно-хозяйственной деятельности. Схема, иллюстрирующая логическую увязку разделов плана по основным показателям, представлена на рис. 2.


































Рисунок 2. Балансовая увязка показателей плана

3.План производства и реализации продукции. Условия формирования товарной стратегии. Формирование ассортимента. Планирование нового продукта.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ

Планирование производства

Основой планирования производства и сбыта (реализации) продукции являются маркетинговые исследования и технические возможности предприятия.

К задачам планирования производства и реализации продукции относятся:

  • выбор варианта технологического процесса и процесса производства, которые могли бы обеспечить должный уровень издержек производства и качества продукции и гарантировать ее реализацию, получение прибыли;

  • планирование объема выпуска продукции, принятие решений о формировании портфеля заказов по отдельным номенклатурным позициям;

  • планирование производственной мощности, принятие решений о сохранении уровня или увеличении производственной мощности за счет «расшивки узких мест» или путем установления дополнительного оборудования;

  • планирование уровня кооперации, принятие решений о самостоятельном производстве полуфабрикатов и комплектующих изделий или закупки их у сторонних производителей;

  • планирование материальных ресурсов, принятие решений о выборе поставщиков, количестве и качестве и т. д.;

  • планирование реализации продукции, принятие решений о движении потоков изделий по всей распределительной логистической цепочке.

В процессе составления плана производства продукции необходимо правильно выбрать применяемые в расчетах измерители объема выпуска продукции.

На практике широко используются следующие измерители продукции: