Файл: Анализ результатов деятельности коллектива исполнителей Общая характеристика техникоэкономического планирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


натуральные измерители, выражающие физический объем конкретных видов продукции, служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей и могут применяться лишь при выпуске однородной продукции. Они измеряются в таких единицах, как штуки, тонны, метры и т. д.;

  • условно-натуральные (агрегированные) измерители, которые применяются для измерения натуральной продукции разных номенклатур единым агрегированным показателем, каковым является единый для данной отрасли условно-натуральный показатель. Измерение в условно-натуральных показателях требует:

  • разработки условно-натурального показателя (УНП). Этот показатель, как правило, выражается уровнем приведенной к простому труду (труду 1-го разряда) трудоемкости единицы репрезентативной продукции;

  • выражения всего объёма валового (товарного) выпуска в трудоёмкости простого труда. Для этого целесообразно разрабатывать коэффициенты перехода для каждой производственной операции и отдельного ассортимента продукции;

  • трудовые измерители, которые характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и являются базой для многих видов планирования (технико-экономического, оперативно-производственного, социально-трудового и т. д.) и основой для управления издержками производства на предприятии;

  • стоимостные измерители, которые характеризуют объем производства продукции в денежном выражении и являются основой для сопоставления объема выпуска разнородной продукции.

  • При разработке производственной программы используются следующие понятия и показатели.

  • Номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по ее видам или наименованиям.

  • Ассортимент – состав определенного вида (наименования) продукции по типам, сортам, маркам, размерам, профилям и т. д.

  • Готовая продукция – полностью выполненные работы, соответствующие техническим условиям, стандартам, рабочим чертежам, договорам с потребителями, требованиям заказчиков, показателям качества и пр. Она может быть выражена в натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

  • Товарная продукция – готовая продукция и выполненные работы (услуги), предназначенные для реализации на сторону. Объем товарной продукции определяется в оптовых ценах предприятия по следующей формуле:

  • Nтп (5.1)

  • где Nтп – объем товарной продукции в стоимостных показателях; Ni – объем производства i-го изделия в натуральном выражении; Цi – оптовая цена i-гo изделия.

  • Валовая продукция – вся продукция, намеченная к выполнению в данный плановый период. Она включает товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства, соответственно, на начало и конец планового периода (НЗПн, НЗПк) и изменение остатков специальной технологической оснастки собственного производства, соответственно, на начало и конец планового периода (ОнОк)

  • ВП = Nтп (НЗПн  НЗПк)+ (Он  Ок). (5.2)

  • Расчет производственной программы включает определение валового (ВО) и внутрихозяйственного оборота (ВЗО) продукции.

  • Валовой оборот определяется по формуле:

  • ВО = ВП + ВЗО. (5.3)

  • Внутрихозяйственный оборот определяется как потребность в полуфабрикатах, работах, услугах собственного производства при запланированном объеме валовой продукции.

  • На предприятиях, выпускающих продукцию с разной материалоемкостью, для объективного отражения изменения объема производства и производительности труда рассчитывают объем чистой продукции в денежном выражении

  • Nчп = ВП – М  А, (5.4)

  • где Nчп – чистая продукция, руб.; М – стоимость всех видов материальных ресурсов, затраченных на производство товарной продукции, руб.; А – амортизационные отчисления по основным фондам, перенесенные на себестоимость товарной продукции, руб.


Планирование производственных программ
предприятия и цехов


  • Производственная программа предприятия представляет собой годовой развернутый план производства и реализации продукции.

  • Исходной информацией для разработки производственной программы являются:

  • - план маркетинга;

  • - анализ загрузки производственных мощностей по всем производственным подразделениям;

  • - анализ обеспеченности сырьем, материалами, энергией, трудовыми ресурсами.

  • При планировании производственной программы также используют запланированные данные из следующих подразделений:

  • - сбыта – максимальный объем сбыта, цены;

  • - хранения – складские запасы;

  • - производства – имеющиеся оборудование, трудовые ресурсы, потребность в производственных мощностях на единицу продукции и пр.

  • - закупок – имеющиеся в распоряжении сырье, материалы.

  • Планирование производственной программы включает:

  • - планирование количества продукции;

  • - планирование структуры ассортимента;

  • - планирование уровня качества;

  • - планирование выхода на рынок и времени пребывания на рынке.

  • Основой плана производства на предприятиях являются заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также возможные изменения на рынке в течение планового периода.

  • Различают долго-, средне- и краткосрочное планирование производственной программы. На долгосрочный и среднесрочный периоды планирования с учетом ожидаемых данных технико-экономического развития принимаются решения об основной структуре программы производства и сбыта, включая разработку новых видов продукции; о применяемой технологии производства; о виде и объеме используемого оборудования; о привлечении необходимых трудовых ресурсов. При краткосрочном планировании программы исходят из имеющихся в наличии средств производства и рабочей силы.

  • Планирование производственной программы (план изготовления продукции) состоит в том, чтобы решить, какие виды и какой объем продукции должны быть изготовлены за определенный промежуток времени.

  • Для разработки комплексного плана производства продукции, характеризующего годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров (работ, услуг), необходимо проводить анализ профиля загрузки производственных мощностей предприятия.

  • На следующем этапе, на основе детального планирования загрузки производственных мощностей, с целью выявления и устранения диспропорций (перегруженных «узких мест» и недогруженных участков), и детального планирования материальных ресурсов, с целью определения потребности в материалах по каждому виду продукции, формируются объединенные планы поставок и загрузки мощностей.

  • Плановый годовой объем выпуска продукции предприятия по каждой i-й номенклатуре (ассортименту) определяется на основе формулы:

  • Ni = Mср,i· kим.i , (5.5)

  • где – планируемый годовой объём продукции; M – среднегодовая производственная мощность; k – коэффициент рационального использования мощности.

  • Для трудоёмких производств (в том числе, и геодезического) планируемый годовой объём выпуска можно определить на основе формулы

  • Ni= 100 (Fср.эф,i·Ri) / (ti· Pi),(5.6)

  • где Fср.эф,i– эффективный среднегодовой фонд рабочего времени на одного работника (рабочее место в случае бригадного труда) производственного персонала; R– количество работников (рабочих мест); t– нормативная технологическая трудоёмкость i-й продукции; P– процент прогрессивного выполнения нормативной трудоёмкости.

  • Производственная программа предприятия должна быть обоснована как с позиции рыночных потребностей в производимых предприятием изделиях, так и с позиции обеспеченности предприятия различными ресурсами, необходимыми для выполнения производственной программы. На основе анализа большого количества информационных данных можно рассматривать множество вариантов формирования производственной программы, из которых следует выбрать наиболее эффективный (оптимальный).

  • Необходимой предпосылкой выбора оптимального варианта являются, во-первых, выбор критериев оптимальности и, во-вторых, становление условий и ограничений, влияющих на формирование производственной программы. Для определения оптимальной производственной программы пользуются методами линейного программирования. Методом целевой функции может служить, например, достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства. В качестве ограничений могут выступать границы мощности, «узкие места» в производственном процессе, снабжении, недостаточность ресурсов.


Формирование ассортимента.Важное значение для предприятия имеет успешное решение проблемы формирования ассортимента и управления им. Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли бы требованиям определенных категорий покупателей.

Ассортимент – это набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке. Номенклатура,или товарный ассортимент, – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Вид товара (автомобиль, трактор) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, холодильники представлены одно-, двух- и трехкамерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.

Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами или лицензиями и ноу-хау.

Формированию ассортимента обычно предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая позволяет определить возможности оптимального производства ассортимента данного вида товаров. Цель ассортиментных концепций – сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей. В процессе разработки концепции определяются различные показатели: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. Обычно прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно – ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Планирование, формирование и управление ассортиментом продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся и/или потенциальные технологии и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не просто созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.


Планирование нового продукта.Если речь идет о новом или усовершенствованном продукте, предназначенном для дополнения существующего ассортимента либо замены уже выпускаемого продукта, то очередной шаг заключается в том, чтобы дать предварительную оценку замыслу, который сложился на основе выводов проведенного исследования рынка. Если замысел оценивается как перспективный, то на продукт составляется спецификация исходя из требований потребителя. После утверждения спецификация передается в производственный или проектно-конструкторский отдел, который изготовляет образцы и осуществляет предварительную проверку возможностей массового производства с учетом возможностей производственных мощностей, квалификации и опыта инженерно-технического персонала, а также потребностей в новых материалах, комплектующих, оборудовании и т.д.

Если предварительная калькуляция издержек производства показывает возможность получения приемлемой нормы прибыли, то выпускается небольшое количество изделий для испытания с помощью потенциальных потребителей. Одновременно разрабатываются предварительные планы и определяются бюджеты сбыта и рекламы, с тем, чтобы проверить выгодность сбыта нового продукта для предприятия. Результаты испытаний покажут, нужно ли вносить в продукт какие-либо изменения до того, как он будет выпущен на рынок.

По итогам испытаний и оценкам специалистов определяется жизнеспособность продукта и его возможность стать удачным дополнением к товарному ассортименту предприятия. В случае положительного решения все предложения, касающиеся продукта и его реализации, с подробным описанием того, как, когда, где, при каком уровне себестоимости и прибыли он должен быть выпущен на рынок, передаются руководству для утверждения. Утвержденные руководством рекомендации используются при составлении плана продвижения товара на рынок, который служит основой для координации работы всех подразделений предприятия.

4. План реализации продукции. Товарная продукция.

План реализации продукции.В плане реализации продукции предприятия устанавливаются объем и структура поставок выпускаемой продукции, а также планируемая сумма выручки и прибыли от реализации продукции.

Основными источниками для составления плана реализации продукции являются: портфель заказов и заключенные на этой основе договоры по поставкам; данные о запасах продукции на складах предприятия на начало и конец планового года; оптовые цены и себестоимость изделий, подлежащих реализации; сроки освоения новых видов продукции; мероприятия по повышению эффективности производства; расчеты по освоению и использованию производственных мощностей; плановые технико-экономические нормы и нормативы за предшествующий год.


При планировании реализации продукции исходят, прежде всего, из потребности в продукции, являющейся предметом специализации предприятия. Масштабы потребности сопоставляются с наличной производственной мощностью. В результате этого сопоставления определяется необходимость в расширении или реконструкции предприятия и возможные масштабы производства и реализации продукции.

Для определения объема выпуска и реализации продукции применяются натуральные и стоимостные измерители. Натуральныe измерители могут применяться лишь при выпуске однородной продукции. Стоимостные показатели обычно включают показатели выпуска товарной продукции и объема валовой продукции. Эти показатели определяются в оптовых ценах. Товарная продукция – это продукция, которая идет на сторону и не потребляется внутри предприятия. Валовая продукция характеризует объем всей продукции, произведенной на предприятии. Она складывается из товарной продукции, изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента собственного производства на начало и конец планового периода.

К незавершенному производству относится еще не изготовленная продукция, находящаяся на разных стадиях производственного процесса от запуска материалов в производство на первую операцию до сдачи законченных производством изделий и включения их в товарную продукцию.

Определение размера незавершенного производства имеет большое значение для предприятия: его завышение влечет за собой дополнительные непроизводственные расходы; вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, а занижение нарушает ритмичный ход производства, приводит к простоям. Расчет незавершенного производства осуществляется по-разному в зависимости от типа производства.

Показатель валовой продукции используется при определении динамики объема продукции, численности основных рабочих, производительности труда и фондов оплаты труда, составления плана материально-технического обеспечения и сметы затрат на производство. Объем товарной продукции не отражает полностью действительное состояние указанных технико-экономических показателей.

При значительных изменениях в структуре выпускаемой продукции или изменении объема кооперированных поставок для обоснования объема производства может быть использован показатель валового оборота, который в отличие от валовой продукции точно определяет объем производственной деятельности предприятия. В валовой оборот включается стоимость валовой продукции,