Файл: Тема 5. Реляционная модель данных (практика).pdf

Добавлен: 20.10.2018

Просмотров: 614

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Тема 5. Реляционная модель данных (практика) 

Пример. База данных «Расписание занятий» 

Рассмотрим  построение  базы  данных,  представляющей  расписание 

учебного  заведения.  Построение  начинается  с  создания  инфологической 

модели, описывающей БД в терминах таких понятий, как «сущность», «набор 

объектов», «связи сущностей и наборов объектов». 

На  следующем  шаге  инфологическая  модель  трансформируется  в  схему 

реляционной  БД,  использующей  понятие  отношения.  Полученная  схема 

используется для заполнения БД информацией – построения экземпляра БД. 

Модель «сущность – связь». 

Сущности и их атрибуты: 

 

Преподаватель (Фамилия, Должность, Год_рождения); 

 

Студент (Фамилия, Год_рождения); 

 

Группа (Номер); 

 

Дисциплина (Наименование); 

 

Время (День_недели, Часы). 

В  условиях  учебного  заведения  названным  сущностям  сопоставляются 

следующие наборы объектов (экземпляров сущностей):  

Преподаватели, Студенты, Группы, Дисциплины, Времена. 

Связи сущностей и наборов объектов: 

 

«Входит_в_группу»  между  наборами  объектов  Студенты  и  Группы. 

Связь типа «многие к одному» от Студентов к Группам. 

 

«Расписание_занятий»  между  наборами  объектов  Преподаватели, 

Группы,  Дисциплины,  Времена.  Связь  типа  многие  к  одному»  от 

Преподаватели, Времена, Дисциплины к Группам. 

Связи сущностей удобно представлять в виде диаграмм (рис. 5.1). 

Реляционная модель. 

Инфологическая  модель  БД  естественно  представляется  следующими 

схемами отношений реляционной модели: 

 

Преподаватели (Фамилия_преп., Должность, Год_рождения); 


background image

 

Студенты (Фамилия_студ., Год_рождения); 

 

Состав_группы (Номер_группы, Фамилия_студ.); 

 

Расписание  (Номер_группы,  День_недели,  Часы,  Фамилия_преп., 

Наименование_дисц.,). 

Предложенная  схема  несколько  отличается  от  инфологической  модели: 

некоторые  атрибуты  имеют  другие  имена,  наборы  объектов  Группы, 

Дисциплины, Времена не поддерживаются соответствующими таблицами.  

Сделанные  изменения  не  принципиальны  и  направлены  на  упрощение 

схемы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема реляционной БД определяет состав и формат ее таблиц. Заполнив 

таблицы  подходящими  данными,  получим  экземпляр  БД,  подобный 

приведенным ниже таблицам. 

Преподаватели: 

 

 
 
 
 
 

 

Студенты: 

Фамилия преп.  Должность 

Год рождения 

Иванов И.И. 

доцент 

1978 

… 

… 

… 

Студенты 

Группы 

Входит_ 
в_группу 

Преподаватели 

Времена 

Дисциплины 

Расписание_ 
занятий 

Группы 

Рис.5.1.Связи сущностей. 


background image

 
 
 
 

 

 

Состав группы: 

Номер группы 

Фамилия студ. 

ИВТ-111 

Иванов И.И. 

… 

… 

 
 

Расписание: 

Номер группы  День недели  Часы  Фамилия преп.  Предмет 

ИВТ-111 

Пн. 

10.00  Иванов И.И. 

Письмо 

… 

… 

… 

… 

… 

 

 Практические задания для самостоятельного выполнения 

Построить  базу  данных  «Отдел  кадров  предприятия»,  содержащую 

сведения о сотрудниках организации. 

Задание  1.  Создать  инфологическую  модель,  описывающую  БД  в 

терминах таких понятий, как «сущность», «набор объектов», «связи сущностей 

и наборов объектов». 

Задание  2.  Трансформировать  инфологическую  модель  в  схему 

реляционной  БД,  использующей  понятие  отношения.  Полученная  схема 

используется для заполнения БД информацией – построения экземпляра БД. 

 

Фамилия студ. 

Год рождения 

Иванов И.И. 

1993 

… 

…