Файл: Протокол Утверждаю Директор маоу до дтдим гришаева Т. А. 2021 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Департамент образования администрации г. Томска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодёжи г. Томска


Принята на заседании

Методического совета

от «___» ________ 2021г.
Протокол № __________


Утверждаю:

Директор МАОУ ДО ДТДИМ
_________________Гришаева Т.А.
«___» _______________ 2021 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

социально-гуманитарной направленности

«Говоруша»


Возраст учащихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель:

Лебединцева Мария Николаевна,

педагог дополнительного образования



г. Томск, 2021 год

Содержание

Наименование разделов

Стр.

РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»




1.1. Пояснительная записка

3

Актуальность

4

Направленность Программы

4

Адресат Программы

4

Отличительная особенность

7

Особенности набора детей

9

Объем и срок освоения Программы

9

Режим занятий

9

Формы реализации Программы

9

Формы организации образовательного процесса

9

    1. Цель и задачи Программы

10

    1. Содержание Программы:

Предметная область «Речевичок»

Предметная область «ЧудоТворчество»

10

11

14

    1. Планируемые результаты

15

РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»




2.1. Календарный учебный график

16

2.2. Условия реализации Программы

16

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

18

2.4. Методические материалы

22

2.5. Календарный план воспитательной работы

23

2.6. Список литературы

29

Приложения к Программе

31




Паспорт Программы

Название программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Говоруша»

Направленность программы – социально-гуманитарная

Возраст обучающихся – 4-5 лет

Срок обучения - 1 год

Особенности состава обучающихся – неоднородный, постоянный

Форма обучения – очная, с использованием дистанционных образовательных технологий

Нормативная база

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 01.03.2022) «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.

  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. Приказ Министерства просвещения РФ №533 от 30 сентября 2020г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196».

  4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"».

  6. Устав МАОУ ДО ДТДиМ (утвержден начальником департамента образования администрации Города Томска 10 февраля 2015г.). Изменения к Уставу МАОУ ДО ДТДиМ от 10.12.2019г., от 2021г.

  7. Методические рекомендации МАОУ ДО ДТДиМ по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования.

  8. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся МАОУ ДО ДТДиМ.

  9. Положение о режиме занятий МАОУ ДО ДТДиМ.


РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

    1. Пояснительная записка

Правильная речь является одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Нарушения речи проявляются не только в нарушениях звукопроизношения, но затрагивают и другие компоненты языковой системы: фонетическую, лексическую и грамматическую. Дети с нарушениями речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Логопедическая помощь представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего, на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, а также на развитие сенсорных функций, моторики, познавательной деятельности, формирование личности ребенка, воздействие на его социальное окружение.



Актуальность программы.

Речевое развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольной педагогики. В последние десятилетия заметна явная тенденция к увеличению количества детей с задержкой речевого развития с разного рода речевыми нарушениями, в том числе с тяжелыми недоразвитиями речи, что в целом тормозит психическое и общее познавательное развитие детей дошкольников, их социально-коммуникативные способности.

Нормативный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок должен правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

Детям с нарушением речи характерны ошибки фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. Они обладают ограниченным запасом слов, нарушенным фонематическим слухом, нарушенной слоговой структурой слова. У них недостаточно сформирована связная речь. Для таких детей, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

-нарушение внимания и памяти;

-нарушение мелкой и артикуляционной моторики;

-недостаточно сформировано наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Совокупность пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием, необходима специально построенная групповая логопедическая работа.

Дополнительная общеразвивающая программа «Говоруша» способствует решению проблем речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Речевые занятия с детьми 4-5 летнего возраста направлены на профилактику и коррекцию речевых нарушений, развитие связной речи, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие детей.
Направленность Программы – социально-гуманитарная. Программа ориентирована на развитие у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) эмоционально – личностной сферы, коммуникативных навыков и умений.

Адресат Программы.

Данная программа ориентирована на детей 4-5 летнего возраста имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) II, III и IV уровней речевого развития.

Дети с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности развития.

У всех детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Второй уровень речевого развития («начатки» общеупотребительной речи). Характеризует детей, владеющих начальными навыками построения простых аграмматичных предложений, имеющих заметные трудности в понимании речи окружающих, использующих лишь первичные лексикограмматические и иные средства вербальной коммуникации. Заметно возросшая речевая активность ребенка с использованием постоянного, хотя и очень искаженного ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Отличительной чертой их речи является наличие 2 – 4-словной фразы. В речи таких детей, как правило, отсутствуют даже простые предлоги и существительное употребляется в исходной форме. Нередко, наряду с правильными формами, нарушаются способы согласования и управления. По-прежнему отмечается многозначность слов, однообразные лексические замены. Недостаточное овладение морфологической системой языка препятствует усвоению словообразовательных операций.

У детей существенно страдает понимание значений многих слов. В связи с этим отмечается использование слов в узком значении. Пользуясь простыми, а нередко и распространенными предложениями, дети допускают в них пропуски как главных, так и второстепенных членов, нарушают порядок слов (инверсия). Сложные предложения этим детям малодоступны для понимания и употребления, поскольку не усваивают тех логико-временных и причинно-следственных отношений, которые заключены в таких конструкциях. Самостоятельное составление рассказов для них еще затруднительно, однако при наличии помощи взрослого ребенок пытается справиться с наиболее простыми видами текста. При этом, как правило, дети ограничиваются перечислением объектов действий с ними, не передают причинно-следственные связи.

Фонетическая сторона речи полностью не сформирована: имеют место все шесть видов нарушений звукопроизношения. Наиболее характерными для этой категории являются дефекты озвончения и смягчения. Выраженное нарушение звуко-слоговой структуры слов приводит к тому, что высказывания детей без соответствующего пояснения и вне контекста мало понятны для окружающих.


Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети уже в самостоятельной речи пользуются предложениями. Отмечаются попытки употребления структур сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных). Улучшается понимание речи. В тоже время понимание сложных 2 – 3- ступенчатых речевых инструкций, осложненных включением семантически трудных слов, слов с переносным значением по-прежнему детям труднодоступно.

Расширяется объем используемых лексико-грамматических категорий, слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, включая правильное произношение гласных и наиболее простых согласных звуков. Вместе с тем результаты специально подобранных заданий демонстрируют выраженное отставание в формировании каждого из компонентов языковой системы: нарушения согласования прилагательных и числительных с существительными с непродуктивными окончаниями, пропуски и замены предлогов, существительное при этом используется в правильной форме. Подобный характер аграмматизма свидетельствует о незаконченности формирования грамматического строя.

Наличие лексических ошибок, таких как замены частей предмета названием самого предмета, смешение по значению, замена названий предмета названием действий. При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют названия многих слов, обозначающих животный и растительный мир, явления природы, профессии людей и атрибуты профессий. Недостаточность словоизменения и словообразования, выраженная в трудностях понимания грамматических значений, смысла производных слов, оперирования морфемными элементами и их конструирования в структуру слова, показывает незавершенность формирования грамматической системы языка. Это подтверждает, что дети еще не обладают необходимыми когнитивными и речевыми возможности для полноценного использования лексико-грамматических средств языка в общении. Стойкие и грубые нарушения отмечаются при поисках образовавшегося слова, выходящего за рамки повседневной речевой практики, что прослеживается при образовании прилагательных от существительных различными значениями соотнесенности, существительных с разными суффиксами. Типичным для этих детей является неточное понимание, употребление обобщающих понятий.