Файл: Игра как ведущий вид деятельности ребенкадошкольника. 2 сл. Игра имеет социальную основу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.

2 сл.

  • Игра имеет социальную основу.

  • В игре находят отражение сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.

  • Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

  • Игра социальна и по способам ее осуществления.

  • Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым.

  • Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.

3 сл

  • В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника:

  • стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;

  • потребность в познании окружающего мира;

  • потребность в активных движениях;

  • потребность в общении.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности.

  • По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

Важное свойство детского воображения – это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями.

Благодаря этой способности дети используют в игрепредметы-заместители, символические действия.

4 сл.

  • Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.

  • Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики.

  • Взрослым важно реализовать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.


5 сл.

Задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решить.

Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе, и задачи, которые касаются отдельных детей.

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.

6 сл.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности.

Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

7-8 со слайда

9 сл.

С. Л. Новоселовой предложено свое понимание проблемы дифференциации детских игр. Ею выделено три класса игр:

  • 1. игры, возникающие по инициативе ребенка, самодеятельные игры. К ним относятся игры-экспериментирование, самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

  • 2. игры, возникающие по инициативе взрослого, использующего их с образовательной и воспитательной целью. Это игры дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и др.

  • 3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса. Это традиционные или народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.


10 сл.

В. П. Кондрашов, дополняя классификацию С. Л. Новоселовой, вводит еще два вида игр:

  • профориентационные сюжетно-ролевые игры, в которых имитируется производственная ситуация, профессиональная социальная среда.

  • профориентационные сюжетно-дидактические игры, направленные на усвоение отдельных несложных профессиональных умений.

11 сл.

  • А. В. Черная выделяет следующие группы игр:

1. Игры, традиции которых не утрачивают своей актуальности на протяжении нескольких веков, оставаясь практически неизменными.

К ним относятся:

  • игры с правилами;

  • предметные игры с правилами;

  • спортивные игры;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • игры-экспериментирования;

  • игры-забавы.

Как видно из представленных классификаций, наблюдаются достаточно разнообразные подходы к определению видов игр.

Это показывает широту отображаемых детьми явлений и событий окружающей бытовой и социальной жизни, которые не всегда вписываются в строгие научные рамки, переплетаясь и воздействуя друг на друга.

Надо заметить, что внутри каждого вида игр выделяется собственная классификация, уточняющая его разновидности.

12 сл.

Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности.

В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, появились исследования, характеризующую их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр.

13 сл.

Основное отличие режиссерской игры состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка, а также знания, полученные ребенком из окружающего его информационного поля.


Для режиссерской игры в ее развитой форме свойственны комбинирование впечатлений, сочетание реального и вымышленного.

14 сл.

Речь – главный компонент.

Помимо описательных высказываний, присутствуют и оценочные.

Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа.

Часто используется много персонажей, но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.

15 сл.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая.

Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события.