Файл: В царстве грибов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.
Тема: В царстве грибов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование представлений о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.
Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов.

Развивающие:

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся.

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать о наличии царства грибов;
-характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей;
-различать съедобные и несъедобные грибы, грибы – двойники;
-формулировать правила сбора грибов.
Метапредметные:
Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;  сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста.

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.


Личностные:
-осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека;
-осознавать важность правильного сбора грибов;
-осознавать значение бережного отношения к природе.
Ресурсы урока: учебник ч. 1, рабочая тетрадь, презентация к уроку.

Ход урока
1.Организационный момент.
Присаживайтесь, ребята. Спины прямые. Плечики расправили. Начинаем урок окружающего мира.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Посмотрите на слайд и прочитайте девиз нашего урока.

«Мир освещается солнцем, а голова – знанием»    ( слайд 1)

- А сейчас подумайте и скажите, как вы понимаете эти слова? Зачем человеку знания? /ответы уч-ся/

- Солнце - символ жизни, оно несет свет, развитие, без него все живое перестало бы существовать. О человеке, который обладает знанием или стремится его получить, говорят «светлая голова». Знания дают человеку возможность жить, развиваться и принимать правильные решения. Я желаю вам сегодня на уроке получить новые знания, которые пригодятся в жизни.

2. Актуализация знаний.

Приглашаю Вас сегодня я в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес. (слайд 2)

Прежде чем перейти к теме урока, немного вспомним то, о чем мы говорили на предыдущих уроках и поиграем в игру Верно/неверно.(слайд 3)

У вас на столе лежат листочки, на которых написаны утверждения. Если утверждение верно, поставьте плюсик в 1 колонке напротив. Если неверно, то поставьте плюсик во 2 колонке напротив.
Закончили, проверим работу. Зачитайте те утверждения, которые верные.

А теперь выполним взаимопроверку.(слайд 4) Обменяйтесь с соседом по парте работами, и проверьте по образцу на слайде, все ли верно выполнил ваш товарищ.

Посчитайте количество правильных ответов и напишите рядом с таблицей. Хорошо, молодцы, отложите листочки в сторону.
-Ребята, а с какой целью мы выполняли данное задание?(чтобы повторить изученный материал)
3.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живой природы. А каким, Вы узнаете, отгадав загадку.

(слайд 5)

Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки.

- Правильно, это гриб . В какое царство мы совершим путешествие?
(в царство грибов.)
А значит, какова тема нашего урока: (В царстве грибов.) (Слайд 6)
Зная тему урока, давайте сформулируем задачи, то, что мы узнаем и чему научимся на уроке.(ответы детей)

Задачи урока: (слайд 7)

1. Изучить строение грибов.

2. Узнать, для чего нужны грибы.

3. Научиться различать грибы.

4. Поговорим о правилах сбора грибов.
Давайте вернемся к заданию, которое мы выполняли на листочках. Найдите утверждение, в котором говорится о грибах. Что мы уже знаем о них?
(Что грибы относятся к живой природе).
А сейчас давайте оценим вашу работу в листах самооценки.Найдите графу №1. Игра «верно/неверно» (слайд 8). Если за это задание вы получили 5 баллов, закрасьте гриб коричневым цветом, если 4, то желтым цветом, если 3 и менее, то красным.

Ученые долго не могли решить, что такое грибы? К группам растений и животных они не подходят. Грибы – уникальные организмы. Поэтому в 19 веке их выделили в особое царство – царство грибов.

- Чтобы познать все тайны этого царства нам предстоит сегодня ответить на много вопросов. Эти вопросы написаны у Вас на маршрутных листах. Но будьте внимательны. Перейти к новому вопросу мы можем только в том случае, если ответим на контрольный вопрос. Отвечать нужно «да» или «нет».

4. Работа по теме урока.
1) Какое строение имеют грибы?

- Существует целая наука, посвященная изучению грибов. Прочитайте, как она называется. (Слайд 9). Правильно, Микология. «Микес» - гриб, «логос» - наука. Т. е. в переводе с латыни – наука о грибах. Изучают грибы ученые - микологи. Все грибы имеют разные названия, но строением они похожи.

Я Вам предлагаю сейчас поработать микологами и изучить строение гриба.

- Работать мы будем в группах. Но сначала мы создадим эти группы. Возьмите свой лист самооценки и ручку, подойдите к столу, возьмите карточку и сесть за стол, на котором изображен ваш гриб. Теперь вы команда №1, вы №2, вы №3, вы№4. Давайте вспомним правила работы в группе (Слайд 10).

Возьмите листочки. Соберите из частей модель гриба сначала на столе, а затем приклейте ее на листочек.
Подпишите название частей, пользуясь информацией, которая расположена на этих листочках. (слайд 11).

(Проверка.)

- Как называется верхняя часть гриба?Отвечает группа №1.

(Шляпка. В ней созревают споры, которые разносятся ветром, попадают в землю, прорастают, образуя новые грибы.)

- Что находится ниже? Отвечает группа №2. (Ножка. По ней к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы.)

- Шляпка и ножка составляют…. Отвечает группа №3 (…плодовое тело. Это наземная часть гриба. Она появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7). Грибы, которые имеют в своем составе шляпку и ножку, называются шляпочными грибами. Они похожи на зонтик.)
Именно их мы и будем изучать.

- А как называется подземная часть гриба? Отвечает группа №4.(Грибница. Это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити. Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней солями. Это главная часть гриба. Грибница растет более 100 лет. Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух, влага. Свет грибам не требуется, они могут расти даже в темноте)

- Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения своей работы.
У кого ест ошибки? Возьмите лист самооценки, найдите графу №2. Оцените свою работу в группе.( слайд 12)

- Мы познакомились со строением гриба, а теперь ответьте на контрольный вопрос в маршрутном листе: «Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела, а плодовое тело состоит из шляпки и ножки?» (Да). Обведите ответ в маршрутный лист.
2) С кем и почему «дружат» грибы?

- Как Вы думаете, с каким царством живой природы тесно связаны грибы?

(С растениями.)

- Правильно. Вы, наверное, замечали, что многие грибы растут под деревьями.

- Раскрыть секрет важности деревьев для грибов и грибов для деревьев нам поможет учебник. Откройте стр. 112-113 и найдите ответ на вопрос, «Что деревья получают от грибов?» (слайд 13)

Дети: - Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли.

Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя, очень важного для деревьев.

-Грибы лечат лес, без них деревья болеют.

-А теперь найдем ответ на вопрос: «Что получают грибы от деревьев?» (слайд 14)

Дети:- Грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету.


Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества.

Так грибы и деревья помогают друг другу.

Итак, мы с Вами узнали, почему деревья и грибы являются «неразлучными друзьями».

А как Вы думаете, кроме растений, кому еще нужны грибы? Для чего?

Животным. Многие животные питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Например, мухомором лечится лось, сороки. (слайд 15)
Ребята, какой вывод для себя из этого должен сделать человек?

(дети отвечают)

Мы узнали с кем и почему дружат грибы, а теперь ответьте на контрольный вопрос: «Грибница вредит корням деревьев, около которых растет?» (Нет). Обведите ответ в маршрутный листе.


3) Какие бывают грибы?

Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. На какие группы можно разделить все грибы? (съедобные и несъедобные (ядовитые)). Чем отличаются?(слайд16, 17)
Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь различать их. При сборе грибов-двойников мы обращаем внимание на цвет, срез, запах, строение.(слайд 18,19)

А сейчас внимательно послушайте рассказы Глеба и Даши про грибы:

Глеб–Белый гриб или боровик называют «белым», потому что в отличие от остальных грибов, он никогда не темнеет: ни при сушке, ни при варке. Шляпка у гриба снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе остается белой. Съедобный гриб.

Даша - Бледная поганка – самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Ее яд подобен змеиному. Он не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при хранении. Бледную поганку не едят даже черви. Шляпка гриба белая или бледно–зеленая, снизу белая. На ножке внизу разорванный мешочек, как будто ножка вылезает из горлышка широкого горшочка.

Мы узнали, какие бывают грибы, а теперь ответьте на контрольный вопрос: «Самый ядовитый гриб – это бледная поганка?» (Да). Обведите ответ в
маршрутный лист.

5. Закрепление изученного материала.

Г) Как собирать грибы?

А зачем люди собирают грибы? (Чтобы использовать их в пищу.)

- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо – необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Многие люди приходят в лес, чтобы собирать грибы.