Файл: Государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности Экономическая безопасность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Классификацию понятий безопасности, исходя из различных методологических подходов, приводит С. З. Павленко. Он выделяет пять групп определений безопасности:

— к первой группе отнесены определения, которые характеризуют безопасность как состояние защищенности интересов личности, общества и государства;

— ко второй — те, которые определяют безопасность через отсутствие опасности;

— к третьей — определения, где безопасность является свойством системы;

— к четвертой — определения, характеризующие безопасность как специфическую деятельность государственных органов;

— к пятой — дефиниции, обозначающие безопасность как определенное состояние.

Существует и эволюционный подход к развитию самого термина «безопасность». Так, считается, что происхождение и развитие термина «безопасность» прошло шесть этапов.

1. Появление термина «безопасность» в словаре английского ученого-философа Р. Гроссетеста в XII в. как «спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности».

2. С середины XIII в. более масштабное значение получает термин «полиция», который рассматривается как государственное устройство, государственное управление, цель которого — безопасность государства.

3. В XVII—XVIII вв. господствует точка зрения, в соответствии с которой главной целью государства является общее благосостояние и безопасность. Термин «безопасность» получает новое значение: состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также материальные, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.

4. 14 августа 1881 г. в России появился термин «государственная безопасность», который был впервые употреблен в Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

5. В 1917 г. термин «безопасность» политизируется и начинает использоваться в борьбе с контрреволюцией с целью обеспечения безопасности государства.

6. Введение в действие Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», закрепляющего правовые основы безопасности, и Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», определяющих основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности.

В отечественной и зарубежной литературе последних лет приведено более 50 формулировок термина «безопасность». Однако в качестве родового понятия, или категории, специалисты поддерживают сходную трактовку
безопасности, определяемую как такое состояние объекта, при котором в условиях негативного воздействия внутренних и внешних факторов, посредством предотвращения, минимизации, нейтрализации или ликвидации такого воздействия, обеспечивается поддержание жизнедеятельности, стабильность, а также поступательное развитие этого субъекта.

Понятие «государственная безопасность» появилось в научной литературе в XIX в. и употреблялось как синоним категории «безопасность». Связано это с тем, что в отечественной практике безопасность всегда была монополией государства. Еще Т. Гоббс писал, что «безопасность народа — занятие государства». Притом не только в политическом и практическом плане, но и в теоретическом отношении.

В 1850—1860-е гг. в России впервые применено понятие «интересы России», которое ввел в употребление канцлер, князь A. M. Горчаков. Таким образом, интересы России стали определяться задолго до становления теории экономической безопасности как науки.

Эволюцию формирования теории безопасности можно проследить по научным публикациям и интересу ученых к этой проблеме.

Начало междисциплинарных исследований можно связать с 1987 г., когда была опубликована статья академика В. А. Легасова, в которой обосновывалась необходимость создания единой системы обеспечения безопасности государства. Академик добивался создания научного центра по проблемам безопасного развития цивилизации. Он писал: «прежде всего, безопасность в буквальном смысле этого слова как выживаемость, недопущение военной конфронтации. …безопасность от возможностей продолжения экономически нерентабельного ведения хозяйства страны. Это наиболее сложная и требующая несколько лет, а возможно и пятилеток, часть программы, ибо она затрагивает практически все институты страны при большой потере времени на создание необходимых экономических, структурных и профессиональных предпосылок для существенного изменения положения во всех без исключения секторах народного хозяйства».

Исследования В. А. Легасова были посвящены техногенным рискам, он считал, что следует стремиться к достижению такого риска, который можно считать «приемлемым». Величина его (вероятность реализации или возможный при этом ущерб) настолько незначительна, что ради получения выгоды в виде материальных и социальных благ человек или общество готовы пойти на этот риск. Он одним из первых в нашей стране ввел понятие экологической безопасности. Для измерения безопасности им предложена «шкала», в которой единицами измерения являются показатели, характеризующие состояние здоровья человека и качество окружающей среды. В начале 1980-х гг. школой В. А. Легасова предложено в качестве основной меры безопасности использовать показатели здоровья человека.



В рамках концепции, предложенной и разработанной при участии В. А. Легасова, принята аксиома: «Безопасность — состояние защищенности отдельных лиц, общества и природной среды от чрезмерной опасности». Безопасность одна. Опасностей много. Опасность — это ситуация, которая может привести к отклонению здоровья человека от среднестатистического значения (заболевание или смерть) или к ухудшению состояния окружающей среды. Ситуации обычно классифицируют как социально-экономические (недостаточно развитые социальные структуры, недостаточный уровень питания, здравоохранения, образования, обеспечения материальными благами; нарушенные общественные отношения и т.п.).

Идеи В. А. Легасова выходили за узкопрофессиональные рамки. Он писал о безопасности как науке о взаимодействующих факторах риска, о современной трансформации научно-технической революции в революцию научнотехнологическую, когда на первые позиции выходят вопросы «как, зачем, с каким материальным и социальным риском», а не «что, сколько» мы производим, о недостаточности чисто экономических принципов и критериев хозяйствования и необходимости нравственных принципов в экономике, обеспечивающих безопасность и комфорт человека, ради которого только и должна функционировать экономика.

Термин «национальная безопасность» впервые употребил в 1904 г. президент США Т. Рузвельт в своем послании конгрессу США, где он обосновал военную акцию присоединения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности.

А мериканская модель национальной безопасности базировалась на методологических разработках середины ХХ в. американского политолога Г. Моргентау, в которой национальная безопасность понимается как безопасность граждан, общества и государства. В 1947 г. в США был принят закон «О национальной безопасности», что привело к появлению в науке новой категории «национальная безопасность».

В период становления рыночной экономики России интерес к теоретическим вопросам национальной безопасности быстро возрастал на фоне появления новых стратегических рисков. Безопасность в данном контексте рассматривается как интегральная характеристика практически всех сфер жизнедеятельности, последовательно выражающая все изменения в этих сферах и взаимосвязи между ними. Вследствие этого данная теория формировалась и далее совершенствуется как междисциплинарная.


В ней тесно увязаны и комплексно изучаются не только самые различные пространственные аспекты: международный, федеральный, региональный и местный, но и ее функциональные составляющие: политическая, экономическая, военная, социальная, юридическая, экологическая, техногенная, организационная, информационная и др.

В 1993 г. термин «национальная безопасность» появился и в отечественных теоретических источниках. Впервые в юридических документах этот термин использован в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Более обширное толкование термин «национальная безопасность» получил в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г., где, в частности, отмечалось: «...безопасность личности, безопасность семьи, национальная безопасность, состыкованные с региональной и всеобщей коллективной безопасностью, — вот путь развития России в XXI в. При этом национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации категория «национальная безопасность» трактуется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации». Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Таким образом, национальная безопасность представляет собой трансформирующееся многоуровневое явление. Она может рассматриваться как общественное явление, как теория и процесс, как показатель состояния России в мировом сообществе.

Принято считать, что нижний порог национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и социальной целостности государства — обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений. Однако безопасность государства заключается не только к сведению к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В более широком смысле понятие безопасности включает обеспечение гражданам данного общества необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Соответственно политический, экономический, военный, социальный и иные аспекты, экологический и иные внутренние и внешние аспекты национальной безопасности составляют важнейшие компоненты.


Национальная безопасность имеет иерархическую (личность, государство, общество) многокомпонентную структуру, т.е. является системным понятием, более того, в последнее время заметна тенденция к еще большему ее расширению.

Важной составляющей системы национальной безопасности является экономическая безопасность. Это понятие отражает повышение значимости обеспечения безопасности во всех сферах жизни человечества, особенно в экономике, в связи с возрастанием в глобализирующемся мире роли факторов риска, неопределенности, случайности и взаимозависимости.
В 1934 г. в период Великой депрессии вновь избранный президент США Франклин Рузвельт в послании к нации использовал понятие « national economi csecurity « (национальная экономическая безопасность). Именно после этого термин «экономическая безопасность» вошел в употребление, и тогда же вопросы экономической безопасности стали исследоваться на всех уровнях управления. Также в 1934 г. Рузвельтом был сформирован специальный орган по экономической безопасности в период вывода страны из Великой депрессии.

Это было востребовано как в силу аналитической сложности вопросов экономической безопасности, так и потому, что они имели непреходящее значение для обеспечения стратегической устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики.

До Второй мировой войны чаще употребляли термин «оборона», «обороноспособность». В 1947 г. в США был принят Закон «О национальной безопасности» и образован Совет национальной безопасности при президенте США, которому поручались вопросы, касающиеся не только внешней, оборонной, но и экономической политики.

Официальным термин «экономическая безопасность» применительно к международным отношениям стал в 1985 г., когда на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Международная экономическая безопасность». Именно в этой резолюции определено, что необходимо содействовать обеспечению международной экономической безопасности с целью социально-экономического развития и прогресса каждой страны. На 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята «Концепция международной экономической безопасности».

Ежегодно администрация США разрабатывает и публикует документ «Стратегия национальной безопасности» как декларацию политического курса, в котором определяются возможности и «вызовы» страны, с которыми она может столкнуться.

В 1990-х гг. термин «экономическая безопасность» появился в научных статьях российских ученых, а первые их статьи по проблемам экономической безопасности России были опубликованы в конце 1994 г.