Файл: Земская реформа 1864 года Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Земская реформа 1864 года

Введение

История местного самоуправления, и в частности Земская реформа 1864 г., свидетельствует о том, что вопросы, требовавшие теоретического и практического осмысления и анализа при организации органов местного самоуправления в прошлом, не потеряли своей актуальности и сегодня. Современное состояние нашей страны показывает необходимость развития органов территориального самоуправления как необходимой базы формирования и развития местных институтов гражданского общества.

В связи с этим исторический опыт организации и деятельности земств приобретает для нас особую актуальную значимость и важность. Поэтому во избежание повторения прошлых ошибок и использования позитивного прошлого наработанного опыта необходимо детальное изучение результатов проводимых во второй половине XIX в. земских реформ. Система земского самоуправления, сложившаяся в результате реформы 1864 года, с определенными изменениями просуществовала вплоть до 1917 года. Основными принципами Земской реформы 1864 г. стали — выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных административных, хозяйственных и культурных нужд.

Основным нормативно-правовым актом для реализации земской реформы стало "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", утвержденное царем 1 января 1864 года. Структура органов земского самоуправления по Положению 1864 г. была следующей: уездное земское собрание избирало на три года уездную земскую управу из двух членов и председателя, являвшуюся исполнительным органом земского самоуправления. Губернское земское собрание избиралось тоже на три года, но не непосредственно избирателями, а гласными уездных земских собраний губернии из их числа. Оно избирало свой исполнительный орган - губернскую земскую управу, состоявшую из председателя и шести членов. Собрания как правило созывались один раз в год. Управы же работали на постоянной и оплачиваемой основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы занимались выполнением данных решений. Председателями губернских и уездных земских собраний обычно были соответствующие предводители дворянства.

Ряд современных исследователей считает, что Земская реформа 1864 года стала одной из самых успешных в большом ряду либеральных «великих реформ» царя Александра II. Несмотря на ряд очень серьезных ограничений и недостатков, изначально и во многом специально заложенных в Положение 1864 года, русским уездным и губернским земствам удалось за полвека своей напряженной деятельности добиться очень весомых и значительных успехов и позитивных результатов.


Собственно отсюда и вытекает тот главный тематический вопрос, изучению и анализу которого мы и планируем посвятить наше эссе. Развернутый ответ на него и станет нашей основной целью в данной работе. Сформулируем наш тезисный вопрос следующим образом: А насколько успешной и значимой в действительности оказалась для общественной жизни дореволюционной России Земская реформа 1864 года? Каковы были на практике позитивные и негативные стороны и результаты Земской реформы 1864 года, ее конкретные успехи и достижения, ограничения и недостатки?

Чтобы развернуто ответить на данный ключевой вопрос нашего эссе, мы построим логическое изложение наших доводов и аргументов в двух описанных ниже разделах работы. Один из них будет содержать аргументы, отражающие позитивные и наиболее успешные результаты и итоги реализации Земской реформы 1864 года. Второй раздел эссе мы посвятим анализу выявленных недостатков и ограничений, которые обозначились на практике во время реализации земской реформы местного самоуправления.

Успехи и позитивные результаты Земской реформы 1864 года

- Создание единой автономной системы выборных органов земского (местного) общественного самоуправления с четко прописанными для них в законодательстве полномочиями, компетенцией и финансовой базой для их реализации на местах. Сразу обозначим здесь, что Земская реформа 1864 г. все же охватила собой не всю территорию России, земства были созданы только в 34 губерниях страны. Позднее земские учреждения, доказавшие свою эффективность, были введены еще в 9 губерниях. Тем не менее, Земской реформой 1864 г. была охвачена основная часть территории Российской империи. Структура новых органов земского самоуправления была единой, типовой и системной для всех губерний, равно как и их компетенция, полномочия и функции. В рамках обозначенных им полномочий и финансовых источников для их исполнения земства действительно обладали реальной автономностью и значительной самостоятельностью. Земское самоуправление на практике обладало общественным характером и инициативой, самостоятельно определяло цели, приоритеты местного развития и направления приложения своих усилий в рамках своих бюджетов и компетенции. Земская реформа создала в России качественно новый и вполне современный институт местного самоуправления. Кроме того, детальное знание своих нужд и острых проблем на местах позволяло земствам наиболее эффективно и актуально использовать для их решения те финансовые и кадровые ресурсы, что имелись в их распоряжении. Земские органы на практике взяли на себя часть функций государственной власти на местном уровне.



- Достаточно успешная реализация на практике принципов выборности и всесловности при формировании земских органов. Несмотря на то, что царское правительство при проведении Земской реформы 1864 г. всеми силами стремилось закрепить контроль и влияние дворянского сословия за новой структурой и деятельностью земств, участие в них других сословий общества изначально было весомым и с годами только росло. Для страны, большую часть населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение земств было важным шагом в развитии политической культуры общества. Избираемые всеми сословиями, земские учреждения принципиально и выгодно отличались от корпоративно-сословных объединений, таких, как дворянские собрания. Уже на первых выборах в уездные земства в среднем по стране купцы составляли 10,4%, духовенство – 6,5%, а крестьяне – 38,4%. При этом были отдельные губернии, где дворяне и чиновники не составляли большинства гласных даже на губернском уровне земств. Достаточно неплохо и вполне эффективно зарекомендовала себя и система выборности гласных на уездном и губернском уровнях, несмотря на ее деление на три курии, частичный имущественный ценз и двухступенчатые выборы для крестьян. Отметим, что в дальнейшем царское правительство использовало неплохо показавшую себя систему выборов в органы земского самоуправления как прообраз избирательной системы для выборов депутатов в Государственную Думу.

- Успешное и публичное развитие земствами собственной финансово-экономической базы для реализации своих полномочий, функций и задач. Деятельность земств была достаточно эффективной за счет того, что они успешно обеспечивали свое самофинансирование. Необходимые материальные средства для реализации проектов извлекались за счет введения специальных сборов и установления повинностей. Это позволило земствам не только обзавестись имуществом, но и сформировать большие земские капиталы (бюджеты). Большая часть доходов земств формировалась за счет налоговых платежей. Налоги взимались за имущество, выдачу патентов и свидетельств, сборов с трактиров и других учреждений. Другую часть бюджетов формировали платежи за получение платных услуг в сфере медицины, образования, судебного производства и т.д. Бюджетная политика земских учреждений была достаточно прозрачной и публичной. По итогам осуществления финансовой деятельности и планирования расходов утверждались и рассылались для одобрения земскими собраниями годовые сметы. Земства в пределах своих полномочий всемерно старались развивать деловые и торговые проекты на подведомственных им территориях, что также увеличивало их финансовую бюджетную базу. Важным элементом развития страхового дела в России стала впервые и массово внедренная земствами (для пополнения своих бюджетных доходов) система страхования имущества. Земское взаимное страхование имущества находилось в
ведении губернского земского собрания, которое утверждало страховые тарифы, нормы обеспечения и инструкции по страхованию. Главным видом земского страхования было обязательное страхование строений от огня.

- Успешная деятельность земств в развитии и совершенствовании инфраструктуры местного благоустройства. К участию в деятельности земских органов власти на платной основе широко привлекались опытные специалисты в различных областях. По данным на 1912 г., профессиональное образование в органах земства имели до 150 тыс. служащих. Это позволяло земским управам на вполне высоком профессиональном уровне заниматься решением подведомственных им хозяйственных и социальных вопросов. Ученые отмечают, что с учреждением земств на селе реально стали решаться масштабные задачи - строиться дороги, обеспечиваться регулярная почтовая земская связь. Проблемы в сельском хозяйстве были решены с учреждением при каждом земстве агрономической службы. Земства внесли большой вклад в развитие системы народного (земского) образования. Население небольших населенных пунктов вместе с учреждением ведомств получило доступ к качественной медицинской помощи. Земские управы активно занимались народным просвещением. На базе сел и деревень массово создавались земские школы и внешкольные учреждения, где можно было обучиться письму, счету и чтению. Была построена сеть дорог, связавших между собой многие отдалённые села. Почти в каждой деревне открылись земские школы и бесплатные для крестьян больницы, или хотя бы фельдшерские пункты. Земства также активно занимались культурно-просветительской работой. Они строили здания под открытие народных театров, организацию выставок, кружков и курсов по творчеству и художественной самодеятельности.

Основные недостатки и проблемы Земской реформы 1864 года

Неполнота низовой структуры и отсутствие единой центральной координации деятельности земств. В структуре земских учреждений не было внедрено «низовой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения. Не был
предусмотрен и единый общероссийский орган, который мог бы эффективно координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство всячески препятствовало и общению земских органов друг с другом, ввело государственную цензуру в отношении издаваемых земствами журналов и газет.

Чрезмерный контроль государства за деятельностью земств и неполнота исполнительных функций земств. Земские собрания и управы не имели права исполнительной принудительной власти, так как полиция им не подчинялась. Поэтому земства не могли самостоятельно проводить свои распоряжения в действие, а вынуждены были для этого всегда обращаться к содействию правительственных органов. Их деятельность жестко контролировалась губернаторами и министром внутренних дел, имевших право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания, утверждать председателей собраний и бюджеты земств. Первоначально земским учреждениям не было предоставлено также право издавать обязательные для населения нормативные постановления. Впрочем, к концу 1870-х годов земства постепенно были наделены правом издавать такие постановления по определенным вопросам их деятельности.

Заключение

Подводя итоги всем аргументам и доводам, приведенным нами выше, мы считаем, что на развитие общественной и экономико-социальной жизни дореволюционной России Земская реформа 1864 года оказала, в общем и в целом, значительное позитивное влияние. В 1864 году была создана качественно новая, современная и единая система органов местной власти, первая земская реформа не была лишь частичным косметическим улучшением неких прежних механизмов местного самоуправления. Земская реформа активно приобщила к общественной деятельности ранее абсолютно бесправное крестьянство, она масштабно и повсеместно способствовала развитию местного благоустройства и инфраструктуры. Земские школы, земские больницы, земская почта, земские театры, земское страхование и статистика часто доходили до уровня многих сел и деревень, они стали наглядными символами успешной и эффективной деятельности земств.

Отмеченные нами недостатки и проблемы реализации Земской реформы 1864 г. во многом были изначально спланированы государственной царской политикой, что было связано с желанием высшей бюрократии контролировать деятельность органов земского самоуправления. Более того, власть видела в земствах своих общественных конкурентов, и поэтому всячески стремилась ограничить их полномочия, особенно в сфере политики. Эти ограничения и контроль, конечно, мешали деятельности земств, но не стали критическими факторами для успешных итогов земской работы.