Файл: Методические указания по практической подготовке при реализации учебной практики учебная практика (учебноознакомительная).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Организация практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики

Общее руководство практикой осуществляет Омская гуманитарная академия:

  • устанавливает календарные графики программы реализации учебной практики;

  • осуществляет контроль за организацией и проведением практики, соблюдением её сроков и сроков отчетности по результатам ее прохождения.

Методическое руководство практикой осуществляет кафедра педагогики, психологии и социальной работы.

Перед организацией практики обучающийся проходит инструктаж по технике безопасности, знакомится с программой практики, изучает методические рекомендации, рекомендуемую справочную и специальную литературу, консультируется у руководителя практики ОмГА.

Обязанности кафедры педагогики, психологии и социальной работы, ответственной за организацию учебной практики (выпускающей кафедры):

- назначение руководителей практики из числа педагогических работников;

- подготовка приказа о практике;

- согласование программы практики с профильными организациями;

- методическое руководство, а также проведение конференции по разъяснению целей, содержания, порядка и контроля учебной практики.

Руководитель практики от ОмГА:

  • составляет рабочий график (план) проведения практики;

  • разрабатывает при необходимости индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;

  • осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям;

  • оценивает результаты прохождения практики.

Функции руководителя учебной практики от Омской гуманитарной академии возлагаются на преподавателей кафедры педагогики, психологии и социальной работы.

Квалификация руководителей практики соответствует квалификационным характеристикам, установленным согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в сфере образования)» от «24» июля 2015г. No 514н.

Руководитель практики от профильной организации:

  • согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;

  • обеспечивает обучающимся безопасные условия прохождения практики, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

  • контролирует соблюдение трудовой и учебной дисциплины практикантами, контролирует ведение дневников практики.


По итогам практики руководитель от профильной организации готовит отзыв- характеристику. Данный отзыв прилагается к отчету о практике .

Отзыв руководителя практики может отражать следующие моменты. Характеристика обучающегося как специалиста, овладевшего определенным набором компетенций; способность к организаторской и управленческой деятельности, к творческому мышлению, инициативность и дисциплинированность, направления дальнейшего совершенствования, недостатки и пробелы в подготовке бакалавра. Дается оценка выполнения практикантом заданий практики, оценка уровня освоения компетенций.

Во время прохождения практики необходимо подготовить письменный отчёт по практике, содержащий исследующие документы:

- титульный лист;

- заявление на практику;

- задание на практику;

- совместный план-график;

- дневник практики;

- договор о практической подготовке студента;

- отзыв-характеристику от руководителя профильной организации;

-подробный отчет по выполнению индивидуального задания на практику

Отчет по практике, содержащий подробные данные по выполнению индивидуального задания и соответствующий требованиям по оформлению, следует сдать руководителю и защитить.


Подведение итогов прохождения практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики.

Срок сдачи отчета по учебной практике на кафедру педагогики, психологи и социальной работы устанавливается в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

Критерии оценивания отчета по практике:

а) полнота и качество выполнения требований, предусмотренных программой практики;

б) умение профессионально и грамотно отвечать на заданные вопросы;

в) дисциплинированность и исполнительность обучающегося во время практики;

г) характеристика результативности выполнения заданий студентом, прописанная в отзыве руководителя от профильной организации.

Требования, предъявляемые к отчету по практике:

  • выполнение программы практики, соответствие разделов отчета разделам программы;

  • самостоятельность обучающегося при подготовке отчета;

  • соответствие заголовков и содержания разделов требованиям, указанным в данных методических рекомендациях;

  • выполнение индивидуального задания, согласованного с научным руководителем;

  • соблюдение требований к оформлению отчета и дневника практики;

  • полные и четкие ответы на вопросы при защите отчета.

По учебной практике выставляется зачет с оценкой.

Критерии. Для получения оценки «отлично» необходимо продемонстрировать высокий уровень по всем требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению отчета о практике и его защите, правильно и полно ответить на вопросы членов комиссии.

Для получения оценки «хорошо» необходимо продемонстрировать средний уровень (с незначительными отклонениями) по всем требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению отчета о практике и его защите, правильно ответить на вопросы членов комиссии.

Для получения «удовлетворительной» оценки необходимо продемонстрировать допустимый уровень (с незначительными отклонениями) по всем требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению отчета о практике и его защите, поверхностно ответить на вопросы членов комиссии.

«Неудовлетворительно» оценивается уровень «ниже допустимого» как минимум по одному требованию, предъявляемому к содержанию и оформлению отчета о практике и его защите.


Положительная оценка по результатам защиты отчёта о практике вносится в ведомость и зачетную книжку студента.

Студенты, по уважительной или неуважительной причине не выполнившие программу практики, не защитившие отчеты о практике в установленный срок или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета, получают академическую задолженность, ликвидация которой документально оформляется и осуществляется в установленном порядке.



  1. Содержание практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики


По прибытии на место практики бакалавр должен пройти инструктаж по технике безопасности (отражается в дневнике практики первым пунктом и в совместном графике (Приложение 6)), затем ознакомиться с особенностями организации - базы практики.

В соответствии с учебным планом учебная практика имеет следующее содержание:


Учреждения системы образования

1. Общее знакомство с образовательной организацией, на базе которой проводится практика.

2. Изучение нормативно-правового обеспечения деятельности психолога образовательного учреждения.

Знакомство с нормативными документами, регламентирующими работу психолога

3. Изучение этических основ обеспечения деятельности психолога образовательного учреждения.

4. Наблюдение и анализ деятельности психолога (диагностической, просветительской, консультативной, коррекционной работа).

.



1. Визитная карточка образовательной организации.

2. Краткая аннотация основных документов – назначение, структура.

3. Краткая аннотация, назначение, структура этического кодекса психолога РФ. Анализ деятельности психолога с точки зрения соблюдения этических норм.

4. Протокол анализа двух мероприятий педагога-психолога (диагностического, просветительского, консультативного, коррекционного).


Территориальные учреждения и организации социальной защиты населения
(Управления труда и социальной защиты населения)

Содержание деятельности

Формы отчетности

1. Общее знакомство с организацией социальной защиты населения, на базе которой проводится практика.

2. Изучение нормативно-правового обеспечения деятельности психолога.

Знакомство с нормативными документами, регламентирующими работу психолога территориального учреждения защиты населения

3. Изучение этических основ обеспечения деятельности психолога территориального учреждения защиты населения.

4. Наблюдение и анализ деятельности психолога (диагностической, просветительской, консультативной, коррекционной работа).

.



1. Визитная карточка учреждения и организации социальной защиты населения.

2. Краткая аннотация основных документов – назначение, структура.

3. Краткая аннотация, назначение, структура этического кодекса психолога РФ. Анализ деятельности психолога с точки зрения соблюдения этических норм.

4. Протокол анализа двух мероприятий психолога организации социальной защиты населения (диагностического, просветительского, консультативного, коррекционного).


Учреждения системы социальной защиты населения (Центры социального обслуживания
населения, учреждения стационарного социального обслуживания населения, учреждения
социального обслуживания семьи и детей и др.)

Содержание деятельности

Формы отчетности

1. Общее знакомство с организацией, на базе которой проводится практика.

2. Изучение нормативно-правового обеспечения деятельности психолога учреждения социальной защиты населения.

Знакомство с нормативными документами, регламентирующими работу психолога

3. Изучение этических основ обеспечения деятельности психолога учреждения социальной защиты населения.

4. Наблюдение и анализ деятельности психолога (диагностической, просветительской, консультативной, коррекционной работа)..


1. Визитная карточка учреждения системы социальной защиты населения.

2. Краткая аннотация основных документов – назначение, структура.

3. Краткая аннотация, назначение, структура этического кодекса психолога РФ. Анализ деятельности психолога с точки зрения соблюдения этических норм.

4. Протокол анализа двух мероприятий психолога учреждения социальной защиты населения (диагностического, просветительского, консультативного, коррекционного).



Практика засчитывается когда студентом на кафедру предоставлена необходимая по итогам практики документация по практике: отчет по практике, отзыв-характеристика и готовность выступить с краткой информацией на итоговой конференции.


6. Структура отчета практической подготовки в форме учебной (учебно-ознакомительной) практики

По прибытии на место практики обучающийся должен в первую очередь пройти инструктаж по технике безопасности (отражается в дневнике практики первым пунктом и в совместном графике (Приложение 6).

Обучающийся должен выполнить в полном объеме задания практики (20-30 пронумерованных страниц текста) и сдать пакет документов, содержащий:

  1. Титульный лист (Приложение 1; заверяется печатью организации и подписью руководителя образовательной организации);

  2. Договор (Приложение 2; заверяется печатью организации и подписью руководителя образовательной организации)

  3. Задание на практику (Приложение 3);

  4. Совместный график практики (Приложение 4; заверяется печатью организации и подписью руководителя образовательной организации);

  5. Дневник практики (Приложение 5);

  6. Отзыв-характеристика (заверяется печатью организации, подписью руководителя практики и подписью руководителя образовательной организации)

  7. Содержание отчета с нумерацией страниц.

  8. Отчет о прохождении практики с результатом выполнения каждого задания.

  9. Список использованной литературы.

Содержание включает наименование тематических разделов с указанием номера их начальной страницы.

Во введении описывается цель и задачи учебной практики, рабочее место

В тематических разделах приводятся подробные сведения о результатах выполнения индивидуального задания согласно содержанию учебной практики

В заключении подводятся итоги практики, формулируются выводы.

7. Требования к оформлению отчета практической подготовки в форме

учебной (учебно-ознакомительной) практики


  1. Каждая письменная работа должна быть набрана в текстовом редакторе (с включением таблиц и иллюстраций непосредственно в текст работы) и сохранена в формате .doc в виде одного файла (начиная с титульного листа и заканчивая последней страницей).

  2. Формат страницы – А4.

  3. Текст письменной работы следует набирать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.

  4. Тип шрифта: Times New Roman, размер: 14 pt (пунктов) (на рисунках и в таблицах допускается применение более мелкого размера шрифта, но не менее 10 pt).

  5. Текст печатается через полтора интервала, красная строка – 1,25 см. Цвет шрифта должен быть черным, необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе.

  6. Полужирный шрифт, курсив и подчеркнутый шрифт не применяются.

  7. Выравнивание текста - по ширине. Выравнивание таблиц и рисунков – по центру.

  8. Расстановка переносов - автоматическая.

  9. Каждая страница текста, включая иллюстрации и приложения, нумеруется арабскими цифрами по порядку без пропусков и повторений. Титульный лист включается в общее количество страниц, но номер страницы на нем не проставляется. Номера страниц проставляются в центре нижней части листа (нижнего колонтитула) без точки.

  10. Опечатки, описки, исправления, повреждения листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

  11. Наименования разделов и подразделов (заголовки) начинаются с заглавной буквы того же размера и располагаются по центру. В конце заголовка точка не ставятся, не допускаются переносы слов в заголовках. Текст следует через интервал после заголовка.

  12. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

  13. Каждый раздел должен начинаться с новой страницы. Подразделы следуют друг за другом без вынесения нового подраздела на новую страницу. Не допускается начинать новый подраздел внизу страницы, если после заголовка подраздела на странице остается менее четырех строк основного текста. В этом случае подраздел необходимо начать с новой страницы.

  14. Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится, например:



  15. 1 Типы и основные размеры





  16. Нумерация пунктов первого раздела документа

  17. Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:



  18. 3 Методы испытаний

  19. 3.1 Аппараты, материалы и реактивы



    Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа



  20. 3.2 Подготовка к испытанию



    Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела документа

  21. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчная буква, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например:

  22. а) текст
    б) текст
    1) текст
    2) текст
    в) текст

  23. Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

  24. В тексте документа не допускается:

  25. - применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

  26. - применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

  27. - применять произвольные словообразования;

  28. - применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами;

  29. - сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

  30. В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
    - применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

  31. - применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), (больше или равно), (меньше или равно), (не равно), а также знаки N (номер), % (процент).



  32. Правила оформления ссылок

  33. Цитаты, а также все заимствованные из печати данные (нормативы, цифры и др.), должны иметь библиографическую ссылку на первичный источник.

  34. Ссылка ставится непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, по которому дается пояснение, в квадратных скобках. В квадратных скобках указывается порядковый номер источника в соответствии со списком использованных источников, например:

  35. Автором термина «зона ближайшего развития» является Лев Семенович Выготский [9].

  36. Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в квадратных скобках указывают порядковый номер источника и номер страницы, на которой помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой, например:

  37. Известно [4, с. 35], что для многих людей опорными и наиболее значимыми в плане восприятия и хранения информации являются визуальные образы.

  38. Приводимые в работе цитаты должны быть по возможности краткими. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной буквы. Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, например: Ф. Котлер подчеркивал, что современный маркетинг «...все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей индивидуального потребителя» [26, с. 84].



  39. Правила оформления иллюстраций

  40. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его (в приложениях).

  41. Независимо от содержания (схемы, графики, диаграммы, фотографии и пр.) каждая иллюстрация обозначается словом «Рисунок», с указанием номера и заголовка, например:



  42. Рисунок 2. Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе



  43. При цветном исполнении рисунков следует использовать принтер с возможностью цветной печати. При использовании в рисунках черно-белой печати следует применять черно-белую штриховку элементов рисунка.

  44. На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте работы, например: «... в соответствии с рисунком 2 …» или «… модель сопровождения (рисунок 2)». Рисунки следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые (при наличии достаточного пространства для помещения рисунка со всеми поясняющими данными), или на следующей странице. Если рисунок достаточно велик, его можно размещать на отдельном листе, при этом допускается поворот рисунка на 90° против часовой стрелки относительно страницы (альбомная ориентация). Рисунки, размеры которых больше формата А4, учитывают как одну страницу и помещают в приложении. Рисунки, за исключением рисунков в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе.

  45. Если рисунок взят из первичного источника без авторской переработки, следует сделать ссылку на источник, например:





  46. Рисунок 3. Рефлекторная дуга[6, с. 14]



  47. При необходимости между рисунком и его заголовком помещаются поясняющие данные (подрисуночный текст).

  48. Рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, рисунок 1.2).



  49. Правила оформления таблиц



  50. В письменной работе фактический материал в обобщенном и систематизированном виде может быть представлен в виде таблицы для наглядности и удобства сравнения показателей. На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например: «…в таблице 2 представлены …» или «… характеризуется показателями (таблица 2)».

  51. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы, за исключением таблиц в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Каждая таблица должна иметь заголовок, который должен отражать ее содержание, быть точным, кратким.

  52. Заголовок таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например:

  53. Таблица 1 – Результаты диагностики УУД у младших школьников (%)

    1. Уровень

    1. Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    1. Личностные УУД

    1. Познавательные УУД

    1. Высокий

    1. 15

    1. 20

    1. 15

    1. 20

    1. Средний

    1. 80

    1. 60

    1. 70

    1. 60

    1. Низкий

    1. 5

    1. 20

    1. 15

    1. 20



  54. Если таблица взята из внешнего источника без переработки, следует сделать ссылку на источник, например:

  55. Таблица 2 – Структура и основные компоненты педагогического мастерства [12,с.34]

    1. Педагогическая направленность личности

    1. Профессионально необходимые знания

    1. Профессионально необходимые способности, умения, навыки

    1. Прикладные знания, умения, навыки, способности

    1. Стабильный интерес к пед.деятельности, любовь к детям

    1. Специальные знания (по преподаваемым дисциплинам)

    1. Организаторские

    Художественные

    1. Ответственность за результаты своего труда

    Знания по психологии, педагогике, частным методикам

    1. Коммуникативные

    Технические

    1. Позитивные мотивы деятельности

    1. Общественные (исторические, политические, экономические и др.)

    1. Дидактические

    1. Спортивные

    1. Качества личности (позитивные)

    1. Наиболее актуальные сегодня знания

    1. Актерские

    бытовые



  56. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

  57. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте работы, но не менее 10 pt.

  58. Таблицы каждого приложения нумеруют отдельной нумерацией арабскими цифрами. При этом перед цифрой, обозначающей номер таблицы в приложении, ставится буква соответствующего приложения, например:

  59. Таблица 1.4 – Динамика показателей за 2015–2016 гг.

  60. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1». Если в приложении к документу одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1.1» (если она приведена в приложении 1).