Файл: Вариант Проанализируйте текст по плану.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 5.

Проанализируйте текст по плану.


  1. Укажите синтаксические особенности предложений данного текста, приведите примеры .

  2. Выпишите 3-5 простых предложений из текста.

  3. Выпишите 3-5 сложных предложений, укажите, какие типы связей имеются между частями сложного предложения.

  4. Выпишите причастные обороты и укажите их значение.

  5. Выпишите деепричастные обороты и укажите их значение.


  6. Какая юридическая терминология используется в тексте, каково ее значение?

  7. Выпишите слова, имеющие орфографические трудности, объясните их написание.


Проблемы юриспруденции в русской классической литературе

19 века

Лев Толстой в романе «Воскресение» исследует «теорию среды». По-видимому, «теория среды» не меньше раздражала и Л. Н. Толстого: вообще некоторые претензии к современному суду у этих двух великих лиц русской литературы совпадали — правда, порой по полярным причинам. В романе «Воскресение» на суде над Катюшей Масловой товарищ прокурора представляет обвиняемых именно как механически действующие «продукты» социальных отношений:

Купец Смельков, по определению товарища прокурора, был тип могучего, нетронутого русского человека с его широкой натурой, который, вследствие своей доверчивости и великодушия, пал жертвою глубоко развращенных личностей... Симон Картинкин был атавистическое произведение крепостного права, человек забитый, без образования, без принципов, без религии даже. Евфимья была его любовница и жертва наследственности.

Обвинителям не важны конкретные личности — убитого и подозреваемых, неинтересны их единичные судьбы и мотивы произошедшего несчастья — им нужны отвлеченные стандартные типы, укладывающиеся в современные модные социологические и психологические схемы, нужны любимые публикой и читателями риторические ходы, а более всего нужна собственная карьера.

Прокурор в «Братьях Карамазовых» — человек болезненного честолюбия, рассматривающий получившее огласку дело как трамплин в своей карьере. Он «трепетал от встречи» с адвокатом — старинным своим врагом, считал себя обиженным еще с Петербурга, за то что не были надлежаще оценены его таланты, воскрес было духом над делом Карамазовых и мечтал даже воскресить этим делом свое увядшее поприще.


Хороши же мотивы и председателя суда. На дело Карамазовых, как оказалось потом, он смотрел довольно горячо, но лишь в общем смысле. Его занимало явление, классификация его, взгляд на него как на продукт наших социальных основ, как на характеристику русского элемента и проч., и проч. В описании Достоевского, к  личному  характеру дела, к трагедии его, равно как и к личностям участвующих лиц, начиная с подсудимого, он относился довольно безразлично и отвлеченно.

Судебное заседание сродни театральному зрелищу, от которого никто не ждет искренности и правды. У каждого своя роль, и при правильной взаимной игре будет достигнут «хороший» результат. В этой игре должно быть продумано все — от ритуальных, но во многом бессмысленных действий, речей адвоката и до поведения обвиняемого: «Не знаю как на других, но вид Мити произвел на меня самое неприятное впечатление. Главное, он явился ужасным франтом, в новом с иголочки сюртуке... Был он в новешеньких черных лайковых перчатках и в щегольском белье.» Простодушные комментарии и искренние возгласы не к месту также вредят подсудимому — узнав о смерти Смердякова, Митя кричит «собаке собачья смерть», и рассказчик комментирует, что этот коротенький эпизод послужил не в его пользу во мнении присяжных и публики. Объявлялся характер и рекомендовал себя сам. Под этим-то впечатлением был прочитан секретарем суда обвинительный акт.

К адвокатам у обоих писателей накопилось, видимо, множество вопросов. И если с плохими все понятно (плохой адвокат был у Масловой — и выходило, что из-за непрофессионализма или недостатка денег на хорошего специалиста невинный человек шел на каторгу), то к хорошим адвокатам претензии были скорее психологического свойства.

В «Воскресении» Толстого некий господин рассказывал про тот удивительный оборот, который умел дать делу знаменитый адвокат и по которому одна из сторон, старая барыня, несмотря на то, что она была совершенно права, должна будет ни за что заплатить большие деньги противной стороне.

Оказывалось, что адвокатам было принципиально все равно, совершал ли их подзащитный то преступление, в котором его обвиняют, или нет. Целью было выиграть дело, и в ход шли всевозможные уловки, мелкая дискредитация показаний свидетелей обвинения и блестящие риторические приемы, магнетически действующие на публику (и присяжных). Так, вопросы, заданные слуге Григорию адвокатом Мити Карамазова о содержании спирта в его «лекарстве» для спины, вызывают запланированный смех в публике.



Толстой в своей критике суда куда более последователен и наставительно-дидактичен. Про каждого судебного чиновника «Воскресения» читателям обстоятельно и подробно рассказывается, как именно и почему он не думает о судебном процессе, в ход идут объяснения в основном физиологического или снижено-бытового характера.

Председатель спешит в гостиницу к ожидающей его любовнице, один из членов суда болен катаром желудка, другой находится в скверном расположении духа из-за ссоры с женой, так как та «израсходовала раньше срока данные ей на месяц деньги».

Товарищ прокурора и его друзья «много пили и играли до 2 часов, а потом поехали к женщинам в тот самый дом, в котором шесть месяцев тому назад еще была Маслова». То есть один из самых важных членов суда вряд ли будет в состоянии вдумчиво принимать решения и разумно действовать, к тому же он явно привычно пользуется услугами женщин той профессии, что публично будут судить и лицемерно осуждать.

Прокурор этот только в четвертый раз обвинял. Он был очень честолюбив и твердо решил сделать карьеру, и потому считал необходимым добиваться обвинения по всем делам, по которым он будет обвинять.

Иногда суд почти впрямую показан как профанация: «И товарищ прокурора тотчас же снял локоть с конторки и стал записывать что-то. В действительности он ничего не записывал, а только обводил пером буквы своей записки, но он видал, как прокуроры и адвокаты это делают: после ловкого вопроса вписывают в свою речь ремарку, которая должна сокрушить противника.»

Равнодушные и бестолковые присяжные отпускают пошлые сальные ремарки, а в итоге и вовсе выносят несуразный приговор («Выходило, по решению присяжных, что Маслова не воровала, не грабила, а вместе с тем отравила человека без всякой видимой цели»).

И в новых судах предъявляют несправедливые обвинения и выносят чудовищные приговоры, ломающие судьбы невинных людей. Правды и правосудия не было ни до, ни после реформы, поэтому спасения стоит искать разве что в крайних, внезаконных мерах — бегстве или мнимой смерти. Дмитрий Карамазов обдумывает побег в Америку.

Редкая тема в истории русской литературы так тесно связана с окружающей современной ей действительностью и так много черпала из нее
, как тема правосудия. Описание и художественный анализ судебных дел и «критический реализм» кажутся нераздельными: отечественное судопроизводство поставляло вдоволь и конфликтов, и трагедий, и драм, и комических случаев, и типических, и оригинальных образов.

2. Лев Толстой в романе «Воскресение» исследует «теорию среды».

Хороши же мотивы и председателя суда

Судебное заседание сродни театральному зрелищу, от которого никто не ждет искренности и правды.

Главное, он явился ужасным франтом, в новом с иголочки сюртуке...

К адвокатам у обоих писателей накопилось, видимо, множество вопросов.

3. По-видимому, «теория среды» не меньше раздражала и Л. Н. Толстого: вообще некоторые претензии к современному суду у этих двух великих лиц русской литературы совпадали — правда, порой по полярным причинам. (сложноподчиненное предложение, осложнено вводными словами)

Купец Смельков, по определению товарища прокурора, был тип могучего, нетронутого русского человека с его широкой натурой, который, вследствие своей доверчивости и великодушия, пал жертвою глубоко развращенных личностей... (сложноподчинённое предложение, Осложнено однородными членами)

Симон Картинкин был атавистическое произведение крепостного права, человек забитый, без образования, без принципов, без религии даже. Евфимья была его любовница и жертва наследственности. (сложносочиненное предложение, не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами)

Евфимья была его любовница и жертва наследственности. (сложносочиненное предложение, осложнено однородными членами )

Прокурор в «Братьях Карамазовых» — человек болезненного честолюбия, рассматривающий получившее огласку дело как трамплин в своей карьере.(сложноподчиненное предложение, не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами).

4.