Файл: Роль физической культуры в воспитании патриотизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат на тему

«Роль физической культуры в воспитании патриотизма»

Выполнила: студентка группы ГР-22-1

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

2.1 Место физической культуры в системе патриотического воспитания

2.2 Патриотическое воспитание на уроках физической культуры


ВВЕДЕНИЕ




Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это не природное генетически обусловленное качество, а социальное, и потому не наследуется, а формируется.

Спортивно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Одним из важных направлений в спорте является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что и нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.


ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ




2.1 Место физической культуры в системе патриотического воспитания

В российской спортивной и педагогической науке сложилось достаточно четкое представление о воспитании: оно рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию у воспитуемых определенной системы качеств, взглядов, ценностей, убеждений, т.е. мировоззрения. Именно мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой духовноценностных ориентаций. Обладая развивающей функцией, мировоззрение способствует активной внутренней работе по осмыслению важнейших проблем действительности и конкретному их решению [5].

В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.

Спортивно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга [10].

Цель спортивно-патриотического воспитания – развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

По мнению основоположника теории физического воспитания профессора А.Д. Новикова, «любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности, что нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества» [14].

Именно на занятиях физической культурой и на тренировках человек многократно ставится в условия для проявления таких качеств, как решительность, настойчивость, самодисциплина. Постоянное осознанное преодоление физических трудностей, борьба с нарастающим утомлением воспитывают волю, уверенность в себе. Многие соревновательные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации. Правила и нормы поведения в спортивной деятельности (коллективизм, трудолюбие, уважение к сопернику и др.) переносятся в повседневную жизнь.



Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании

[10].

Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в жизни. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.

Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонним и гармоничным будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой [7].

Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.

В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое охватывает все слои общества [11].


Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою. Воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью.

Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.

В процессе занятий физкультурой воспитываются такие моральноволевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, чувство дружбы и товарищества [12].

В условиях единого образовательно-воспитательного пространства, происходит поэтапное формирование патриотизма и гражданственности средствами физической культуры у учащихся:

  • идентификация – активное усвоение знаний и способов физкультурной деятельности, а также овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, позволяющими школьнику отождествлять себя с другими людьми и активно включаться в отношения с окружающим миром;

  • индивидуализация – активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, где процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и неповторимой совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта, как в учебной, так и в физкультурно-спортивной деятельности;

  • персонификация – активное овладение, воспроизведение и целенаправленное использование разнообразных форм и разновидностей физкультурной и спортивной деятельности, обеспечивающие формирование собственного индивидуального опыта и создание новых индивидуальных образцов и ценностей физической культуры, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей.


Как и любая деятельность, физкультура и спорт имеют сложную системно-структурную организацию заданных параметров, а также синергетику своего собственного основания включающего информационный (знания о собственном организме и его возможностях), операционный (способы патриотической деятельности), мотивационный (ориентации готовности к созиданию и защите Родины), деятельностный (проявление решительности и воли в экстремальных ситуациях спортивных соревнований), ценностный(обретение идеалов самоотверженности) компоненты.

Информационный компонент спортивно-патриотической деятельности объединяет в себе знания о физической природе человека (медикобиологические основы деятельности), о психической природе человека (психолого-педагогические основы деятельности) и социальной природе человека (историко-социологические основы деятельности) [4].

Операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации деятельности, методами планирования и регулирования преобразовательного ее процесса, формами и методами контроля над физическим развитием и двигательной подготовленностью.

Мотивационный компонент деятельности включает в себя образцы движений и двигательных действий, форм и разновидностей самой деятельности, а также ценностные образцы телесности и физической кондиционности человека.

Деятельностный компонент ориентирован на творческое саморазвитие физической и духовной сфер человека.

Ценностный компонент заключается в экстраполяции на внутренний мир психики молодого человека образцов самоотверженности, преодоления себя, стремления к победе как форме самоутверждения в конкретном социуме, присущих конкретным людям и составляющих совокупный облик спортсмена [1].

Таким образом, физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

2.2 Патриотическое воспитание на уроках физической культуры

Воспитание в школе является систематическим и целенаправленным воздействием на волю, чувства и сознание учащихся. При этом уроки физической культуры, физическое воспитание является неотъемлемой и чрезвычайно важной частью процесса воспитания как такового.

Нравственное и патриотическое воспитание в процессе воспитания физического играет огромную роль и занимает органичную роль в процессе урока физической культуры.