Файл: Стресс и способы преодоления стрессовых ситуации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Никандров Н. Д.Россия: социализация и воспитание на рубеже ты­сячелетий. М., 2000.

3. Управление качеством образования: Практпко-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Волков Ю. Г. Социология. М., 2001.

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие Ростов-на-Дону, 1997.

  2. Обшая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М., 2002.

4. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.

5. Шнекендорф 3. К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о
правах ребенка. М., 1999.


Глава 4. Методология педагогики и методы

педагогических исследований
Главное дело вовсе не в изучении правил

педагогики, а в изучении тех научных

основ, из которых эти прави­ла вытекают.

К. Д. Ушинский

  1. Понятие методологии педагогики.

  2. Методологические принципы педагогического исследования.

  3. Методы педагогического исследования.

  4. Структура педагогического исследования.


Базовые понятия: методология педагогической науки, принципы педаго­гических исследований, методы педагогических исследований, теоретиче­ские методы исследования, практические методы исследования.
1. Понятие методологии педагогики

Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется но­выми знаниями. Объективность полученного знания зависит прежде всего от выбора методологии исследования.

Методология (от греч. methodosпуть исследования или познания, тео­рия, учение и logosслово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяе­мых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действитель­ности.

Методология науки даст характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, задач исследования, совокупности исследова­тельских методов и средств, необходимых для их решения, а также форми­рует представление об этапах, последовательности движения в процессе ре­шения исследовательских задач.

В науке признано существование иерархии методологий. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, обще­научный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии находятся в определенной соподчиненности и образуют сложную систему. Рассмотрим более подробно, чем характеризуется каждый уровень.

Философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, опреде­ляя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования дей­ствительности. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.



Экзистенциализм, или философия существования, переживания челове­ком своего бытия в мире. Основное понятие экзистенциализма — суще­ствование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Экзистенциалисты отрицают существование объективных истин и объективного знания. По их мнению, объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого.

Экзистенциалисты считают, что в современном мире происходит де­формация, отчуждение личности, теряется ее своеобразие. Выход из этого положения возможен в том случае, если индивид научится творить себя сам. Поэтому цель обучения состоит в том, чтобы научить обучающихся творить себя как личность; учить их так, чтобы они сами создавали себя. Ведущую роль при этом играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистен­циализм является, таким образом, философским основанием индивидуали­зации обучения.

Неотомизм — учение, согласно которому мир двойствен, состоит из ду­ховного и материального мира. Духовный мир имеет более высокую цен­ность, так как он более благородный, более богатый. Это мир Бога, сотво­ренный для вечной жизни. Материальный мир — это мир низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука. Нау­ка собирает эмпирические данные, но она не способна раскрыть сущность мира, определенную Богом. Поэтому, считают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастаю­щих поколений, обвиняют школу в излишней рациональности, в том, что она предала забвению досознательное стремление приблизиться к Богу, а именно на этом уровне находятся источники счастья, любви, свободы и смысла жизни.

Позитивизм — учение, признающее верным и испытанным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов. То есть они абсолютизируют естественные науки и методы, применяемые ими. По­зитивисты объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с развитием общества, социальными противоречиями. Обществознание они относят к области мифологии, признавая наукой лишь математику и естествознание.


Современный неопозитивизм, оставаясь по своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и идеи. Неопозитивизм за­нял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопо­зитивисты видят в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстрак­ции, а не реальные факты. Они отдают предпочтение методам познания, а не содержанию образования. Главное, считают они, «не знания, а методы их приобретения». Эту позицию разделяют в наши дни некоторые крупные ученые — химики, физики, математики, оказавшие существенное влияние на перестройку содержания естественно-математического образования.

Прагматизм — философское течение, возникшее в связи с тем, что быст­рые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Сторонники этого течения считают, что прагматизм — новая философия, стоящая вне идеализма и материализма. Главное, утверждают они, — это «опыт», «дело» (от греч. pragma). Познание действительности прагматисты сводят к индивидуальному опыту человека. Нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практиче­ской деятельности человека и полезно для него.

Прагматисты считают индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Поэтому обучение и воспитание должны быть направлены на возбуждение интереса детей к учению, развитию их активности.

Диалектический материализм — философское учение об общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Основные положе­ния диалектического материализма сводятся к тому, что материя первична, а сознание вторично. Сознание возникает в результате развития материи и является его продуктом. Явления объективного мира и сознания детер­минированы, т. с. причинно обусловлены. Предметы и явления развивают­ся, изменяются, находятся в состоянии движения.

Представители этого учения распространяют материализм на понимание истории общества, обосновывают роль общественной практики в познании.

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектический материализм в педагогике проявляется в том
, что лич­ность признается объектом и субъектом общественных отношений. Ее раз­витие детерминировано внешними обстоятельствами и природной органи­зацией человека. Ведущая роль в развитии личности принадлежит воспита­нию, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность проявляется и формируется is деятельности. Личность и деятельность человека находятся в единстве.

Мы рассмотрели философский уровень методологического знания, сле­дующий уровень — общенаучный. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках.

Общенаучный уровень методологии ориентирует исследователя и прак­тика подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно са­мостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаи­мосвязи, в развитии и движении. С изменением одного компонента систе­мы изменяются и другие. Это позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составля­ющих систему элементов.

Основой, средством и решающим условием развития личности являет­ся деятельность. Данный факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике личностного и деятельностного подходов.

Это, в свою очередь, требует использования диалогического подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Диалогический подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствова­ния. Важным при этом является то, что активность личности, ее потреб­ности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, по­строенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с лич­ностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманисти­ческой педагогики.

Реализация вышеназванных методологических принципов осуществля­ется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура при этом по­нимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направ­ленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.