Файл: Бюджетирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Управленческие расходы – это издержки на заработную плату работников аппарата управления (инженерно-технические работники и административно-управленческий персонал) предприятия или компаний , их структурных подразделений , вспомогательного персонала, представительские и командировочные расходы, расходы на служебный транспорт, аренду, услуги юристов, консультантов, аудиторов, хозяйственные нужды, канцелярские товары и т.д.

  • Коммерческие расходы- расходы по продаже и рассылке, по продвижению продукта на рынке и его доставке потребителю (реклама, транспортные расходы, заработная плата персонала сбытовых подразделений).

  • Прочие накладные расходы- расходы по обслуживанию кредитов и займов, амортизация основных фондов и нематериальных активов.

Управленческие расходы могут определяться следующими методами:

- традиционным подходом – предусмотренным определением управленческих расходов на базе численности и фонда оплаты труда производственного персонала. Обычно управленческие расходы планируются в виде определенного процента от фонда оплаты труда основного производственного персонала.

- планирование по принципу «от достигнутого» - фактические управленческие расходы, включая издержки на оплату труда основного производственного персонала, аренду, ремонт и другие расходы в прошлые периоды (на основе анализа) переносятся на предстоящий бюджетный период. Если рост объемов продаж , инфляция и другие факторы требуют увеличения соответствующих расходов, то оно осуществляется таким образом , чтобы доля управленческих расходов в выручке от реализации не возрастала ( лучше , чтобы плавно снижалась), т.е. управленческие расходы увеличивались бы меньшими темпами , чем рост объемов продаж;

- планирование путем определения доли управленческих расходов в объеме продаж – эта доля может быть установлена в виде фиксированного процента от чистой (нетто) выручке от реализации, с тем чтобы дать руководителям предприятия возможность оперативного маневра в использовании имеющихся в их распоряжении ресурсов , стимулировать увеличение объемов продаж или сокращения аппарата управления , сопутствующих затрат ;

- планирование в зависимости от конечного результата – определяется доля управленческих расходов в объеме условно-чистой продукции (сумма совокупных издержек на оплату труда с начислениями и балансовой прибыли) отдельного бизнеса за прошлые периоды.


Коммерческие расходы определяются в зависимости от стратегии маркетинга, при этом обычно используются следующие методы:

  • в процентах от товарооборота;

  • в расчете на единицу реализуемого товара;

  • на основе исследований рынка;

  • по общим расходам на основе тенденции прошлых периодов;

  • на базе конкурентного паритета.

Применительно к накладным расходам может возникнуть проблема распределения общеорганизационных расходов.

Бюджет накладных производственных расходов как бы завершает «сборку» всех затрат, связанных с производственной деятельностью предприятия. В частности, он включает в себя материальные затраты, которые несут обслуживающие и вспомогательные подразделения предприятия (ремонтные, инструментальные, строительные и т.п.) и которые нельзя прямо отнести на себестоимость изделия. Аналогичные соображения справедливы и для заработной платы повременных работников. Названные материальные и трудовые затраты могут содержаться в бюджетах соответствующих подразделений предприятия (ремонтных, инструментальных, транспортных и т.д.). Заметим, повременная зарплата управленческого персонала в этот бюджет не включается, так как она планируется в специальном бюджете управленческих расходов. Для расчета амортизации может быть составлен специальный бюджет движения основных средств, в котором будут отражены балансовая стоимость и износ по группам активов предприятия.

Бюджет управленческих расходов на 200У год при планируемых объемах продаж

Таблица 2.1 Планируемый объем продаж на 200У год



Показатели

Кварталы

Всего

1

2

3

4




1

Планируемый объем продаж, тыс.шт

1500

1600

1600

1800

6500

Ставка переменных управленческих расходов 3.50 руб/шт - индексируется в соответствии с темпами инфляции -5% ежеквартально.

Таблица 2.2 Планируемые объемы постоянных управленческих расходов на 200Уг.



Показатели

Кварталы

Всего

1

2

3

4

1

Заработная плата служащих

3500

3675

3858.75

4051.69

15085.44

2

Аренда

770

808.5

848.92

891.37

3318.79

3

Амортизация

500

500

500

500

2000

4

Командировочные расходы

150

157.5

165.37

173.6

646.47

5

Услуги связи

640

672

705.6

740.88

2758.48

6

Прочие

250

262.5

275.62

289.4

1077.52

7

Постоянная составляющая управленческих расходов, тыс.руб.

5810

6075.5

6354.26

6646.94

24886.7


Таблица. Бюджет управленческих расходов на 200У год



Показатели

Кварталы

Всего

1

2

3

4

1

Планируемый объем продаж, тыс. руб/шт

1500

1600

1600

1800

6500

2

Ставка переменных управленческих расходов, тыс.руб.

3.5

3.67

3.86

4.05




3

Переменная составляющая управленческих расходов, тыс.руб.

5250

5872

6176

7290

24588

4

Постоянная составляющая управленческих расходов, тыс.руб.

5810

6075.5

6354.26

6646.94

24886.7

5

Всего управленческих расходов, тыс.руб.

11060

11947.5

12530.26

13936.94

49474.7

6

Управленческие расходы, подлежащие оплате, тыс.руб.


11060

11947.5

12530.26

13936.94

49474.7

Определение переменной и постоянной составляющей управленческих расходов в бюджете управленческих расходов. Как связан бюджет управленческих расходов с основным бюджетом предприятия

Постоянные – это расходы, которые остаются сравнительно неизменными в течение бюджетного периода независимо от изменения объемов продаж или объемов производства (например, управленческие расходы, амортизация) . Они возрастают более медленными темпами , чем объемы продаж, или увеличиваются скачкообразно. Поэтому их называют условно-постоянными.

Переменные затраты – это расходы, которые изменяются в прямой пропорции в соответствии с увеличением или уменьшением общего оборота(выручки от реализации). Эти расходы непосредственно связаны с операциями предприятия по закупке и доставке продукции потребителям (стоимость приобретенных товаров, сырья, комплектующих, затраты на электроэнергию). Условно-переменными их называют потому, что прямо пропорциональная зависимость от объема продаж на самом деле существует в определенный период. Доля этих расходов может в какой то период измениться (поставщики поднимут цены, темп инфляции отпускных цен может не совпадать с темпом инфляции этих издержек). Это будет означать , что с данного момента переменные затраты хотя и будут изменяться , как и прежде, прямо пропорционально объему продаж , но на другом уровне (с другим удельным весом).


Для бюджетирования важно распределить затраты на условно-переменные и условно-постоянные в зависимости от их взаимосвязи с объемом продаж (оборотами компании), а не с объемами производства.

Прямые расходы непосредственно и полностью относятся на себестоимость данной продукции. Они связаны с хозяйственной деятельностью предприятия и формируют себестоимость продукции (стоимость закупленных сырья и материалов, комплектующих, заработной платы по их переработке и обслуживании).

Накладные расходы косвенным образом связаны с производством данного продукта, ведением бизнеса или хозяйственной деятельностью организации. Они являются условием ее существования как организации. Косвенные расходы предназначены для различных целей, их нельзя непосредственно отнести на стоимость отдельного продукта, контракта , клиента (например, реклама, административные расходы , издержки связи).

Основной смысл бюджета доходов и расходов – показать руководителям компании эффективность хозяйственной деятельности в предстоящий период, будет прибыль или нет, позволяет установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, формирования фондов накопления и потребления.

Прямые расходы определяются руководителем самостоятельно. В зависимости от вида бизнеса конкретный набор расходов , относимых к прямым расходам , может меняться , но в целом выделяют три основные статьи:

-затраты на сырье и материалы, приобретенные у поставщиков;

- операционные (производственные) расходы, связанные с ростом или уменьшением объема продаж;

- расходы на заработную плату основного производственного персонала, напрямую связанного с объемом продаж.

Прямые расходы могут быть подсчитаны двумя способами:

  1. основан на нормах расходов сырья и материалов , электроэнергии, затрат труда на единицу изделия;

  2. состоит на базе доли отдельных видов затрат в себестоимости продукции (в процентах), при планировании бизнеса устанавливаются нормативы в виде фиксированного процента в выручке от реализации (товарооборота).

Накладные расходы объединяют все виды постоянных или условно-постоянных затрат т.е. затрат, величина которых не зависит прямо пропорционально от объема реализации. Величина этих расходов конечно же, будет изменяться с ростом объема продаж, но не прямо пропорционально, а скачкообразно. Поэтому при планировании будущих затрат для повышения эффективности бизнеса принято предусматривать некоторое снижение доли этих затрат в чистой выручке по мере ее роста объемов продаж. В зависимости от вида бизнеса принимается конкретный набор расходов, относимых к накладным, но обычно выделяется три основных группы затрат:


  • Управленческие расходы – это издержки на заработную плату работников аппарата управления (инженерно-технические работники и административно-управленческий персонал) предприятия или компаний , их структурных подразделений , вспомогательного персонала, представительские и командировочные расходы, расходы на служебный транспорт, аренду, услуги юристов, консультантов, аудиторов, хозяйственные нужды, канцелярские товары и т.д.

  • Коммерческие расходы- расходы по продаже и рассылке, по продвижению продукта на рынке и его доставке потребителю (реклама, транспортные расходы, заработная плата персонала сбытовых подразделений).

  • Прочие накладные расходы- расходы по обслуживанию кредитов и займов, амортизация основных фондов и нематериальных активов.

Управленческие расходы могут определяться следующими методами:

- традиционным подходом – предусмотренным определением управленческих расходов на базе численности и фонда оплаты труда производственного персонала. Обычно управленческие расходы планируются в виде определенного процента от фонда оплаты труда основного производственного персонала.

- планирование по принципу «от достигнутого» - фактические управленческие расходы, включая издержки на оплату труда основного производственного персонала, аренду, ремонт и другие расходы в прошлые периоды (на основе анализа) переносятся на предстоящий бюджетный период. Если рост объемов продаж , инфляция и другие факторы требуют увеличения соответствующих расходов, то оно осуществляется таким образом , чтобы доля управленческих расходов в выручке от реализации не возрастала ( лучше , чтобы плавно снижалась), т.е. управленческие расходы увеличивались бы меньшими темпами , чем рост объемов продаж;

- планирование путем определения доли управленческих расходов в объеме продаж – эта доля может быть установлена в виде фиксированного процента от чистой (нетто) выручке от реализации, с тем чтобы дать руководителям предприятия возможность оперативного маневра в использовании имеющихся в их распоряжении ресурсов , стимулировать увеличение объемов продаж или сокращения аппарата управления , сопутствующих затрат ;

- планирование в зависимости от конечного результата – определяется доля управленческих расходов в объеме условно-чистой продукции (сумма совокупных издержек на оплату труда с начислениями и балансовой прибыли) отдельного бизнеса за прошлые периоды.

Коммерческие расходы определяются в зависимости от стратегии маркетинга, при этом обычно используются следующие методы: