Файл: Геологии дипломный проектработа тема работы Геофизические исследования в процессе бурения на Ярегском нефте титановом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 648

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
глинистость.

Для каждого пласта строится зависимость Кп = f(Апс).

Определение пористости по АК будет проводиться по следующей схеме:

  1. Снимаются значения интервального времени (τиi) для пластов, в пределах интервалов коллекторов выделенных по данным других методов.

Значения снимаются против центра выделенного пласта.

  1. Рассчитывается коэффициент пористости для каждого из выделенных пропластков относящихся к пластам коллекторам.

Определение коэффициента нефтенасыщенности проводится по зависимости Рн = f(Кв). При определении коэффициента нефтенасыщенности используется формула Рн = Rнп/Rвп. Удельное сопротивление пласта изменяется в широком диапазоне.

Для расчетов используется сопротивление, рассчитанное по ГИС. При определении удельного сопротивления водоносного пласта используется параметр пористости, рассчитываемый по зависимости Рп = f(Кп) и Rвп =Рп * Rв.

Для определения коэффициента проницаемости используются петрофизические зависимости по керновым данным Ярегского месторождения для каждого продуктивного пласта.

  1. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУРЕНИЯ

    1. Геонавигация по данным базовых измерений Геонавигация это сервис, сочетающий в себе опыт и знания

инженеров-геонавигаторов и технологии каротажа во время бурения (КВБ). Основной задачей сервиса является проводка скважины в запланированном геологическом интервале (коллекторе) для улучшения ее производительности. Для успешного решения
данной задачи необходимо понимание относительного расположения скважины в разрезе, а также поведения структуры. Снижение геологических и структурных неопределенностей во время бурения достигается путем выбора и использования необходимого комплекса каротажа.

Работы по геонавигации выполняются в три этапа: стадия предварительного моделирования и подготовки двумерной модели вдоль плановой траектории, стадия проводки скважины в режиме реального времени и стадия подведения итогов и написания отчета. Услуги оказываются круглосуточно командой в составе 2-х инженеров по геонавигации.

Геонавигация с базовым набором каротажа применяется на хорошо изученных разбуренных месторождениях. Положение в разрезе определяется путем сопоставления синтетических кривых с кривыми, регистрируемыми в реальном времени, добиваясь их максимальной сходимости в модели. Базовый комплекс каротажа без использования имиджей не позволяет уверенно и однозначно анализировать поведение геологической структуры, что увеличивает риски принятия неверного решения по изменению траектории. Для снижения рисков могут быть использованы базовые ГК имиджи, которые, несмотря на довольную грубую оценку поведения структуры, в определенных случаях могут предоставить информацию, которая предотвратит незапланированный выход из коллектора.



Рисунок 10 Геонавигация по данным базовых измерений


    1. Геонавгация с использованием имиджей плотности и


сопротивления
Имиджи плотности или сопротивлений применяют с целью получения информации о структурном поведении разреза. С точки зрения геонавигации интерпретация имиджей предоставляет довольно точную оценку структурных углов в локальных точках разреза при наличии контраста плотности или сопротивления. С помощью локальных структурных углов уточняется положение скважины в разрезе, детализируется и корректируется двумерная модель. Также данные имиджей могут быть использованы для определения структурных элементов разрывных нарушений и ориентации трещиноватости, что особенно актуально для карбонатных разрезов. В целом, применение азимутальных методов каротажа, к которым относятся и имиджи, существенно уменьшает структурные неопределенности и риски, связанные с

неверной интерпретацией положения скважины в разрезе, хотя полностью и не исключает их.



Рисунок 11 – Интерпретация структурных углов, трещин и разломов по имиджу на двумерном разрезе

Одним из методов, минимизирующих структурные неопределенности во время бурения, является оценка элементов залегания по имиджам плотности или сопротивлений. Данный сервис помогает Заказчику оперативно обновлять геологическую модель месторождения и на ее основе принимать решения по изменению траектории. Это один из наименее затратных для Заказчика видов сервиса, выполняющийся, как правило, одновременно с сервисом геонавигации. Результаты интерпретации выдаются в табличной форме, с визуализацией в
виде каротажных диаграмм, получаемых с помощью программного обеспечения.

    1. Геонавигация с картированием границ пластов и резервуаров


Картографы границ это приборы, разработанные специально для нужд геонавигации, поэтому их применение существенно облегчает удержание скважины в коллекторе за счет полного понимания поведения структуры. Соответственно, метод геонавигации, использующий данные технологии, выделяется в отдельную категорию и называется опережающей геонавигацией. При бурении приборы направленного азимутального каротажа картируют границы литологических разностей, либо межфлюидальные контакты. Как правило, при выборе этой технологии каротажа, дается гарантия проходки в целевом интервале не менее 90% от общей длины горизонтальной части. Ограничением технологии является обязательное наличие контраста сопротивлений между коллектором и вмещающими породами. Сервисы, предполагающие картирование границ, насчитывают четыре варианта: геонавигация с разверткой сопротивлений, геонавигация с картированием одной или двух границ, геонавигация с многопластовым картированием и геонавигация с картированием резервуара. Перечисленные варианты, в основном, отличаются разрешающей способностью метода и глубиной исследования. Так, например, радиус исследования при применении технологии картирования резервуара достигает 30 метров.

Применение картографов границ снижает риски нежелательного пересечения межфлюидальных контактов и
возникновения осложнений в процессе бурения, связанных с выходом из целевого интервала, что обуславливает высокий интерес нефтегазовых компаний по всему миру к сервисам опережающей геонавигации с картированием границ.



Рисунок 12 Пример геонавигации с картированием границ



Рисунок 13 Пример картирования резервуара

    1. Интерпретация инверсии многопластового картирования


Интерпретация инверсии позволяет в реальном времени выделять контрастные по сопротивлению границы, которые обычно приурочены к литологическим и межфлюидальным контактам. Зная расстояния до таких границ и наблюдая тенденцию поведения структуры, появляется возможность точного определения положения траектории в разрезе, что позволяет Заказчику своевременно принимать решения по ее изменению. Это менее затратный для Заказчика сервис, как правило, выполняющийся параллельно с сервисом геонавигации. Результаты интерпретации выдаются в виде обновляемых каждую свечу слайдов.


Рисунок 14 Интерпретация инверсии с картографа высокого разрешения

    1. Разномасштабная детализированная структурная интерпретация Разномасштабная детализированная структурная интерпретация это

сервис, интегрирующий различные измерения каротажа во время бурения

(КВБ) для трехмерного моделирования резервуара и использующий компетенции геонавигаторов, скважинных геологов и специалистов других