Файл: Методыискусственногоинтеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ И АНАЛИЗ ТЕКСТОВ
Введение
Извлечение из текста знаний предполагает выявление в тексте не только лингвистических, но и, в самом широком смысле этого слова,
логических отношений на языковых объектах. Выявлением таких отно- шений занимаются различные методы семантического анализа текста.
Таким образом, основой методов извлечения знаний из текста являются методы семантического анализа.
Достижения отечественной лингвистики в области семантики хоро- шо известны. Роль глобальной модели языка стала выполнять модель
«Смысл–Текст» И. А. Мельчука, А. К. Жолковского и Ю. Д. Апресяна
[127, 128]. Развитие работ в этом направлении дает полное основание говорить о существовании самостоятельного направления в семантике,
известного как Московская семантическая школа [129]. В западной,
главным образом, американской лингвистике семантика неразрывно связана с генеративной грамматикой и, в основном, изучает значения сложных категорий типа предложения. В этих исследованиях важную роль приобретает синтаксис, так как единицами интерпретации служат именно синтаксические категории. Иначе говоря, имеется ввиду, что значение сложного выражения представляется совокупностью значений его составных частей [128].
В лингвистике слову «семантика» соответствуют два близких, но различных понятия [122]. В первом случае под семантикой понимается значение — информация, связываемая со словом конвенционально (на- пример, в толковом словаре), во втором — совокупность ассоциаций и коннотаций, связываемых со словом в сознаниях коммуникантов. Хотя каждая из этих двух ипостасей с равным правом претендует на то,
чтобы быть предметом семантики, здесь мы зафиксируем понимание семантики в первом смысле.
Тогда основная цель излагаемых в параграфах 6.3 и 6.4 методов автоматического семантического анализа — переход от значений от- дельных, по возможности, минимальных синтаксических единиц к зна- чениям (или семантическим образам) высказываний, при этом значение высказывания, как мы увидим ниже, может быть не простой совокуп-
ностью значений его составных частей, а устроено более сложным образом.

256
Гл. 6. Приобретение знаний и анализ текстов
Опишем весьма кратко работы, оказавшие наиболее значительное влияние на развитие лингвистической семантики.
Работы Кембриджского лингвистического кружка. Первая по- пытка разработать язык представления семантики языка была предпри- нята, по-видимому, Кембриджским лингвистическим кружком. Участ- никами кружка был разработан язык-посредник, задачей котороо явля- лось отождествление семантической информации, независимо от языка ее выражения. Язык-посредник включал классификаторы имен элемен- тарных смыслов и правила построения из них формул. Классификаторы объединялись в шаблоны, каждый из которых представлял класс эле- ментарных ситуаций. Текст разбивался на фрагменты, каждый их ко- торых записывался формулой языка-посредника, затем во фрагментах выполнялся поиск шаблонов. В завершение этого процесса выполня- ется выбор наиболее предпочтительной последовательности шаблонов,
иначе говоря, снятие многозначности. Семантическое тождество тек- стов проверялось совпадением соответствующих им шаблонов.
Недостатком предложенного языка-посредника являлась общность ситуаций, описываемых шаблонами, его лексическая и семантическая бедность.
Трансформационная грамматика Хомского. Трансформационная грамматика Хомского [123] представляет собой механизм, порождаю- щий все грамматически правильные предложения языка. Целью такой грамматики является способность отличать грамматически правильные предложения от грамматически неправильных, причем под граммати- ческой правильностью не имелась ввиду «осмысленность» или «значи- мость» в каком бы то ни было семантическом понимании.
Трансформационная грамматика состоит из трех частей.
1. Уровень непосредственно составляющих представляет собой последовательность правил X → Y , каждое из которых означает «вме- сто X подставить Y », например:
Sentence
NP + VP,
NP
T + N,
VP
Verb + NP,
T
the,
N
man, ball и т. д.,
Verb
hit, took и т. д.
2. Трансформационный уровень состоит из следующих правил:
T
1
: Если S
1
и S
2
— грамматически правильные предложения и
S
1
отличается от S
2
только тем, что Y появляется в S
2
там, где X
появляется в S
1
, причем X и Y — суть составляющие одного типа, то
S

— результат подстановки X и Y в S
1
вместо X — есть предложение.


Введение
257
T
2
: Если S — грамматически правильное предложение вида
N P
1
− Aux − V − N P
2
,
то цепочка вида
N P
2
− Aux + be + en − V − by − N P
1
является также грамматически правильным предложением.
T
3
:
(I) C → S в контексте NP
sing
,
C → ∅ в контексте N P
pl
,
C → past,
C → ing.
(II) Пусть Af есть любой из аффиксов past, S, ∅, en, ing. Обозначим через v любой из элементов M , V , have, be (т. е. любой неаффикс в группе Verb). Тогда
Af + v → v + Af #,
где символ # означает границу слова.
(III) Подставить # вместо + во всех случаях, за исключением контек- ста v — Af. Вставить # в начале и в конце цепочки.
3. Морфофонемный уровень устанавливает фонемную структуру морфем и состоит из правил следующего вида:
(I) walk → [wk],
(II) take + past → [tuk],
(III) past → [d],
(IV) take → [teyk] и т. д.
Построение предложения начинается с Sentence. Применяются пра- вила уровня непосредственных составляющих, строится терминальная цепочка, которая представляет собой последовательность морфем, рас- положенных не обязательно в правильном порядке. Затем применяется последовательность трансформаций, которые могут добавить морфемы и изменить их порядок. Затем применяются морфофонемные правила,
обращающие цепочку слов в последовательность фонем.
Дальнейшее развитие теории трансформационной грамматики при- вело к учету дополнительной семантической информации о словах, что позволило, в частности, решать следующие дополнительные задачи:
• запись с помощью семантических компонентов значения порож- даемых предложений;
• обнаружение семантических аномалий;
• установление отношения равнозначности между предложениями.
9 Г. С. Осипов

258
Гл. 6. Приобретение знаний и анализ текстов
Главным недостатком трансформационной грамматики является то,
что по своей природе она порождающая, т. е. подходит больше для синтеза предложений и текстов и менее применима при решении об- ратной задачи — автоматического семантического анализа текстов на естественных языках.
Формальная семантика Монтегю. Формальная семантика явля- ется результатом синтеза математической логики и лингвистики. Ее главный основатель, Ричард Монтегю [124], исходил из предположе- ния, что формальные и естественные языки существенным образом не различаются с теоретической точки зрения, поэтому он предпринял попытку разработки формального логического языка, который, по его мнению, может рассматриваться как фрагмент обычного английского языка.
За основу формальной семантики Монтегю взято исчисление пре- дикатов, расширенное интенсиональной логикой, включающей:
• лямбда-исчисление;
• расширенную структуру типов;
• типы функций, играющие важную роль в интенсиональной логике;
• структуры возможных миров и моментов времени.
Синтаксис интенсиональной логики. Синтаксическими категори- ями выражений интенсиональной логики служат типы.
Базовые типы.
• e (сущности);
• t (истинностные значения).
Функциональные типы. Если a, b — типы, то ha, bi — тоже тип
(тип функций из множества элементов типа a в множество элементов типа b.
Интенсиональные типы. Если a — тип, то hs, ai — тоже тип
(тип функций из множества возможных миров в множество элементов типа a).
Непосредственно сам синтаксис интенсиональной логики представ- ляет собой правила задания множества M e a
«осмысленных выражений типа a»:
1: Всякая константа типа a принадлежит M e a
2: Всякая переменная типа a принадлежит M e a
3: Если α ∈ M e a
и u — переменная типа b, то λu[α] ∈ M e

4: Если α ∈ M e

и β ∈ M e a
, то α(β) ∈ M e b
5: Если α, β ∈ M e a
, то (α = β) ∈ M e t
6: Если ϕ, ψ ∈ M e t
и u — переменная некоторого типа, то
¬ϕ, (ϕ & ψ), (ϕ ∨ ψ), (ϕ → ψ), (ϕ ↔ ψ), ∃uϕ, ∀uϕ, ϕ ∈ M e t
(ϕ означает «необходимо, что ϕ»).


Введение
259 7: Если α ∈ M e a
, то [

α] ∈ M e

8: Если α ∈ M e

, то [

α] ∈ M e a
Семантика интенсиональной логики. Модель интенсиональной логики представляет собой тройку hD, W , Ii, где D — множество сущностей, W — множество возможных миров, I — интерпретация.
Выражения типа a получают значения в множестве D
a
. Такие множе- ства задаются рекурсивно следующим образом:
D
e
= D;
D
t
= {0, 1};
D

= {f |f : D
a
=→ D
b
} (т. e. множество всех функций f из D
a в D
b
);
D

= {f |f : W → D
a
} (т. e. множество всех функций f из W в D
a
).
Интерпретация конструкций интенсиональной логики использует
(как в исчислении предикатов) множество G оценок g — функций из множества переменных всех типов в соответствующие множества значений.
Имеют место следующие семантические правила:
1: Если α — константа, то kαk
M,w,g
= I(α)(w).
2: Если α — переменная, то kαk
M,w,g
= g(α).
3: Если α ∈ M e a
и u — переменная типа b, то kλu[α]k
M,w,g обозна- чает функцию f типа b → a такую, что для любого элемента d типа b, f(d) = kϕk
M,w,g[d/u]
4: Если α∈M e

и β ∈M e a
, то kα(β)k
M,w,g
=kαk
M,w,g
(kβk
M,w,g
).
5: Если α, β ∈ M e a
, то k(α = β)k
M,w,g
= 1 тогда и только тогда,
когда kαk
M,w,g
= kβk
M,w,g
6: Если ϕ, ψ ∈ M e t
и u — переменная некоторого типа, то k¬ϕk
M,w,g
= 1 тогда и только тогда, когда kϕk
M,w,g
= 0.
k(ϕ & ψ)k
M,w,g
= 1 тогда и только тогда, когда kϕk
M,w,g
= 1 и kψk
M,w,g
= 1.
k(ϕ ∨ ψ)k
M,w,g
= 1 тогда и только тогда, когда kϕk
M,w,g
= 1 или kψk
M,w,g
= 1.
k(ϕ → ψ)k
M,w,g
= 1 тогда и только тогда, когда kϕk
M,w,g
= 0 или kψk
M,w,g
= 1.
k(ϕ ↔ ψ)k
M,w,g
= 1 тогда и только тогда, когда kϕk
M,w,g
=
= kψk
M,w,g
(∀u) : k∀uϕk
M,w,g
= 1, если для каждого d ∈ D имеет место kϕk
M,w,g[d/u]
= 1.
(∃u) : k∃uϕk
M,w,g
= 1, если существует элемент d ∈ D такой, что kϕk
M,w,g[d/u]
= 1.
7: Если α ∈ M e a
, то k[

α]k
M,w,g обозначает функцию h типа hs, ai такую, что для любого w

из W имеет место h(w

) = kαk
M,w

,g
8: Если α ∈ M e

, то k[

α]k
M,w,g
= kαk
M,w,g
(w).
9*

260
Гл. 6. Приобретение знаний и анализ текстов
Семантические падежи Филлмора. Ч. Филмор в 1966 г. [125, 126]
предложил предикатно–аргументный синтаксис, описывающий универ- сальные глубинные структуры языка и правила перевода глубинных структур в поверхностные, которые реализуются в каждом языке по- своему.
Ключевое место в подходе Филлмора занимает понятие падежа,
который выражает роль аргумента в предикате. Роль — элемент глу- бинной структуры, а падеж служит средством ее выражения.
Согласно Филлмору «смыслы падежей образуют набор универсаль- ных, возможно врожденных, понятий, идентифицирующих некоторые типы суждений, которые человек способен делать о событиях, происхо- дящих вокруг него,— суждений о вещах такого рода, как «кто сделал нечто», «с кем нечто случились», «что подверглось некоему измене- нию» ». В число падежей, представлявшихся необходимыми, входили:
Агентив (A) — падеж обычно одушевленного инициатора дей- ствия, идентифицируемого с глаголом.
Инструменталис (I) — падеж неодушевленной силы или пред- мета, который включен в действие или состояние, называемое глаголом, в качестве его причины.
Датив (D) — падеж одушевленного существа, которое затраги- вается состоянием или действием, называемым глаголом.
Фактитив (F ) — падеж предмета или существа, которое возни- кает в результате действия или состояния, называемого глаголом,
или которое понимается как часть значения глагола.
Локатив (L) — падеж, которым характеризуется местоположение или пространственная ориентация действия или состояния, назы- ваемого глаголом.
Объектив (O) — семантически наиболее нейтральный падеж,
падеж чего-либо, что может быть обозначено существительным,
роль которого в действии или состоянии, которое идентифи- цируется глаголом, определяется семантической интерпретацией самого глагола. Естественно, этот падеж бывает только у назва- ний вещей, которые затрагиваются состоянием или действием,
идентифицируемым глаголом. Объектив не надо путать ни с по- нятием прямого дополнения, ни с именем поверхностного падежа,
являющимся просто синонимом для аккузатива.
Между ролями и падежами нет взаимнооднозначного соответствия,
поэтому:
а) один падеж может выражать несколько ролей;
б) одна и та же роль может выражаться несколькими падежами.
Филлмор вводит понятие падежного фрейма, функция которого состоит в том, чтобы «перекинуть мостик между описаниями ситуаций и глубинными синтаксическими представлениями». Падежный фрейм


Введение
261
приписывает семантико-синтаксические роли конкретным участникам реальной или воображаемой ситуации, отображаемой предложением.
Подбор глагола для выражения ситуации зависит от конкретного набора падежей, падежного фрейма, представленного в данном предло- жении.
Например, глаголу «бежать» может соответствовать фрейм [A], гла- голу sad «(быть) грустным» — фрейм [D], глаголам типа remove «уби- вать» и open «открывать» — фрейм [O + A], глаголам типа murder «уби- вать» и terrorize «терроризировать» (т. е. глаголам, требующим «оду- шевленного субъекта» и «одушевленного объекта») — фрейм [D + A],
глаголам типа give «давать» — фрейм [O + D + A] и т. д.
Многие глаголы могут выступать в более чем одном определенном падежном окружении, например, глагол open «открывать» может вы- ступать и в контексте [O], как в предложении 1; и в контексте [O + A],
как в предложении 2; и в контексте [O + I], как в предложении 3;
и, наконец, в контексте [O + I + A], как в предложении 4:
(1) The door opened. Дверь открылась.
(2) John opened the door. Джон открыл дверь.
(3) The wind opened the door. Ветер открыл дверь.
(4) John opened the door with a chisel. Джон открыл дверь стамеской.
Сокращенные формулировки, называемые признаками, должны за- давать в словарных статьях глаголов множество падежных фреймов,
в которые может быть вставлен данный глагол. По мысли Филлмо- ра, словарь является одним из главных средств задания глубинных ролевых структур и правил перевода их в поверхностные структуры.
В связи с этим он предлагает существенно расширить объем информа- ции, помещаемой в словарь для глаголов и изменить форму ее подачи.
Ниже с некоторыми упрощениями приведен пример разработанной
Филлмором словарной статьи:
Blame 1. «осуждать»: — Речь (т. е. blame — не глагол речи)
аргументы: X, Y , Z
падежи (роли): Источник и Пациенс, Адресат, Объект
Предлоги: by, on, for (by — предлог X в пассивной конструкции; on — предлог Y в конструкции blame something on somebody; for — предлог Z
в конструкции blame somebody for something)
Предложенные Филлмором падежные фреймы достаточно просто формализуют семантику описываемых предложением ситуаций, что позволяет легко реализовать сравнение рамок двух предложений в хо- де семантического поиска. Основной задачей в ходе семантического анализа текста является определение падежных фреймов, соответству- ющих предложениям, и здесь остается открытым вопрос о достаточно

262
Гл. 6. Приобретение знаний и анализ текстов
точном методе установления ролей в ходе автоматического анализа текста (см. выше о неоднозначном соответствии падежей и ролей),
тем более, что в разных языках категория падежа реализуется по- своему. Даже если будет создан полный и подробный словарь гла- голов, описывающий их предикатно-аргументные структуры, остается ряд нетривиальных задач, таких как, например, разрешение падежной многозначности в русском языке и прочих.
Семантические исследования Филлмора оказали большое влияние на развитие методов компьютерного семантического анализа текстов на естественных языках.
Модель «Смысл-Текст». Важной вехой в исследовании семантики естественного языка явилась модель «Смысл-Текст». Основанием этой теории служат излагаемые ниже положения [127, 128].
1. Синонимия языковых выражений возникает не только за счет лексических синонимов в собственном смысле слова, но и за счет многих других средств языка. Лексически различные единицы могут быть
1) синтаксическими вариантами выражения одного и того же значе- ния, например, Выдвигая проект, Англия поставила условие =
Когда Англия выдвигала проект, она поставила условие = При
выдвижении проекта Англия поставила условие;
2) лексически обусловленными вариантами выражения одного и того же значения, например, оказывать {влияние}, но производить
{впечатление};
3) словами, по-разному ориентирующими описываемую ситуацию относительно ее участников, например A имеет B = B принад-
лежит
A, A несмотря на B = B, однако A;
4) некоторыми типами производных, в том числе супплетивных,
например, A принадлежит B = A — владелец B = B — соб-
ственность
A.
Для того чтобы точно описать существо и меру всех семантических сходств и тождеств лексически различных слов, был предложен спе- циальный язык — язык семантических множителей. Под множителями понимались элементарные смыслы, различные комбинации которых со- ответствуют сложным лексическим значениям слов естественного язы- ка (взять = «сделать так, чтобы иметь самому», дать — «сделать так,
чтобы имел другой», получить = «быть объектом действия «дать»»,
сохранить = «не перестать иметь» и т. д.). Перечисленные средства позволяют изображать в явном виде (сведением к одной и той же семантической записи) синонимичность внешне очень различных пред- ложений естественного языка. Язык множителей позволял по-новому определить понятие значения, под которым понимается семантиче-


Введение
263
ский инвариант множества преобразуемых друг в друга предложений,
и давал основание думать, что путем последовательного разложения сложных значений на более элементарные компоненты можно получить ограниченное число более или менее универсальных значений, годных для описания семантики любых естественных языков.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33