ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Р
Р
Р
у у
у с
с с
с с
с к
к кии и ее е
н н
н а
а ар р
р о
о од д
д н
н н
ы ы
ы ее е
и и
и г
г гр р
р ы
ы ы
д д
д л
л ля я
я д
д де ее т
т те ее й
й й 5
5
-
-
-
7 л л
л ее е
т т
т

2 В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у детей и развивает физическую культуру.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

3 Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе стем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными свежими для детей. По- видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

4 ЦЕЛЬ Приобщение детей к народной культуре и культуре народов России. ЗАДАЧИ
1. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь с историей их возникновения воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
2. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
3. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

5 У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая У маланьи, у старушки, Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Семь дочерей, Все без бровей, С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами, Все они сидели, Ничего не ели, Делали вот так воспроизводят действия, показанные Ведущим)
«Шатёр»
Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают Мы весёлые ребята. Соберемся все в кружок, Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки или по сигналу Строим шатер) дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши. Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».
«Огородник»
В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик, в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи. Все играющие стоят за кругом. Огородник сидит на пенечке и тешет колышки, при этом приговаривает На пенечке я сижу, Мелки колышки тешу, Огород горожу. С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огороди унести колышки (овощи. Ребенок, до которого дотронулся огородник, выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.

6 Катай каравай»
Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют Катай каравай, Поворачивай , давай, К лесу – куролесу, В огород залезу, Плетень изломаю, Гряды ископаю. Говори, слепой- Куда головой Слепой должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, кокну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник. Аисты и лягушки Дети делятся на две группы аисты и лягушки - и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами На одной ноге стоишь, На болото ты глядишь, А мы весело, прыг – скок, Догони – ка нас, дружок Аисты догоняют Лягушек. Наследующий раз дети меняются ролями. Селезень Играющие строятся вкруг, выбирают селезня и уточку. Дети идут по кругу, держась за руки, и поют Селезень утку догонял Молодой утку загонял Ходи, утица, домой, Ходи, серая, домой Селезень идет внутри круга почасовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры кошки- мышки. Поймав Уточку, Селезень приводит ее вкруг и целует в щеку

7 Грачи летят»
Дети становятся вкруг. Один выходит на середину и поет Грачи летят, На всю Русь трубят
-
Гу-гу-гу- Мы несем весну Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи. Летят Летят – кричат дети и поднимают руки Журавли летят На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу! Не догнать нас никому Летят Летят – кричат дети и поднимают руки. Поросята летят, Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю Надоело нам в хлеву Летят, ле… - ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается – тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.
«Молчанка»
Играющие выбирают ведущего , садятся вокруг него и поют Кони, кони, мои кони, Мы сидели на балконе, Чаю пили, чашки мыли, По – турецки говорили
-
Чаб – чаляби, чаб – чаляби. Прилетели журавли И сказали нам Замри А кто первый отомрет, Тот получит шишку в лоб. Не смеяться, не болтать, А солдатиком стоять Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает пожеланию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих)

8
«Жмурки»
Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - они есть жмурка, - подводят к двери и поют Иди, кот, на порог, Где сметана и творог Повернись пять раз, Лови мышек, а не нас После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя. Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря ОГОНЬ . Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.
«Мельница»
Играющие встают вкруг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся Мели, мели засыпай Ив мешочки набивай На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый . они выигрывает.
«Льдинка»
Играют зимой. Дети встают вкруг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают Капитан, капитан, Не бей льдинкой по ногам, По кривым сапогам У тебя нос сучком, Голова лучком, Спина ящичком На это водящий отвечает Скачу по дорожке на одной ножке, В старом лапоточке, По пенькам, по кочкам, По холмам, по горкам. Бух По норкам!
С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящими продолжает игру.

9
«Подкиды»
Один из играющих берет в руки мячи напевает Оля, Коля, дуб зеленый Ландыш белый, зайка серый Брось Со словом Брось сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым налету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
«Чурилки»
Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод
Трынцы – брынцы бубенцы, Позолочены концы. Кто на бубенцах играет – Того жмурка не поймает После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.
«Перстень»
Дети садятся вряд и складывают ладони лодочкой. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить перстень - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом напевают Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню – В матушкин теремок, Под батюшкин замок. Вам не отгадать, не отгадать Мне вам не сказать, не сказать Сидящие отвечают Мы давно уже гадали, Мы давно перстень искали- Все за крепкими замками, За дубовыми дверями. Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают Покатилось колечко с красного крылечка – по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко Если он найдет, стему кого было колечко обегают лавку. Бегут в разные стороны. Кто первый прибежит, тот и становится водящим

10
«Барин»
Дети располагаются по кругу. Внутри круга стоят два стула спинками друг к другу. Выбирают ведущего-барина, он ходит внутри круга. Дети. Ходит барин по хороводику, Ищет барин себе девицу. Барин берет одну из девочек за руку и выводит вкруг) Дети. Нашел Барин. Хороша ли моя девица Дети. Хороша, работяща, красива. Присаживайтесь (Барин и девица садятся на стулья спиной друг к другу) Раз, два, три (Насчет три барин и девица поворачивают головы, если повернули в одну сторону, барин и девица становятся парой, если в разные – значит не судьба) Здравствуй, дедушка Прокоп!»
Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга. Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох (Возвращаются на прежнее место) Ох Ох Ох Ох Вкусный, сладкий горох (ритмично притопывают) Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо. Дети. Дождик, дождик поливай, будет славный урожай ( поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя) Здравствуй Дедушка Прокоп! Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли твой горох Возвращаются на прежнее место) Ох Ох Ох Ох Вкусный, сладкий горох (ритмично притопывают. Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо. Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай (рисуют в воздухе солнце двумя руками) Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох (возвращаются на прежнее место) Ох Ох Ох Ох Вкусный, сладкий горох (ритмично притопывают) Дедушка Прокоп. Созрел Молотить пора (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.

11
«Жаворонок»
В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год. Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
«Золото»
Дети становятся вкруг, один ребенок присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а ведущий со словами
Гуси-лебеди летели Они золото теряли А ребята прибегали И золото собирали Одному из детей кладут в руку золото. Дети сжимают руку в кулаки быстро переворачивают его. Сидящий в центре круга встает и старается угадать у кого в руке золото. Все громко считают до трех. Если водящий не угадал, то ребенок со словами Вот золото убегает, а тот его догоняет.
«Пчелы»
Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют Пчелки яровые Крылья золотые Что высидите В полене летите Аль вас дождиком сечет, Аль вас солнышком печет Летите за горы высокие, За леса зеленые. На кругленький лужок, На лазоревый цветок. Пчелы стараются забежать вкруг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть вкруг и коснуться цветка, сторожа не сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши

12
«Дятел»
Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют Ходит дятел по пашнице, Ищет зернышко пшеницы, Не нашел и долбит сук, Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук! После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется. Заря – Заряница»
Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню Заря -Заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Раз, два – не воронь А беги, как огонь С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победита неудачник становится водящим. Игра повторяется.
«Ерыкалище»
Очерчивается круг. По считалке выбирается Ерыкалище. На него надевают маску страшного чудовища. Он становится вкруг. Остальные бегают вокруг и припевают
Эко диво, чудо – юдо, Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо – юдо, С горынова дуба – хромое поганище! Неожиданно игрок, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга, и прыгая, на одной ноге, ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, того уводит в плен вкруг и отдыхает. Затем его снова дразнят, и
Ерыкалище уже вместе с пленным игроком прыгают на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока Ерыкалище с помощниками не переловят всех детей.

13 Дедушка Мазай»
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют Здравствуй, дедушка Мазай, Из коробки вылезай Где мы были – мы не скажем, А что делали – покажем После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются ион их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой
Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу. Вор – воробей»
Выбирается огородники воробей. Остальные играющие образуют круги берутся за руки. Огородник выходит на середину хоровода, воробей остается за кругом. Дети водят хоровод и огородник поет Эй, вор – воробей, Не клюй мою конопель, Ни мою, ни свою, ни соседову. Я за ту коноплю Тебе ножку перебью. Огородник бежит ловить воробья. Дети впускают вкруг воробья и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. При этом все поют Наш воробьишка В сером армячишке В чисто полене идет, Коноплю не клюет, По двору шныряет, Крохи собирает. Поймав воробья, огородник меняется с ним местами, или выбираются новые огородники воробей, и игра повторяется

14 Гори ясно Цель упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалочку: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Раз, два, три На слова Раз, два, три 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять уводящего платочек и высоко поднять его. Ворон Цель двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаги разнообразные знакомые плясовые движения. Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий ворона. (Он стоит в кругу вместе со всеми) Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора,
А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная. С окончание песни Ворон выбегает из круга, все закрывают глаза, ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, асам становится вкруг
«Колечко»
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает Я по горенке иду, колечко несу Угадайте – ка, ребята, где золото упало Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова Колечко, колечко, Выйди на крылечко Кто с крылечка сойдет, Тот колечко найдет Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить славки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущими продолжает игру. Ворон (Выбираются Ворони Заяц. Остальные дети – зайчата. Они цепляются за Зайца, растягиваясь в длинную цепочку и приговаривают Вокруг Ворона идем, Потри зернышка несем. Кому два, кому одно, А Ворону – ничего Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему испрашивает Ворон, Ворон, что ты делаешь Ямку копаю – отвечает Ворон. На что тебе ямка Денежки ищу. На что тебе денежки Ситчику куплю. На что тебе ситчик Мешочек шить. Зачем тебе мешочек Камушки класть. На что тебе камушки В твоих деток кидать Что тебе мои детки сделали
- В огород мой прибегали Лучик да мачик потаскали А репочку, да мяточку – Топотали пяточками
Кар-р-р!- кричит ворони бросается на зайчата заяц защищает.
Тотзайчонок, которого вытянет ворон из цепочки и становится новым вороном.

16
«Капуста»
Рисуется круг – огород. На середину круга играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту Все участники игры стоят за кругом, и один из ребят, выбранный хозяином садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу поет Яна камушке сижу Мелки колышки тешу раза Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибегали Волки лисица, Бобр и куница, Заинька усатый Медведь толстопятый. Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого Козлик коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты , объявляется победителем.
«Волк и овцы»
Играющие выбирают волка и пастуха, все остальные – овечки. Пастух становится посреди лужка с палкой в руках. Около него пасутся овечки. Волк прячется за деревом. Пастух поет Пасу, пасу овечек недалеко от речки Волк за горою, серый за крутою. И днем и ночью рыщет, моих овечек ищет. А я волка не боюсь. батожком оборонюсь, Кочережкой отобьюсь. Пойду, буду спать - говорит пастух, ложится и делает вид, что овечек нет, и припевает Пасу, пасу до вечера, А гнать домой нечего Пришел серый волк Моих овечек столк? А я заснули духом не чул!
Пастух начинает искать овечек, стучит палкой о землю и приговаривает Тут волчий след, тут овечий след Подходит к волку испрашивает Волк, тыне видел моих овечек А какие они
- Беленькие.
- Побежали по беленькой дорожке. (овечки, у кого светлые волосы убегают от волка к пастуху) Затем волк говорит Побежали по черненькой дорожке и убегают овечки с темными волосами.

17 Солнце Цель действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу. Дети стоят по кругу. В центре солнце - ребёнок. Гори солнце ярче - Дети ходят Лето будет жарче - по кругу. Я зима теплее, - Идут в центр. А весна милее - Из центра обратно. А зима теплее - В центр. А весна милее - Обратно. После слов солнце (ловишка) ловит детей. Теремок Цель развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов. Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные звери - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь. Стоит в поле теремок, теремок Дети (теремок) идут по Он не низок, невысок, невысок кругу и поют. Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом. У дверей остановилась и стучит Дети останавливаются. Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, пот, Кто, кто вне высоком живёт?» вбегает вкруг. Стоит в поле теремок, теремок Дети (теремок) идут по Он не низок, невысок, невысок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом. У дверей остановилась и стучит Дети останавливаются. Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и пот. Кто, кто вне высоком живёт?» Мышка. Я – Мышка – норушка, а ты кто Лягушка. А я – Лягушка – квакушка Мышка. Иди ко мне жить Таким же образом входят вкруг Лисичка и Зайка. Когда к терему подходит Медведь, он говорит Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

18 Сова Цель развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество. Один из играющих изображает сову, остальные мышей. Сова выкрикивает Утро Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит День Мыши продолжают двигаться. Сова говорит Вечер Мыши встают вкруг, ходят вокруг совы и поют Ах ты, совушка - сова, Золотая голова. Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь Сова говорит Ночь При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Чурилки» Цель воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик затем ведут вокруг них хоровод и поют
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

19 Баба - Яга Цель продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ. Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют
Баба-Яга, костяная нога - Дети ходят С печки упала, ногу сломала - по кругу. Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр. Побежала в баньку - Из круга обратно.
Испугала зайку После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей. Угадай, кто зовёт?» Цель развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его. Дети стоят в кругу. В центре водящий – медведь. Дети идут по кругу и поют Медведь, медведь, мы к тебе пришли, Мы к тебе пришли, медку принесли. Медведь ходит вперевалочку. Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду. Медведь, медведь, получай-
ка мёд,
Получай-ка мёд, угадай, кто
зовёт? Медведь кушает мед. Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит Медведь, Медведь старается угадать того, кто его позвал.

20 Сороконожка Цель совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки Дети встают друг с другом и поют Шла сороконожка По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик кап
- Ой, промокнут сорок лап
- Идут паровозиком пружинным шагом.
- лёгкий бег. Насморк мне ненужен, Обойду я лужи. Грязи в домне принесу, Каждой лапкой потрясу. Идут, высоко поднимая ноги
- стоя, трясут правой ногой
- левой ногой Шла сороконожка По сухой дорожке И затопала потом,
- Ой, какой от лапок гром
- Идут паровозиком пружинным шагом.
- Идут топающим шагом Медведь Цель развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу. Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. А медведь не спит,
Всё на нас глядит. А потом как зарычит И за нами побежит. Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

21 Ловушка Цель выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения. Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу. Дети идут по кругу и поют Скок, скок, сапожок,
Выходи-ка на лужок, То прыжком, то бочком, Топай, топай каблучком. Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши. Обеги круг Цель учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку. Дети вместе с воспитателем становятся вкруг. Идут по кругу и поют народную считалку Водица, водица, Студеная быстрица,
Обеги вокруг, Напои наш луг Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

22 Огуречик Цель закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением впереди легкого стремительного бега. Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку: Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать. Две тетери Цель Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук. Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – охотник. Дети идут по кругу и поют Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу. Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. Взлетают тетери на слова Прилетели две тетери, Поклевали - Тетери клюют Улетели … - Улетают.
Ш-ш-ш-ш - Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев. Охотник догоняет тетерев.

23 У тетушки Натальи Цель закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы. У тетушки Натальи Было семь цыплят 2 раза
Пи-пи, пи-пи-пи! Так они кричат. 2 раза Дети идут по кругу. Присаживаются, сжимаясь в комочек, головки поднимают вверх. У тетушки Натальи Было семь утят 2 раза
Кря-кря, кря-кря-кря! Так они кричат. 2 раза Дети удит по кругу. Руку отводят назад, трясут ими как крылышками, слегка наклоняя корпус вперед. У тетушки Натальи Было семь гусят 2 раза Гага, га-га-га! Так они кричат. 2 раза Дети идут по кругу. Стояна месте лицом вкруг, показывают с помощью кистей рук клювики У тетушки Натальи Было семь котят 2 раза
Мяу-мяу, мяу-мяу-мяу! Так они кричат. 2 раза Дети идут по кругу. Переступая пружинно с ноги на ногу, дети вытягивают вперед то одну, то другую руку, изображая мягкие лапки. У тетушки Натальи Было семь козлят 2 раза
Бе-бе,бе-бе-бе! Так они кричат. 2 раза Стоя лицом вкруг, изображают рожки указательные пальцы обеих рук подносят к голове) У тетушки Натальи Было семь щенят 2 раза
Гав-гав, гав-гав-гав! Так они кричат. 2 раза Руками показывают возле головы ушки. У тетушки Натальи Было семь внучат 2 раза Ляля, ля-ля-ля! Так они кричат. 2 раза Дети хлопают в ладоши.

24 Скок - поскок» Цель закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга. Скок – скок, поскок, Молодой дроздок. Продвигаются вперед прыжками. По водичку пошел,
Молодичку нашел. Идут мягким шагом.
Молодиченька
Невеличенька. Сужают круг. Сама с вершок, Голова с горшок. Присаживаются. Расширяют круг бодрым шагом. Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя хвостик. Угадай, кто зовёт?» Цель учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух. Дети стоят в кругу. В центре водящий медведь. Дети идут по кругу и поют Медведь, медведь, мы к тебе пришли. Мы к тебе пришли, медку принесли. Медведь ходит вперевалочку. Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю меду Медведь, медведь, получай-ка мед,
Получай-ка мед, угадай, кто зовет Медведь кушает мед.

25 Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит Медведь Медведь старается угадать того, кто его позвал. Круги Цель закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание. Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют
Становися во кружок, Отгадай, чей голосок. До кого-нибудь коснись, Отгадать поторопись. Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать. Тот, кого он верно назовет по имени, идет вкруг, становится водящим. Золотые ворота Цель совершенствовать легкий бег, развивать ловкость. Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному. Стоящие поют Золотые ворота Пропускают не всегда Первый раз прощается, Второй – запрещается, А на третий раз Не пропустим вас Ворота закрываются и ловят того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая ворота.

26 Дедушка Цель совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег. Выбирается дедушка, он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют Уж ты дедушка седой, Что сидишь ты под водой
Выглянь на минуточку. Посмотри хоть чуточку. Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас. Дедушка встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.
«Баба-Яга» (2) Цель закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Закреплять стремительный легкий бег. Воспитывать выдержку. Дети образуют круг. В центре «Баба-Яга». Дети идут по кругу, поют
Баба-Яга: Стрелка, стрелка, повернись. А потом остановись.

Баба-Яга встает спиной стемна кого показала стрелка. По команде 1,2,3. Беги Обегают круги возвращаются на место. Вт мном лесе Есть избушка, Стоит задом наперед. В этой маленькой избушке Бабушка – яга живет. Нос крючком, Глаза большие, Перекошена нога, Ах ты, Бабушка-Яга. Уходи, уходи, Больше к нам не приходи. Движения выполняются по тексту песни.

27 Удар по веревочке Для игры необходима замкнутая вкруг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.
Цель водящего – посалить, те. ударить поруке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, вовремя атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится вкруг и игра продолжается дальше. Зайки Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самогоне проворного зайца, осалив его рукой. Нов игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве. В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто вовремя игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником. Яша Водящий - Яша (те. Ящер - хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая
Сидит-сидит Яша Под ореховым кустом.
Грызет-грызет Яша Орешки каленые, Милому дареные. После этого происходит диалог
- Чего Яша хочет
- Жениться хочу.
- Бери себе деву, Которую хочешь. Участники хоровода разбегаются врассыпную, а Яша ловит кого- нибудь если поймает девицу, то целует ее, если парня - тот становится водящим.

28 Краски Цель учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление вовремя бега. Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит Тук Тук Кто там Покупатель. Зачем пришёл?
- Закраской. За какой За голубой. Если голубой краски нет, хозяин говорит Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Итак они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например скачи на одной ножке по красной дорожке.
2 вариант. Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место. Догони соперника Цель учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость. Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой, в 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег дети, находящиеся сзади стараются осалить бегущих впереди. После подсчёта осаленных дети меняются ролями. При повторе шеренги меняются местами.
2 вариант. Дети убегают разными видами бега.

29 Салки – не попади в болото Цель учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве. На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород. Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.
Осаленный ловишкой выходит из игры.
2 вариант.
Ловишка стоит в центре круга начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают вкруг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга. Второй лишний Цель учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди ребёнка. Развивать внимание, реакцию. Воспитывать интерес к подвижным играм. Дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он вбежал вкруг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка успел коснуться убегающего, то они меняются ролями. Бегать только вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.
2 вариант. Можно по кругу встать парами, тогда игра будет называться Третий лишний.

30 Не попадись Цель учить детей перепрыгивать шнур на двух ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами. Развивать ловкость. Укреплять своды стоп. Дети располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах вкруг, и выпрыгивает по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. После подсчёта пойманных меняются ловишки и игра возобновляется. Усложнение дети запрыгивают вкруг на одной ноге или боком.
Юла Все ребята знают юлу. С юлой можно затеять веселую игру. 5–6 ребят становятся в кружок. Один берет фанеру такой величины, как тетрадь, запускает на ней юлу и быстро говорит У меня была юла, поюлила и ушла. Сказав эту скороговорку, нужно сейчас же передать фанерку с юлой соседу справа. Так юла переходит от одного играющего к другому передавать ее дальше можно только тогда, когда скажешь скороговорку. У кого-то из ребят юла упадет боком на фанерку и замрет. Тогда все кричат Юла замерла Тот, у кого на руках замрет юла, считается зевакой, – он передает юлу вместе с фанеркой своему соседу, асам скачет по кругу на одной ножке. Когда зевака доберется до своего места, его сосед запускает юлу, и игра продолжается. Смотрите, как бы, передавая фанерку, не уронить юлу на пол кто уронит юлу, тоже становится зевакой – ему придется скакать на одной ножке.

31 Догони свою пару Цель учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости. Дети встают парами на одной из сторон площадки один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.
2 вариант Запятнать свою пару мячом. Горячий картофель»
Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч.
Дети садятся вкруг, ведущий находится в центре. Он бросает картошку кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза.
Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка).
Вдруг ведущий командует Горячий картофель!»
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках горячая картошка – выбывает из игры.
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
«Камень, ножницы, бумага»
Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое. Каждый из игроков насчет три изображает рукой какую-либо фигуру
– камень (сжатый кулак, бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой. Победитель определяется так ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы. За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.

32
«Шапка-невидимка» Держа руки за спиной, играющие становятся плечом к плечу по кругу. У одного из них в руках «шапка-невидимка» – треуголка, сложенная из листа бумаги. Водящий – в середине круга. По сигналу участники игры начинают передавать за спиной шапку друг другу, стараясь делать это так, чтобы водящий не знал, у кого она находится. Водящий ходит по кругу и зорко следит за движениями играющих. Время от времени он останавливается и, указывая на одного из игроков, громко говорит Руки Тот, к кому обращается водящий, должен сейчас же вытянуть руки вперед. Если при этом шапка окажется у игрока, он сменяет водящего. В минуту опасности нельзя бросать шапку на пол. Нарушивший это правило выходит из игры. Любой участник игры, когда к нему попадет шапка, может надеть ее себе наголову, если только водящий не обращает на него внимания или находится не очень близко. Секунду покрасовавшись в шапке, надо снять ее и пустить по кругу. Если водящий запятнает, когда шапка на голове, придется уступить ему свое место, а самому водить Пол, нос, потолок»
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите «Пол».
Затем покажите нанос (лучше будет, если вы его коснетесь, скажите Носа потом поднимите руку вверх и произнесите «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите Носа сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя самого высокого в мире носа

33
Удочка Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке рыбака – водящего.
Все играющие встают вокруг рыбака не дальше чем на длину скакалки.
«Рыбак» начинает раскручивать удочку, пытаясь задеть ею по ногам играющих.
«Рыбки» должны уберечься от удочки, перепрыгнуть через нее. Чтобы рыбки не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра.
«Рыбки» не должны сходить со своих мест.
Если рыбаку удалось поймать рыбку, то есть дотронуться удочкой, то место рыбака занимает пойманная «рыбка».
Необходимо соблюдать такое условие скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров. Догони свою пару Цель учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости. Дети встают парами на одной из сторон площадки один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.
2 вариант Запятнать свою пару мячом.
«Курочки»
Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклевать. Выходит хозяйка испрашивает петушка "Петушок, петушок, не видал мою курочку" - "А какая она у тебя" -спрашивает петушок. "Рябенькая, а хвостик чёрненький". - "Нет, не видел. Хозяйка хлопает в ладоши и кричит
"
Кшш! Кшш!" Курочки бегут в дома хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом. Правила Курочки бегут в дом только на слова "Кшш! Кшш!" Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко раскрыв крылья, встаёт на её пути. Указание к проведению. Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше

34 друг от друга (10-20 м. Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или пробегают по мостику через ручек. В своём доме они взлетают на насест (на скамейку. Кострома Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя Дома Кострома Дома Что делаешь Нитки пряду Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя Дома Кострома Дома Что делаешь Клубки мотаю Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие вьюшки Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя Дома Кострома Дома Что делаешь Поработала - пообедаю Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя Дома Кострома Дома Что делаешь Легла, да уснула. Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят Тихо Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя Дома Кострома Дома Что делаешь Проснулась - попрыгаю Все дети прыгают Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя Дома Кострома Дома

35 Что делаешь Сейчас догонять вас буду Все разбежались кто куда
«Иван-косарь и звери»
Для этой игры используется специальная считалочка для выбора водящего Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут - Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий косу, и делает движения, как при косьбе. Звери переговариваются с ним
-
Иван-косарь, что ты делаешь
- Траву кошу.
- А зачем косишь
- Коров кормить.
- А зачем коровы
- Молочко давать.
- А зачем молочко
- Сырцы делать.
- А зачем сырцы
- Охотников кормить.
- А зачем охотников кормить
- В лесу зверей ловить Звери быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из зверей, он должен отгадать, какой это зверь. Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а Иван- косарь ищет остальных спрятавшихся зверей. Указания к проведению Игра проводится на просторной площадке, в ней могут участвовать от 3 до 20 человек. Игра интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста. Если в игре принимает участие большое количество детей, то допускаются одинаковые названия зверей два медведя, две лисы и т. д. «Иван-косарь» начинает догонять только

36 после последних слов В лесу зверей ловить Водящий может помочь себе при отгадывании наводящими вопросами к пойманному зверю. Березка Дети встают вкруг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько березок. У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами Ты, березка, белена, белена, А макушка зелена, зелена.
Летом-то мохнатенька, Зимой сучковатенька. Где ты стоишь, там и шумишь Пока звучит эта песенка, девочка березка собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а березка, подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток Березка зеленеька, По весне веселенька, В чистом полюшке стоит Да листочками шумит. Ветки завивает, С ветрами играет. Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор А осенью слякотной, Осенью холодною, Березка нарядная, Краса ненаглядная, Дождем умывается, С красотой прощается. Корни усыхают, Листья опадают. Один платочек березка оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой березкой и игра повторяется.

37 Кострома (2) Выбирается вода – Кострома. Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки и двигаясь по кругу разговаривают с Костромой Дети Кострома, Кострома, государыня моя У Костромушки кисель с пирогом, У Костромушки пирог с творогом Ты ль здорова Кострома Кострома «Здоровенька!» Дети Где была, Косторома?» Кострома На реченьке Дети Что видала, Кострома Кострома Серу уточку Дети А что делаешь сейчас Кострома Сейчас вас ловлю После этого хоровод рассыпается. Кострома старается осалить кого- нибудь из детей. Если ей это удается, то пойманный ребенок становится новой Костромой.