Файл: Анализ форм и последствий отказов fmea.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После включения привода электродвигателя набор гирь, находящийся на гребенках подвижного каркаса, начинает движение вниз. При этом нижние гири, снимаясь с «крючков» гребенок, ложатся на платформу весов. Разместив требуемое количество грузов на платформе, микропроцессор весов проводит измерение частоты вибрационно- частотного датчика для данной реперной точки и, после фиксирования успокоения, записывает значение частоты в постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). При переходе к очередному шагу градуировки, последующая гиря ложится на предыдущую и т.д. Зарегистрировав данные для предыдущей реперной точки, весы запрашивают данные следующей, и процесс нагружения платформы повторяется.

Работой стенда управляет оператор, включая и выключая электродвигатель. При этом трудность состоит в том, что оператор вынужден визуально контролировать полноту опускания очередной гири на платформу весов. В результате нередки случаи, когда платформа весов бывает недогружена (из-за неполного опускания гири) или перегружена (вследствие воздействия гири, которая должна была бы быть опущена на платформу весов при нагружении в следующей реперной точке).








Проверка горизонтальности положения весов


Рис. 3.8. Поточная диаграмма процесса градуировки электронных весов
После подробного изучения сложившейся ситуации команда, занимающаяся анализом форм и последствий отказов (FMEA-команда), выделила в рассматриваемом процессе четыре подпроцесса, корректность выполнения которых наиболее сильно влияет на качество процесса градуировки в целом:


  • транспортировка и установка весов на столешницу стенда;

  • контроль установки весов по уровню;

  • нагружение платформы весов в реперных точках;

  • регистрация частотных сигналов датчика.

Анализ этих подпроцессов выявил возможные формы отказов:

  1. повреждение весов в результате падения;

  2. весы не выверены по уровню;

  3. несоответствие веса нагружения реперной точке;

  4. выход из строя стенда;

  5. потеря вносимой в ПЗУ весов информации.

На следующем этапе работы члены FMEA-команды для каждого подпроцесса:

  • выявили основные причины и вероятные последствия неудач, среди которых были выделены возможные задержки и приостановки производства;

  • количественно оценили узкие места рассматриваемых под- процессов и вычислили приоритетные числа рисков ПЧР возможных отказов.

Остановимся подробнее на количественной оценке факторов S, О и D. Оценка указанных факторов была произведена по квалиметрическим шкалам, представленным в табл. 3.1.

Наибольший практический интерес представляет количественная оценка фактора S – значимости потенциального отказа. По итогам проведенного анализа члены FMEA-команды для каждого проявления отказа, указанного в табл. 3.2, назначили данному фактору S следующие значения:

«2» он не влечет тяжелых последствий;

«4» – последствием отказа является необходимость повторной градуировки весов;

«6» – присутствует опасность не только повторной градуировки, но и появления новых скрытых отказов;

«8» – отказ ведет к переделке (ремонту) весов, т.е. к увеличению бесполезных («непроизводительных») расходов;

«9» – высокая степень серьезности последствий (при использовании изношенных гирь процесс градуировки становится невозможным);

«10» – травматизм персонала является возможным последствием в случае проявления отказа.

Результаты работы членов FMEA-команды при назначении числовых значений других факторов:

О – вероятности возникновения дефекта, D – вероятности обнаружения дефекта, а также вычисленные значения приоритетных чисел рисков ПЧР возможных отказов приведены в табл. 3.2.




    1. Результаты работы FMEA-команды

Дата: 25 апреля

2019 г.

Сборочный цех. Изучаемый процесс: Градуировка весов

Руководитель: директор по качеству и надежности продукции А.Н. Жмаев; Члены FMEA-команды:

инженер-конструктор А.А. Прокошев, инженер-метролог С.Т. Мартыненко, студенты-практиканты: С.В. Миронов, А.А. Бушков

Этап процесса

Проявление отказа

Причины отка- зов

Последствия отказов

S

O

D

ПЧР

Средства реше- ния проблемы

Ответствен- ный

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Транспортиров- ка весов и уста- новка весов на

столешницу стенда

Тяжело доставлять весы. Опас-

ность паде- ния весов

Нет соответст- вующего транспортного средства

Поврежде- ние или поломка весов


8


2


1


16

Внедрить роликовый конвейер

Технический директор В.И. Еремин


31.10.19


Контроль гори- зонтальной установки весов по уровню

Погрешность градуировки из-за того, что весы не выверены по уровню

Положение столешницы не выверено

по уровню


Возврат весов ОТК из-за несоот- ветствия по метрологии

6

3

1

18

Доработать конструкцию столешницы

А.А. Проко- шев

15.08.19

Невыполнение рабочих инст- рукций персо- налом


6


4


3


72

Провести дополнитель- ное обучение,

инструктаж персонала

С.Т. Марты- ненко


30.06.19

Нагружение платформы весов в репер- ных точках

Несоответ- ствие веса нагружения реперной

точке

Используются изношенные гири

Возврат весов ОТК из-за несоот- ветствия по

метрологии


9


2


3


54

Провести внеплановую калибровку гирь

С.Т. Марты- ненко


31.05.19



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11







Нечеткий контроль про- цесса нагру-

жения плат- формы весов





6


7


7


252

Разработать и внедрить АСК и У стендом для градуи- ровки весов

Начальник бюро метро- логии

П.В. Платов


30.11.19


Выход из строя стенда

Перекос гре- бенок подвиж- ного каркаса

друг относи- тельно друга

Износ гирь за счет вза- имного тре- ния


6


2


8


96

Внести изме- нения в конст- рукцию стенда


А.А. Проко- шев


31.10.19

Обрыв троса


Задержка и приостанов- ка производ- ства

10

1

1

10

Составить график более частого техни- ческого об- служивания, ввести кон- троль выпол- нения графика ППР



С.Т. Марты- ненко


31.05.19

Отказ мотор

редуктора

2

1

1

2

Не соблюде-

ние графика ППР


6


1


2


12

Регистрация частотных сиг- налов датчика для целей про- граммирования


Потеря вно- симой ин- формации


Сбой в подаче электроэнер- гии

Необходи- мость осу- ществления процесса градуировки весов по- вторно



4



2



3



24

Внедрить блок бесперебойно- го питания стенда



П.В. Платов



31.08.19

На последнем этапе проводимого FMEA-анализа были разработаны рекомендации о том, что следует сделать для предотвращения тяжелых последствий при наиболее рискованных случаях:

  • провести дополнительное обучение персонала;

  • внедрить роликовый конвейер для транспортировки весов;

  • доработать конструкцию столешницы и, тем самым, упростить процесс установки весов в горизонтальное положение по уровню;

  • разработать и внедрить автоматизированную систему контроля и управления (АСКиУ) стенда, которая с помощью частотного датчика весов будет контролировать полноту опускания гири на платформу весов и управлять процессом градуировки весов;

  • предусмотреть более частое проведение работ по калибровке используемых гирь;

  • составить график более частого технического обслуживания, ввести контроль выполнения планово-предупредительных работ (ППР);

  • внедрить блок бесперебойного питания стенда, чтобы исключить возможный сбой в подаче электроэнергии.

После завершения работы FMEA-команды, результаты которой представлены в табл. 3.2, был составлен письменный отчет по выполненному анализу форм и последствий отказов. Этот отчет был передан руководителям организации, которые верифицировали и оценили результаты работы FMEA-команды. Эти результаты вместе с рекомендациями по улучшению процесса градуировки весов приняты для использования в практической деятельности предприятия. Часть рекомендаций (дополнительное обучение и инструктаж персонала, более частая калибровка используемых гирь) уже учтены. Принимая во внимание наибольшее значение вероятного числа риска ПЧР = 252, специалисты завода приступили к проектированию и разработке АСКиУ полнотой опускания гири на платформу весов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

FMEA-МЕТОДОЛОГИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОДУКЦИИ

Анализ форм и последствий отказов является инструментом управления качеством, который наиболее часто применяют на этапе проектирования продукции. При выполнении этого анализа стараются определить скрытые (неочевидные) формы возможных отказов, а также суровость возможных последствий (риск) для потребителей или пользователей продукции. В связи с этим особо большое значение приобретают вопросы обеспечения надежности продукции, т.е. решение вопросов, связанных с возникновением проблем, симптомы которых могут развиваться только после того, когда продукция попала к пользователю.

Обращаем внимание, что в рамках FMEA-методологии используется термин «форма отказа», а не механизм отказа. При использовании этой методологии управления качеством не предполагается осуществление прямого анализа причин отказа. Предполагается лишь прогнозирование результатов появления этого симптома (отказа), в частности, того, насколько серьезны (суровы) будут последствия этого отказа. По этой причине в некоторых книгах, опубликованных на английском языке, этот инструмент называют Failure Mode Effect and Criticality Analysis (FMECA), что обычно переводится как «Анализ форм, последствий и критичности отказов».

Рассмотрим конкретный пример, вносящий ясность в только что сказанное. Объектом исследования в этом примере является кардиостимулятор, который имеет в своей конструкции определенный транзистор, посредством которого сначала усиливаются, а затем в тело пациента подаются электрические импульсы, стимулирующие и задающие ритм работы сердца. Кардиостимулятор хирургическим путем имплантируется в тело пациента в области грудной клетки. FMEA- и FMECA-методологии не рассматривают непосредственные механизмы возможных отказов транзистора, а принимают во внимание только возможные формы отказов, т.е. возникающие при этом симптомы (проявления) отказов.

Механизмы отказа транзистора могут быть связаны, например

  • с отрывом проводника;

  • с попаданием влаги внутрь кардиостимулятора;

  • с локальным перегревом транзистора;

  • со старением транзистора и т.п.

Однако независимо от механизма отказа, возможны только три формы отказа транзистора, а именно:

  1. обрыв цепи;

  2. короткое замыкание;

  3. снижение коэффициента усиления.

В задачу FMEСA-методологии входит выяснение последствий и критичности каждой из этих трех возможных форм отказа транзистора. Анализ форм, последствий и критичности отказов должен дать оценку потенциальной опасности каждой из возможных форм и последствий, в частности:

  • третья форма отказа, связанная с изменением частоты и амплитуды импульсов (из-за изменения коэффициента усиления), может

ухудшить состояние пациента и потребовать дополнительного хирургического вмешательства для замены кардиостимулятора;

  • первая и вторая формы отказов (обрыв цепи или короткое замыкание) могут иметь фатальные (катастрофические) последствия.

В результате анализа форм и последствий отказов может возникнуть необходимость в перепроектировании продукции или изделия с целью повышения надежности, например, за счет включения в конструкцию кардиостимулятора дублирующего транзистора.

* * *
Задание № 1. Рассмотрите работу будильника с точки зрения FMEA-методологии. Составьте список возможных форм отказов, определите их последствия и критичность.

Дайте ответы на вопросы:

  1. Будут ли одни формы отказов более критичны, чем другие?

  2. Что вы можете предпринять для предотвращения критических последствий различных форм отказов будильника?