Файл: Методические указания по выполнению и оформлению лабораторных работ для студентов очной формы обучения специальности 35. 02. 02 Технология лесозаготовок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нужно заметить, что звукового сигнала на DT830B нет. 

Сам режим прозвонки осуществляется при положении указателя – проверка диодов (Рисунок 1.12).



Рисунок 1.12. Положение переключателя и щупов при прозвонке

Прозвонкой также полезно проверять целостность самих щупов замыкая их друг с другом, т.к. при частом использовании может произойти их повреждение, особенно в месте входа провода в трубку щупа. Обязательно перед каждым измерением убедитесь, что отсутствует напряжение на том участке, куда будете подключать щупы для прозвонки, иначе можете сжечь прибор или создать короткое замыкание.

Техника безопасности при работе с мультиметром

  1. Не производите замеры во влажном помещении;

  2. Не переключайте пределы измерений в момент самих замеров;

  3. Не замеряйте напряжение и силу тока, если их величины больше тех, на которые рассчитан мультиметр;

  4. В режиме ACV (замер напряжения) не включайте мультиметр в цепь последовательно;

  5. Используйте щупы с исправной изоляцией.

Обеспечивающие средства

1. Макетная плата WBU-202;

2. Мультиметр DT830B;

3. Комплект электронных компонентов (источник питания, светодиод, резистор 1кОм, кнопка-выключатель);

3. Методические указания по выполнению лабораторной работы;

Методические рекомендации по выполнению работы:

1. Внимательно изучить методические указания, предложенный теоретический материал.

2. Указать в отчёте номер работы, тему, цель, начертить принципиальную схему электрической цепи (рисунок 1.13), таблицу 1.1.

3. Графические построения выполнять с применением чертёжных инструментов.

4. Вычисления начинать с записи расчётных формул в общем виде.

5. Использовать в расчётах размеры величин в системе СИ.

 Задание

Проверить экспериментально работоспособность макетной платы с помощью мультиметра, собрав цепь согласно принципиальной схеме, изображенной на рисунке 1.13.




Рисунок 1.13. Принципиальная схема
 Таблица 1.1. Экспериментальные и расчетные данные



R1, Ом

U, В

I, мА

R1, Ом

(по результатам вычисления)

1










Порядок выполнения работы

1. Изучить устройство макетной платы и ее назначение.

2. Изучить устройство и принцип работы мультиметра.

3. Выполнить экспериментальную часть работы по проверке работоспособности лабораторного оборудования (макетной платы и мультиметра).

3.1. Собрать цепь согласно схеме (рисунок 1.7), включив в неё резистор с номинальным значением сопротивления R1 = 1 кОм, источник постоянного напряжения +9В, светодиод и кнопку-выключатель.

3.2. Убедиться в работоспособности оборудования по загоранию светодиода.

3.3. В присутствии преподавателя подключить мультиметр для измерения силы тока в цепи, а затем напряжения, снять показания приборов, занести их в таблицу 1.1.

3.4. Определить сопротивления резистора R1 по закону Ома для участка электрической цепи, полученные результаты внести в таблицу 1.1.

4. Сделать выводы о проделанной работе.

5. Ответить на контрольные вопросы.
Выводы

Выводы формулируются в свободной форме.

В выводах необходимо отразить следующие моменты:

  1. В какой степени достигнута цель работы;

  2. Какие знания и умения приобретены в процессе выполнения работы.


Контрольные вопросы

1. Поясните на макетной плате принцип сборки схемы электрической цепи. Укажите основные узлы и элементы платы.

2. Укажите, какими клеммами подключается мультиметр для измерения постоянного напряжения. Укажите переключатель пределов измерения постоянного напряжения.

3. Укажите, какими клеммами подключается мультиметр для измерения постоянного тока. Укажите переключатель пределов измерения постоянного тока.

4. Сформулируйте закон Ома для участка электрической цепи.

Лабораторная работа № 2


Тема: Цепь постоянного тока с последовательным соединением резисторов

Цель работы: Исследование свойств цепи с последовательным соединением резисторов
Теоретический материал

Электрическая цепь - совокупность соединенных между собой источников электрической энергии, потребителей и соединяющих их проводов с коммутационной аппаратурой (рубильники, выключатели).

Электрический ток может протекать только по замкнутой электрической цепи. Разрыв цепи в любом месте вызывает прекращение протекания электрического тока.

Изображение электрической цепи с помощью условных знаков называют электрической схемой (рисунок 2.1).



Рисунок 2.1. Схема простой электрической цепи
Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного потребителя, а из нескольких. По способу соединения их можно разделить на три вида: последовательное, параллельное и смешанное.

Если конец одного проводника соединить с началом другого, то такое соединение называется последовательным соединением (рисунок 2.2). Примером такого соединения может быть елочная гирлянда. Сила тока, протекающего через лампочки, одна и та же: . Если взять вольтметр и поочереди включать его параллельно лампочкам, то сумма его показаний будет равна напряжению источника: .При последовательном соединении проводников увеличивается их общая длина, поэтому увеличивается и сопротивление цепи.



Рисунок 2.2. Последовательное соединение резисторов
Полное сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников:

Если в цепь последовательно соединить N проводников с одинаковым сопротивлением, то полное сопротивление будет больше сопротивления одного проводника в
N раз: .

Из-за того, что при последовательном соединении ток из одной лампочки переходит в другую, при сгорании одной лампочки цепь размыкается.
 Обеспечивающие средства

1. Макетная плата;

2. Мультиметр, источник питания, набор резисторов различного номинала;

3. Методические указания по выполнению лабораторной работы
Методические рекомендации по выполнению работы


  1. Внимательно изучить методические указания, предложенный теоретический материал.

  2. В отчёте необходимо указать номер работы, тему, цель, привести принципиальную схему электрической цепи, таблицу результатов, необходимые расчёты.

  3. Графические построения выполнять с применением чертёжных инструментов.

  4. Вычисления начинать с записи расчётных формул в общем виде.

  5. Использовать в расчётах размеры величин в системе СИ.


 Задание

Измеряя токи и напряжения, убедиться, что ток одинаков в любой точке цепи с последовательным соединением резисторов, и что сумма частичных напряжений (на отдельных резисторах) равна напряжению, приложенному ко всей цепи. Сравнить результаты измерения с расчётом.



Рисунок 2.3. Схема последовательного соединения резисторов
Порядок выполнения работы

1. Соберите на макетной плате цепь согласно принципиальной схеме (Рисунок 2.3). Используйте источник напряжения «+9 В». Последовательно с резисторами R1, R2 и R3 поочередно подключайте мультиметр и измерьте ток вдоль всей электрической цепи. Убедитесь, что ток имеет одно и то же значение и запишите его в таблицу 2.1. (Измеренное значение).
Таблица 2.1. Результаты измерений и расчетов




Ток (I), мА


Падения напряжения на резисторах, В

Напряжение на входе цепи, В

R1=___ Ом

(U1)

R2=___Ом

(U2)

R3=___Ом

(U3)

Rэкв=_____ Ом

(U)

Измеренные значения
















Рассчитанные значения


















2. Измерьте напряжение на каждом резисторе, а также полное напряжение на входе цепи. Все измеренные величины занесите в таблицу 2.1.

3. Рассчитайте эквивалентное сопротивление цепи RЭКВ по номинальным значениям сопротивлений каждого резистора R1 , R2  и R3 , силу тока I при U = 9 В, и падение напряжения U1, U2, U3 на каждом резисторе. Результаты занесите в таблицу 2.1 и сравните с измеренными значениями.

4. Проверьте выполнение второго закона Кирхгофа по экспериментальным и по расчётным значениям напряжений:

U = U1 + U2 + U3 

5. Сделайте вывод по результатам эксперимента.

Выводы

Выводы формулируются в свободной форме.

В выводах необходимо отразить следующие моменты:

  1. В какой степени достигнута цель работы;

  2. Какие знания и умения приобретены в процессе выполнения работы.


 Контрольные вопросы

1. Перечислите свойства последовательного соединения резисторов.

2. Сформулируйте закон Ома для полной электрической цепи и запишите расчетную формулу.

3. Что такое баланс напряжений? Запишите формулу.

4. Запишите уравнение баланса мощностей, формулы мощности источника и мощности приёмника.

5. Как определить мощность приёмника по закону Джоуля-Ленца.

6. На каком из двух последовательно соединённых резисторов с разным сопротивлением напряжение больше?

7. Какой из двух последовательно соединённых резисторов с разным сопротивлением потребляет меньшую мощность?

8. Как изменится напряжение на участках R2 и R3, если участок R1 замкнуть накоротко (участки соединены последовательно)?

Лабораторная работа № 3

Тема: Цепь постоянного тока с параллельным соединением резисторов

Цель работы: Исследование свойств цепи с параллельным соединением резисторов

Теоретический материал

При параллельном соединении проводников, начала проводников соединяются в одной точке, а концы в другой (рисунок 3.1). Напряжение в этом случае будет одинаковым: . Общая сила тока в цепи при таком соединении равна сумме сил токов, протекающих через каждый проводник: