Файл: П. Л. Лавров. Три беседы о современном значении философии. В человеке рядом с философией присутствуют и другие деятельности научная, художественная, религиозная. Докажем их различие от предмета, нас занимающего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЛОСОФИЯ



Группа 21ГУ175
Студент
Д. О. Лилова


МОСКВА 2022

Практическое занятие.

П. Л. Лавров. Три беседы о современном значении философии. В человеке рядом с философией присутствуют и другие деятельности: научная, художественная, религиозная. Докажем их различие от предмета, нас занимающего. Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Науке принадлежит и факт, ещё не осмысленный, не соглашённый с прочими, не вошедший в теорию, не уяснённый гипотезой. Научная деятельность вся поглощена собиранием фактов и определением их относительной вероятности. Философия не есть наука; она есть только деятельность, строящая науку, и без неё бы не существовало ни одной науки. Искусство преследует красоту, стройную форму, оживлённую пафосом художника: форма здесь существенное и только поэтому влечёт за собой пафос, что художник — живая личность, полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для неё самое важное — содержание; форма должна ему подчиниться, к нему приладиться. Философия не искусство, но без неё не было бы ни одного прекрасного произведения, не существовало бы пантеизма, а лишь стройные этюды разных родов. Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от неё по состоянию духа личностей:
вера есть существенный признак одной, критика — необходимое условие другой. Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии // Философия и социология. М., 1965. Т. I. С. 513 — 518, 571 — 572.

Вопросы:

1. Что интересует философию в отличие от художественной деятельности?

2. Что является существенным свойством философии в отличие от религии?

3. Является ли философия наукой? По мнению автора, какой деятельностью занята наука?


  1. П. Л. Лавров пишет, что философия, в отличие от искусства, интересуется не формой, а содержанием, и это самое важное для нее. В философии форма подстраивается под содержание. «Искусство преследует красоту, стройную форму, оживлённую пафосом художника: форма здесь существенное и только поэтому влечёт за собой пафос, что художник — живая личность, полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму.» – отмечает Лавров.
    Философия не искусство, но без неё не было бы ни одного прекрасного произведения. Философия присутствует в творчестве, вносит понимание мира и жизни в художественную деятельность, оживляя её. Другими словами, без философии искусство было бы просто формой, описывающей мастерство художника.

  2. По мнению П. Л. Лаврова религиозная деятельность довольно сходна с философской. Их объединяет общая цель – стремление понять сущее как единое, внести смысл во всё человеческое. Однако, отличает их друг от друга «состояние духа», то есть то, каким образом и на основании чего, философия и религия выстраивают деятельность для достижения своей цели.  Для религии ведущим признаком является вера, а главное философское свойство — это доказательство истины.

  3. П. Л. Лавров отмечает, что философия не есть наука, она есть только деятельность, строящая науку, но без философии не существовало бы ни одной науки. Наука всецело поглощена сбором фактов и сведений, именно в них лежит её главный интерес. Философия же, будучи пониманием всего сущего как единого, приводит все эти хаотичные факты и сведения в стройную систему.