Файл: Интеллектуальные информационные системы и технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УДК 004.89(075.8)

С применением

Без применения

Формирование

Приобретение

Извлечение

А1 <проверки нормальности распределения значений остатков>

Рис. 4.1. Обобщенная структура статической ЭС

Рис. 4.2. Обобщенная структура динамической ЭС

Глава 8. Хранилища данных и управление знаниями8.1. Хранилища данныхДля устранения разрозненности, разнотипности, противоречивости данных используется концепция «хранилище данных» (ХД). Под ХД понимают предметно-ориентированную, интегрированную, некорректи-руемую, зависимую от времени коллекцию данных, предназначенную для поддержки принятия управленческих решений. Хранилище данных должно предложить такую среду накопления данных, которая оптимизирована для выполнения сложных аналитических запросов управленческого персонала. Данные в хранилище не предназначены для модификации. Предметная ориентация означает, что данные объединены и хранятся в соответствии с теми областями, которые они описывают. Интегрированность подразумевает, что данные должны удовлетворять требованиям всего предприятия. Некорректируемость заключается в том, что данные не создаются в ХД, а поступают из внешних источников, не подвергаются изменениям и не удаляются. Данные в ХД должны быть согласованы во времени.При реализации ХД особое значение приобретают процессы извлечения, преобразования, анализа и представления. При извлечении данные приводятся к единому формату. Источники данных могут быть классифицированы по территориальному, административному признаку, степени достоверности, частоте обновляемости, количеству пользователей, секретности и используемым СУБД. Вся эта информация составляет основу словаря метаданных ХД, который призван обеспечить корректную периодическую актуализацию ХД.Инструментальные средства (ИС) реализующие аналитические методы обработки данных, классифицируются по способу представления данных. Выделяют ИС, хранящие данные:в реляционном виде, но имитирующие многоразмерность для пользователя;в многоразмерных базах;как в реляционном виде, так и в многоразмерных базах.Помимо извлечения данных из БД для принятия решений, актуален процесс извлечения знаний для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Если в ЭС основное внимание уделяется проблеме извлечения знаний от экспертов, то в данном случае знания извлекаются из БД.С точки зрения пользователя в процессе извлечения знаний из БД должны решаться задачи преобразования данных (неструктурированных наборов чисел, символов) в информацию (описание обнаруженных закономерностей), информации в знания (значимые для пользователя закономерности), знаний в решения (последовательность действий, на-правленных на удовлетворение информационных потребностей поль-зователя).Интеллектуальные средства извлечения знаний из БД позволяют выявить закономерности и вывести правила из них. Эти закономерности и правила можно использовать для принятия решений и прогнозирования их последствий. Существует несколько интеллектуальных методов выявления и анализа знаний: ассоциация, последовательность, классификация, кластеризация и прогнозирование. Ассоциация имеет место в том случае, когда несколько событий связаны друг с другом. Если существует цепочка связанных во времени событий, то говорят о последовательности. С по-мощью классификации выявляются признаки, характеризующие группу, к которой принадлежит тот или иной объект. Кластеризация аналогична классификации, но отличается от нее тем, что сами группы еще не сформированы. С помощью прогнозирования на основе особен-ностей поведения данных оцениваются будущие значения непрерывно изменяющихся переменных (см. п. 2.5).8.2. Управление знаниямиПонятие «управление знаниями» появилось в середине 90-х годов прошлого века в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту. Системы управления знаниями (Knowledge Management) получили название КМ-систем. Для их при-менения используются следующие технологии:электронная почта;базы и хранилища данных;системы групповой поддержки;браузеры и системы поиска;корпоративные сети и Интернет;ИИ-системы.Хранилища данных, которые работают по принципу центрального склада, стали одним из первых инструментариев КМ. Управление знаниями – это совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием знаний внутри пред-приятия. Необходимость в разработке КМ-систем возникла в силу нескольких причин:работники предприятия тратят слишком много времени на поиск необходимой информации;опыт ведущих специалистов используется только ими самими;ценная информация «захоронена» в огромном количестве докумен-тов, доступ к которым затруднен;из-за недостаточной информированности и игнорирования преды-дущего опыта повторяются «дорогостоящие» ошибки.Одним из новых решений по управлению знаниями является понятие корпоративной памяти, которая фиксирует информацию из различных источников предприятия и делает ее доступной специалистам для решения производственных задач. Корпоративная память не позволяет исчезнуть знаниям выбывающих специалистов. Различают два уровня корпоративной памяти: Уровень материальной или явной информации – данные и знания, которые содержатся в документах организации в виде сообщений, статей, справочников, патентов, ПО. Уровень персональной или скрытой информации – персо-нальные знания, неотрывно связанные с индивидуальным опытом, которые могут быть переданы через процедуры извлечения знаний. Скрытое зна-ние – основа СППР. При разработке КМ-систем можно выделить следующие этапы: Стихийное и бессистемное накопление информации в орга-низации. Извлечение знаний – наиболее сложный и трудоемкий этап. Структурирование – выделение основных понятий, выработка структуры представления информации. Формализация – представление структурированной информа-ции на языках описания данных и знаний. Обслуживание – корректировка данных и знаний. Автоматизированные системы КМ OMIS (Organizational Memory Information Systems) предназначены для накопления и управления знаниями предприятия (рис. 8.1). Рис. 8.1. Архитектура OMISОсновные функции OMIS:сбор и систематическая организация информации из различных источников в централизованное или структурное ХД;интеграция с существующими автоматизированными системами;обеспечение нужной информации по запросу.В отличие от ЭС первичной целью систем OMIS является не поддержка одной задачи, а лучшая эксплуатация необходимого общего ресурса знаний.Первые информационные системы на основе гипертекстовых (ГТ) моделей появились в середине 60-х годов ХХ века, но первые ком-мерческие ГТ-системы относятся к 1980-х годам. Под гипертекстом понимают технологию формирования информационных массивов в виде ассоциативных сетей, элементами или узлами которых выступают фраг-менты текста, рисунки, диаграммы. Навигация по таким сетям осу-ществляется по связям между узлами. Основные функции связей:переход к новой теме;присоединение комментария к документу;соединение ссылки на документ с документом, показ на экране графической информации;запуск другой программы.Мультимедиа (ММ) понимается как интегрированная компьютерная среда, позволяющая наряду с традиционными средствами взаимодействия человека и компьютера (дисплей, принтер, клавиатура) использовать новые возможности – звук, мультипликацию, видеоролики. Когда элементы ММ объединены на основе сети гипертекста, можно говорить о гипермедиа (ГМ). Основной сферой применения ГМ являются автома-тизированные обучающие системы или электронные учебники. Глобаль-ный успех в этом направлении получила сеть Интернет.8.3. Технология создания систем управления знаниямиПроектирование систем управления знаниями (СУЗ) или КМ-систем декомпозируется на этапы, которые свойственны любой другой ИИ-системе. Вместе с тем имеется ряд особенностей:коллективное использование знаний предполагает объединение и распределение источников знаний по различным субъектам, а следо-вательно, решение организационных вопросов администрирования и оп-тимизации деловых процессов, связывающих пользователей СУЗ;задача проектирования СУЗ носит непрерывный характер, поскольку постоянно добавляются внешние источники данных;поскольку СУЗ имеет многоцелевое значение, возникает потребность в интеграции разнообразных источников знаний на основе единого се-мантического описания пространства знаний.Этапы проектирования СУЗ:идентификация проблемной области:определение типов решаемых задач;отбор источников знаний;определение категорий пользователей;концептуализация:выявление понятий (категорий);выявление свойств (отношений);построение правил (ограничений);формализация:выбор метода представления знаний;представление знаний;реализация:создание онтологий;аннотирование и подключение источников знаний;настройка (создание) приложений;внедрение:тестирование;развитие.Онтология (от греч. «онтос» – сущее, «логос» – учение) – это точное (явное) описание концептуализации знаний, учение о сущем.Идентификация проблемной областиВ первую очередь определяется состав решаемых задач. Возможно создание узкоспециализированных систем по конкретным функциям управления: маркетинга, менеджмента, финансов. Разработка СУЗ может начинаться с отдельных областей, например с маркетинга, не требуя одновременной разработки всех необходимых онтологий и источников знаний. Для создания БЗ прецедентов требуется определить набор типовых бизнес-процессов, для которых будут отбираться прецеденты (например, разработка проектов, заключение договоров, проведение PR-акций). Центральное место в проектировании СУЗ занимает онтология, которая определяет и интегрирует все источники знаний. Требования разработки онтологий оформляются в виде спецификации требований (таблица). Предметная область Подбор и повышение квалификации персонала компании Назначение Онтология служит для обмена знаниями между депар-таментом управления и менеджерами проектов при отборе персонала. Используется для семантического поиска квали-фикационных характеристик для выполнения определенных видов работ Область значений Онтология содержит концепты (категории) управления пер-соналом. Концепты используемых квалификаций в техно-логиях рассматриваются детально Продолжение табл. Предметная область Подбор и повышение квалификации персонала компании Поддерживающие приложения Система управления квалификацией персонала в ИНТРАНЕТ-среде Источники знания Web-страницы департамента управления персоналомРуководство о развитии персоналаСпецификация продукции и технологийИнтервью с работниками департамента управления персо-налом и менеджерами проектов Концептуализация знаний с помощью онтологийНазначение онтологий – обеспечение возможностей:повышения интеллектуальности СУЗ на основе того, что остается неявным;стандартизации на основе описания целевого мира в виде словаря, разделения знаний между различными пользователями и компьютерными системами;систематизации знаний, позволяющей интегрировать разнородные источники знаний на базе единой многоаспектной таксономии, пред-ставляемой в общем словаре;снабжения необходимыми понятиями, отношениями и ограниче-ниями, которые используются как строительные блоки для создания конкретной модели решения задач;постепенного обобщения понятий конкретной проблемной об-ласти.Требования к проектированию онтологий знаний:ясность – четкая передача смысла введенных терминов (кон-цептов);согласованность – логическая непротиворечивость определений;расширяемость – возможность монотонного расширения и специали-зации без необходимости пересмотра уже существующих понятий;инвариантность к методам представления знаний;отражение только наиболее существенных предположений о модели-руемом мире.Онтологическое знание организуется на трех уровнях, в связи с чем выделяют онтологии:верхнего уровня (метаонтология);предметной области;задач.Метаонтология отражает такие общие понятия, как «сущность», «класс», «свойство», «значение», «типы данных», «типы отношений», «процесс», «событие». Определение общих категорий позволяет системе контролировать синтаксические конструкции понятий предметных и проблемных областей, которые идентифицирутся как наследники общих категорий.Онтология предметной области определяет набор понятий, ис-пользуемых при решении различных интеллектуальных задач и независимых от применяемого метода. При построении онтологии предметной области выявляются свойства и отношения понятий, строятся логические правила, расширяющие семантику модели предметной области.Онтология задач имеет дело с понятиями, описывающими методы преобразования объектов предметной области в процессе решения задач. Например, для задач обучения в качестве методов могут использоваться дедуктивный (от общего к частному), индуктивный (от частного к общему) и абдуктивный (от частного к частному). С помощью понятий, свойств и отношений описывается сущность используемых методов, устанавливается последовательность их выполнения. Введение онтологии задач позволяет расширить класс интеллектуальных задач, решаемых с помощью СУЗ, в частности перейти от простых поисковых задач к задаче конфигурации, когда система автоматически разбивает задачу на под-задачи, для каждой подзадачи выбирает метод решения, а для каждого метода – необходимые единицы предметных знаний. Такая СУЗ является не просто интеллектуальной информационно-поисковой системой, но и системой, которая планирует и генерирует решение задачи. В этом аспекте СУЗ должна обладать развитым механизмом вывода и по своей реализации сближается с классом ЭС, но на более развитой семанти-ческой основе. Формализация онтологического знанияВ основу формализации онтологий, с одной стороны, положены общепризнанные методы представления знаний (исчисление предикатов, семантические сети и фреймы), с другой  методы описания онто-логических знаний с помощью специальных семантических конструк-ций. В качестве языков представления онтологического знания исполь-зуются:языки, основанные на исчислении предикатов;HTML-подобные языки;XML-подобные языки.Языки, основанные на исчислении предикатов, построены на декларативной семантике и обеспечивают выражение произвольных логических предложений. С помощью этих языков хорошо представляется метазнание, что позволяет пользователю представлять знания в явном виде и разрешает пользователю применять новые конструкции представления знаний без изменения самого языка. Одним из таких языков является KIF, разработанный для обмена знаниями между различными программными агентами (ЛИСП-подобный язык).HTML-подобные языки (Hypertext Markup Language) – инструмент разметки гипертекста. С использованием HTML создано более 60 % ресурсов современного Интернета. Браузер – специальная клиентская программа, предназначенная для просмотра содержимого Web-узлов и отображения документов HTML. В качестве основы для описания онтологий и онтологического аннотирования текстов может выступать язык разметки данных HTML, дополненный специальными тегами (указателями). С помощью тегов происходит выделение семан-тических фрагментов текста, которые унифицированно интерпрети-руются семантическими анализаторами различных ПС. Языки данной группы позволяют описать объекты онтологии (концепты), отношения между ними и определить правила вывода. Основное назначение таких языков состоит в возможности описания онтологии, аннотирования необходимых Web-страниц концептами онтологии и дальнейшем осу-ществлении поиска данных Web-страниц с помощью специальной по-исковой машины.В качестве основы для XML-подобных языков выступает расширяемый язык разметки. В настоящее время существует около 20 различных языков, основанных на XML. Основным достоинством языка является то, что для работы с документами, подготовленными с помощью него, достаточно обычного интернет-браузера, т.е. не требуется никаких дополнительных средств. XML-документ представляет собой размеченное дерево. Структура XML описания обычного учебного курса приведена на рис. 8.2.Язык XML не обладает практически никакими возможностями в области представления онтологий. В нем отсутствуют специальные конструкции, позволяющие описать взаимоотношения между концептами онтологии, правила вывода. Он предназначен исключительно для представления данных. Язык RDF, представляющий расширение XML, позволяет описать концепты, отношения между ними, поддерживает иерархию концептов и их наследование, задает некоторые правила вывода. Базовыми строительными блоками в RDF является триплет «объект –атрибут – значение», часто записываемый в виде A (O, V), которыйчитается как «объект О имеет атрибут А со значением V». В семантической сети эту связь можно представить как ребро с меткой А, соединяющее два узла – О и V.Р ис. 8.2. Размеченное деревоВыбор ИС реализации СУЗ во многом определяется требуемой функциональностью использования СУЗ: информационным поиском в источниках знаний, коллективным решением задач, обучением и др. Для узкоспециализированных целей, ориентированных на поиск в интернет-ресурсах, применяются специализированные системы, например SHOE, которая обеспечивает аннотацию документов, сбор знаний в централи-зованную БЗ, выполнение поисковых запросов.Инструментальные средства должны обеспечивать выполнение двух основных групп функций: Создание и поддержание источников знаний: создание и поддержание онтологий;аннотирование источников знаний;подключение источников знаний;автоматическую рубрикацию и индексирование источников зна-ний; Доступ к источникам знаний: реализация запросов;навигация и просмотр;коммуникация пользователей;распространение знаний.Глава 9. Интеллектуальные информационные системыв условиях неопределенности и риска9.1. Понятие риска в системах поддержки принятий решений слабоструктурированных проблемЭкономические решения в зависимости от определенности воз-можных исходов или последствий рассматриваются в рамках трех моделей [16] выбора решения:в условиях определенности, если относительно каждого действия известно, что оно неизменно приводит к некоторому исходу;в ситуации риска, если каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем появление каждого исхода имеет вычисляемую или экспертно оцениваемую вероятность;при неопределенности, когда то или иное действие имеет своим следствием множество частных исходов, но их вероятности неиз-вестны.Вероятностные методы обеспечивают подходящие условия для принятия решения и содержательные гарантии качества выбора. При этом исходят из предположения, что суждения относительно значений, предпочтений и намерений представляют собой ценные абстракции человеческого опыта и их можно обрабатывать для принятия решений. В то время как суждения относительно правдоподобия событий квалифицируются вероятностями, суждения относительно желательности действий представляются понятиями. Байесовская методология рас-сматривает ожидаемую полезность U(d) как оценку качества решения d. В соответствии с этим, если мы можем выбрать либо действие d1, либо d2, вычисляем U(d1), U(d2) и выбираем действие, которое соответствует наибольшему значению. Семантика полезности состоит в том, чтобы описать риск.Под риском принято понимать вероятность (угрозу) утраты лицом или организацией части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной финансовой политики.Уровень риска – это объективная или субъективная вероятность возникновения потерь. Под объективной вероятностью понимается ко-личественная мера возможности наступления случайного события, по-лученная с помощью расчетов или опыта, позволяющая оценить веро-ятность выявления данного события. Субъективная вероятность пред-ставляет собой меру уверенности в истинности высказанного суждения и устанавливается экспертным путем.Уровни риска наиболее легко устанавливаются при помощи атрибутивных оценок типа «высокий», «средний», «небольшой». Разно-видностью атрибутивной оценки рисков является буквенная кодировка. При этом в порядке нарастания риска и падения надежности используются латинские буквы от А до D. AAA – самая высокая надежность;AA – очень высокая надежность;A – высокая надежность;…D – максимальный риск.Оценивать уровень риска можно, используя показатели бухгалтер-ской и статистической отчетности, в первую очередь КТЛ – коэффициент текущей ликвидности, который представляет собой соотношение ликвид-ных средств партнера и его долгов.В результате анализа ситуации строятся причинно-следственные диаграммы («дерево причин») и диаграммы зависимостей. Причинно-следственная диаграмма является формальным отображением структуры проблемной ситуации в виде иерархически незамкнутого графа, вер-шины которого соответствуют элементам проблемы, отражающим при-чины ее возникновения, а дуги – связям между ними. Связь элементов-подпроблем отображается в виде отношения «причина – следствие» (рис. 9.1). Рис. 9.1. Модель системы поддержки принятия решений: OLTR – средства складирования данных и оперативной обработки транзакций; OLAR – средства оперативной обработки информацииКорпоративная БД, организованная в виде ХД, заполняется ин-формацией с использованием технологий OLTR и OLAR. Для создания и реализации СППР слабоструктурированных проблем должны быть разработаны и адаптированы к ее условиям следующие методы и средства:система признаков для регистрации проблемных ситуаций;методы оценки степени критичности проблемных ситуаций;причинно-следственные диаграммы для диагностирования причин возникновения проблемных ситуаций;таблица принятия решений для формирования и выбора вариантов решений;методы прогнозирования результатов решений;модели функционирования предприятия и внешней среды.Наиболее распространенной формой выявления проблем с исполь-зованием технико-экономических показателей является сравнение их фактических величин с нормативными и средними значениями.Логический анализ проблем-причин, находящихся на нижних уровнях иерархии, показывает, что во многих случаях они позволяют сформировать варианты решения проблем более высокого уровня. Например, возможны следующие варианты решения проблемы снижения объемов производства и сбыта продукции:варьирование ценами;варьирование формами оплаты;снижение численности работающих;сокращение доли условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;сокращение сроков выполнения заказов;усиление службы маркетинга.Когда отсутствуют статистические данные, необходимые для расчета объективной вероятности риска, прибегают к субъективным оценкам, основанным на интуиции и опыте экспертов. Дж. Кейнс ввел понятие субъективной вероятности. В соответствии с принципом безразличия одинаково правдоподобные события или суждения долж-ны иметь одинаковую вероятность, что математически записывается так:А В ≡ Р(А) = Р(В),где

Рис. 10.1. Связь между видами знаний и формами их репрезентации



Группа текстологических методов объединяет методы извлечения знаний, основанные на изучении текстов. Задачу извлечения знаний из текстов можно сформулировать как понимание смысла текста. Сам текст на естественном языке является лишь проводником смысла, а замысел и знания автора лежат во вторичной структуре (смысловой структуре, или макроструктуре текста), настраиваемой над естественным текстом. При этом можно выделить две смысловые структуры (рис. 2.3):

М1 – смысл, который пытался заложить автор в текст, его модель
мира;

М2 – смысл, который постигает читатель, в данном случае когнитолог, в процессе интерпретации I (понимания) текста;

Т – результат вербализации V смысла М1.

Сложность процесса извлечения знаний из текста заключается в принципиальной невозможности совпадения знаний, образующих М1 и М2. Таким образом, два когнитолога извлекут из одного текста Т две различные модели.


Рис. 2.3. Схема извлечения знаний из специальных текстов
Сложность интерпретации научных и специальных текстов за-ключается еще и в том, что любой текст приобретает смысл только в контексте, т.е. в окружении, в которое «погружен» текст.
2.4. Методы извлечения глубинных знаний
Большинство методов извлечения знаний не затрагивают их глубинную структуру, а отражают лишь поверхностную составляющую знаний эксперта. Для извлечения глубинных пластов экспертного знания используют методы психосемантики – науки, возникшей на стыке когнитивной психологии, психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. Психосемантика исследует структуры сознания через моделирование индивидуальной системы знаний и выявление латентных структур сознания [5, 24].

  • Основным методом экспериментальной психосемантики является реконструкция субъективных семантических пространств. В отличие от лингвистических методов, которые направлены на анализ текстов, отчужденных от субъекта, его мотивов и замыслов, психолингвистические методы обращены непосредственно к испытуемому. Большинство из них связано с различными формами субъективного шкалирования. Перед испытуемым ставится задача оценить «сходство знаний» с помощью некоторой градуированной шкалы (0÷9). В результате исследователь получает численно представленные стандартизованные данные, поддаю-щиеся статистической обработке.


В основе построения семантических пространств, как правило, лежит статистическая процедура (факторный анализ, многомерное шкалиро-вание, кластерный анализ), позволяющая группировать ряд отдельных признаков описания в более емкие категории-факторы – построение концептов более высокого уровня абстракции. При геометрической интерпретации семантического пространства значение отдельного при-знака отображается как точка или вектор с заданными координатами внутри n-мерного пространства, координатами которого выступают выделенные факторы.

На основе получаемых методами психосемантики моделей можно проводить контроль знаний. Контроль структуры знаний проводится на основе сопоставления семантических пространств опытных специалистов и новичков. Степень согласованности семантических пространств будет показателем уровня знаний новичка.

Построение семантического пространства обычно включает три этапа:

  1. Выбор и применение соответствующего метода оценки семантического сходства.

  2. Построение структуры семантического пространства на основе математического анализа полученной матрицы сходства.

  3. Идентификация, интерпретация выделенных факторных структур.

Поиск смысловых эквивалентов для выделенных структур.

  • Многомерное шкалирование – это математический инструментарий, предназначенный для обработки данных о попарных сходствах, связях или отношениях между анализируемыми объектами с целью представления этих объектов в виде точек некоторого координатного пространства. При помощи многомерного шкалирования решаются задачи трех типов:

поиск и интерпретация латентных (скрытых) переменных, объясняющих заданную структуру попарных расстояний (связей);

верификация геометрической конфигурации системы анализируемых объектов в координатном пространстве латентных переменных;

сжатие исходного массива данных с минимальными потерями в их информативности.

В основе данного подхода лежит интерактивная процедура субъективного шкалирования. Эксперту предлагается оценить сходство между различными элементами с помощью некоторой градуированной шкалы (0÷9, –2÷+2). Мера близости между двумя объектами (i, j) – dij. Если dij такова, что большие значения соответствуют наиболее по-
хожим объектам, то

dij – мера сходства, в противном случае dij – мера различия.

Большинство методов извлечения знаний ориентировано на верхние вербальные уровни знания. Необходим косвенный метод, ориенти-рованный на выявление скрытых предпочтений практического опыта или операциональных составляющих опыта. Таким методом может служить метафорический подход. Метафора (от гр. «перенесение») – образное выражение, употребление слова в переносном смысле на основе сходства, сравнения. В настоящее время доказано:

метафора работает как фильтр, выделяющий посредством под-
бора адекватного объекта сравнения определенные свойства основного объекта;


метафора имеет целью не сообщить что-либо о данном объекте, т.е. ответить на вопрос «что это?», а призвать к определенному отношению
к нему, указать на некоторую парадигму (от гр. «пример, образец» – совокупность общепризнанных предпосылок, определяющих конкретное научное исследование), сигнализирующую о том, как следует вести себя по отношению к данному объекту;

объект сравнения выступает в метафоре не по своему прямому назначению («лев» не просто как представитель фауны, а как воплощение силы, ловкости, могущества.

Введение метафор – это некая игра, которая раскрепощает сознание эксперта и, как все игровые методики извлечения знаний, является хорошим катализатором трудоемких серий интервью с экспертом. Пример метафорической классификации языков программирования – мир животных (мир транспорта). При интерпретации удалось выявить такие латентные понятия и структуры, как «степень изощренности языка», «сила», «универсальность», «скорость». Полученные результаты в виде координатных пространств позволили выявить скрытые предпочтения экспертов и существенные характеристики объектов, выступающих в виде стимулов – «сила» языка С («слон»), скорость С++ («яхта»), «старо-модность» Фортрана («телега»).

Когнитивная психология – наука, изучающая то, как человек познает и воспринимает мир, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека. Среди методов когнитивной психологии особое место занимает метод репертуарных решеток. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которую заполняет либо сам испытуемый, либо экспери-ментатор в процессе обследования или беседы. Столбцу матрицы со-ответствует определенная группа объектов (элементов). В качестве элементов могут выступать люди, предметы, понятия, звуки, цвета – все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы
конструкты. Конструкт – признак или свойство, по которому два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов. Например, из трех элементов «диван», «кресло», «табурет» два элемента «диван», «кресло» выявляют конструкт «мягкость мебели». В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый элемент по каждому конструкту. Конструкты – не изолированные образования, они носят целостный характер. Элементы выбираются по определенным правилам так, чтобы они соответствовали какой-либо области и все вместе были связаны контекстуально, аналогично репертуару ролей в пьесе. Изменяя репертуар элементов, можно «настраивать» методики на выявление конструктов разных уровней общности, относящихся к разным системам. Репертуарная решетка не всегда является матрицей в строгом смысле, так как элементы – не обязательно числа, строки могут быть разной длины, матрица – непрямоугольного формата. Репертуарная решетка – это специфическая разновидность структурированного интервью. Анализ репертуарных решеток позволяет определить силу и направленность связей между конструктами респондента, выявить наиболее значимые (глубинные) конструкты, лежащие в основе конкретных оценок и от-ношений.
2.5. Интеллектуальный анализ данных
Методы интеллектуального анализа данных (ИАД), в частности технологии Data Mining (DM), в настоящее время широко применяются для решения задач извлечения знаний [23].

Интеллектуальный анализ данных – это процесс обнаружения в «сырых» данных неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний. При этом под «сырыми» понимается формат данных, не имеющий четкой спецификации и содержащий необработанные данные. В зарубежной литературе ИАД трактуется как Knowledge Discovery (KD) и DM. Под KD (обнаружением знаний) в БД понимается процесс идентификации достоверных, новых, потенциально полезных и хорошо интерпретируемых структур в данных, а под DM – этап процесса KD, состоящий в применении специфических алгоритмов порождения структур, извлеченных из БД. Английский термин «Data Mining» не имеет однозначного перевода на русский язык, поэтому используется в оригинале. Данное понятие приобрело высокую популярность в современной трактовке с первой половины 1990-х годов. До этого времени обработка и анализ данных осуществлялись в рамках прикладной статистики, при этом решались задачи обработки БД малой емкости.


В ИАД к обнаруживаемым знаниям предъявляются определенные требования:

ценность представляют новые, ранее неизвестные знания;

знания должны быть нетривиальными, отражать неочевидные, неожиданные закономерности, составляющие скрытые знания. Если знания могут быть получены более простыми методами, например на основе визуального анализа, то применение методов DM не оправдано;

знания должны быть доступными для интерпретации.

Процесс ИАД включает четыре основных этапа. На первом этапе аналитиком формулируется постановка задачи, на втором осуществляется подготовка данных для анализа, на третьем проводится анализ данных с помощью DM, а на четвертом осуществляется извлечение знаний, т.е. верификация и интерпретация полученных результатов. К основным задачам ИАД относятся классификация, кластеризация, регрессионный анализ, прогнозирование, поиск ассоциативных связей, анализ после-довательностей, анализ отклонений, оценивание и анализ связей.

Задача классификации заключается в том, что для каждого варианта определяется категория, или класс, к которому он принадлежит. Кластеризация заключается в делении множества объектов на группы (кластеры) схожих по параметрам. При этом, в отличие от класс-сификации, число кластеров и их характеристики не известны заранее, а определяются в ходе решения задачи исходя из степени близости объединяемых объектов по совокупности параметров. Задача ре-грессионного анализа состоит в структурно-параметрической иден-тификации модели между зависимой переменной (откликом) и неза-висимыми переменными (регрессорами), отражающей их причинно-следственную связь. При этом структура модели может быть линейной или нелинейной, аддитивной или мультипликативной. Если рассматривается недоопределенная задача регрессионного анализа (объем выборки меньше числа оцениваемых параметров), используются методы эвристической самоорганизации. Задача прогнозирования одномерных или многомерных временных рядов состоит в определении их значений на период упреждения. Поиск ассоциативных связей заключается в выявлелении часто встречающихся наборов объектов среди множества подобных наборов. Целью анализа последовательностей является обнаружение закономерностей в последовательностях событий, благодаря чему можно, например, предупредить сбой в работе информационной системы, получив сигнал о наступлении события, часто предшествующего сбою подобного типа.