Файл: Рабочая программа по ручному труду на 20192020 учебный год для учащихся 7 класса составлена на основе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка



Адаптированная рабочая программа по ручному труду на 2019-2020 учебный год для учащихся 7 класса составлена на основе :

- Федерального закона об образовании;

- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ;

- Типового положения о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г.;

- Нормативно- правовых документов ГКОУ специальной (коррекционная) школы № 9.

-Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
В качестве базовой основы при создании адаптированной программы для детей с умеренной умственной отсталостью взята программа ручной труд 6-9 кл.» (авторы: Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Платонова Н.М.)
I УРОВЕНЬ.

Учащиеся:

  • успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения,

  • задания выполняют самостоятельно;

  • не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания;

  • правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу;

  • умеют объяснять свои действия словами, что свидетельствует о сознательном усвоении программного материала;

  • умеют обобщать на определенном уровне свои знания и успешно применять их на практике.

  • На уроках трудового обучения учащиеся I уровня:

  • не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями:

  • при анализе образца (рисунка, чертежа) придерживаются определенной последовательности, дают полные, точные характеристики, в которых указы­ваются конструктивные особенности изделия;

  • в процессе обучения планированию умеют определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда, могут рассказать план работы и обосновать его;

  • легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических карт; могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы (самостоятельно анализировать свою деятель­ность);

  • помощь учителя используют достаточно эффективно;

  • приобретенные знания, умения, навыки, как правило, не теряют и могут их применять при выполнении аналогичного и сравнительно нового задания.

  • Затруднения, которые испытывают учащиеся I уровня на уроках труда:

  • в ориентировке и планировании своей работы при изучении нового материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий.



II УРОВЕНЬ.

  • Учащиеся: Пискунов Артем, Мазепова Алена, Мерзляков Александр.

  • понимают фронтальное объяснение учителя;

  • неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии;

  • нуждаются в активизирующей и организующей помощи учителя при самостоятельном выполнении всех видов работ;

  • способны выполнить некоторый перенос знаний в новые условия;

  • способны объяснить свои действия, но не достаточно точно, с меньшей степенью обобщенности.

  • На уроках трудового обучения учащиеся II уровня:

  • умеют ориентироваться в задании и планировать его;

  • изделия, близкие по конструкции и плану работы, выполняют самостоятельно и правильно;

  • способны дать словесные отчеты о своей работе, что говорит об осо­знании ими порядка действий;

  • успешно применяют имеющиеся знания, умения, навыки при выполнении новых изделий (видов работ);

  • способны принимать помощь учителя.




  • Затруднения, которые испытывают учащиеся II уровня на уроках труда:

  • при нахождении той или иной особенности объекта (изделия, чертежа);

  • в заготовках, разверстках, взаиморасположении отдельных деталей объекта разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращают­ся за помощью к учителю.


III УРОВЕНЬ.

  • Учащиеся: Брюханова Екатерина, Козырева Юлия, Соколова Любовь, Сальникова Марина, Матвеенко Александр.

  • с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической);

  • не достаточно осознают вновь сообщаемый им материал (правила, теоре­тические сведения, факты);

  • с трудом определяют главное в изучаемом, устанавливают логическую связь частей, отделяют второстепенное;

  • с трудом понимают новый материал во время фронтальных занятий, нуж­даются в дополнительном объяснении;

  • отличаются низкой степенью самостоятельности;

  • низкий темп усвоения теоретического и практического материала;

  • в основном не теряют приобретенные знания, умения, навыки, могут их применять при выполнении аналогичного задания;

  • способны обобщать на низком уровне;

  • способны принимать помощь учителя.

  • На уроках трудового обучения учащиеся III уровня:

  • испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании;

  • не способны представить полный и точный образ конечного результата работы;

  • не замечают ошибок в своем изделии (работе), т.к. контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, изделия, объекта);

  • способны составить план своей деятельности (работы), но допускают пропуски, перестановки ;

  • с трудом усваивают технические и технологические знания, умения, на­выки, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию;

  • испытывают сложности в осуществлении общетрудовых умений при выпол­нении нового задания (работы);

  • с трудом применяют имеющиеся знания, умения, навыки при выполнении аналогичных и новых изделий (видов работы);

  • способны принимать помощь учителя, но в ряде случаев проявляется тенденция к неадекватному переносу.





  • Затруднения, которые испытывают учащиеся III уровня на уроках тру­да:

  • при запоминании и осмыслении логики действий;

  • при ориентировке в задании и планировании;

  • при планировании предстоящих трудовых действий;

  • при выполнении аналогичного задания;

  • при анализе качеств нового изделия (объекта);

  • в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия (объекта).


IV УРОВЕНЬ.

  • Учащиеся: Богомолова Татьяна, Федотов Денис.

  • овладевают учебным и программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне;

  • нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении до­полнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках со стороны учителя во время выполнения работ;

  • требуется четкое, неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания;

  • не видят своих ошибок в работе, им требуются конкретные указания на них и объяснение к исправлению;

  • каждое последующее задание воспринимают как новое;

  • знания усваивают чисто механически, быстро забывают приобретенные знания, умения, навыки;

  • могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предла­гается программой вспомогательной школы;

  • помощь учителя способны принимать на предметно-практическом и наглядном уровнях (словесно-логическая помощь им не доступна).

  • На уроках трудового обучения учащиеся IV уровня:

  • испытывают большие трудности при планировании и изготовлении объектов (изделий);

  • неадекватно переносят ранее известные знания, умения, навыки в новые условия;

  • составляют план и выполняют не предъявляемое изделие (объект, работа), а то, которое изготавливали на предыдущих уроках;

  • имеют искаженное представление об изделии (объекте), но оно преодоле­вается после неоднократной помощи учителя;

  • не соблюдают последовательность анализа, давая устную характеристику объекта (изделия), называют несущественные признаки, не указывают прост­ранственных характеристик изделия (объекта);

  • в ходе практической деятельности ни могут найти верного решения;

  • "застревают" на одних и тех же действиях;

  • в предметно-операционных планах и технологических картах разбирают­ся только с помощью учителя, при этом не руководствуются ими во время выполнения изделий;

  • способны принимать помощь учителя на предметно-практическом наг­лядном уровнях.

  • Затруднения, которые испытывают учащиеся IV уровня на уроках тру­да:

  • при запоминании и осмыслении логики действий;

  • при ориентировке в задании и планировании;

  • при планировании предстоящих трудовых действий;

  • при выполнении аналогичного задания;

  • при использовании своего прошлого опыта в знаниях и умениях (им это не доступно);

  • при устной характеристике объекта (изделия);

  • на всех этапах своей практической деятельности;

  • в осуществлении общетрудовых умений при выполнении аналогичного изделия (объекта).


Следует отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения, учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше.

Цель программы: привитие социальных навыков, практическая подготовка подростков, с выраженным недоразвитием интеллекта, к самостоятельной жизни и доступную степень самостоятельности в трудовой деятельности.

Задачи:

1. Формирование умений и положительной мотивации к трудовой деятельности.

2. Формирование знаний о материалах, их свойствах, применении.

3. Формирование минимальных творческих способностей.

4. развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез сравнение, обобщение).

5. Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Место учебного предмета в учебном плане


Преподавание учебного предмета взаимосвязано с содержанием учебных предметов других предметных областей:

  • с изобразительным искусством - композиционное расположением изображения на плоскости, название цветов материалов, предметов, подбор гармоничного содержания цветов, украшения изделий, выполнение графических упражнений для подготовки рук к работе ножницами и др.

  • с речевой практикой - выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях, восприятие стихов, сказок, ответы на вопросы учителя, соотнесение речи и изображения.

  • с математикой - определение свойств предметов: цвет, форма, размер (величина),назначение; сравнение предметов по размеру; работа с геометрическими фигурами; положение предметов в пространстве, на плоскости.

  • с предметом «Мир природы и человека», где формируются представления о явлениях и объектах природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Полученные знания закрепляются на уроках ручного труда.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты

Учащиеся получат возможность для:

-овладения приёмами разметки деталей на заготовке (разметка по шаблону, разметка с помощью измерительной линейки, разметка с помощью угольника, разметка окружности с помощью циркуля, разметка деталей на ткани);

-овладения приёмами выделения деталей изделия из заготовки (резание ножницами по короткой прямой, резание ножницами по длинной прямой, резание ножницами по кривой, использование рациональных приёмов резания (вырезание симметричных деталей, тиражирование) разрывание по линии сгиба, резание по линии разметки);

  • овладения способами формообразования изделия (придание формы сминанием заготовки, складывание из бумаги (сгибание), скручивание бумаги, скручивание ткани);

-овладения способами сборки изделия (склеивание деталей, наклеивание деталей на основу, сшивание деталей строчкой прямого стежка, сшивание деталей строчкой косого стежка, сшивание деталей строчкой петлеобразного стежка);