Файл: Тема Английская классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо) Вопрос 1 в решении каких теоретических вопросов А. Смит продвинулся дальше своих предшественников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 5

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание №1

Тема 4. Английская классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо)

Вопрос №1:В решении каких теоретических вопросов А. Смит продвинулся дальше своих предшественников?

Ответ:

А. Смит продвинулся в экономических исследованиях намного дальше и глубже всех своих предшественников: идеи экономического либерализма, минимального вмешательства в экономику, в рыночное саморегулирование актуальны в современной экономической теории. Принцип «невидимой руки» Смита и его девиз проведения экономической политики: «...пусть все идет само собой, естественным образом, без принуждения» не отрицает важной роли государства в жизни общества. Наоборот, именно государство, выполняя ряд функций, связанных с поддержанием порядка, справедливости, охраной имущества граждан, обеспечивает режим естественной свободы. А. Смит не был склонен к крайнему либерализму, общественное хозяйство не сможет нормально развиваться, считает он, если население не уверено в способности государства защищать частную собственность и обеспечить соблюдение законов. В связи с этим он сформулировал основные правила налогообложения: пропорциональность, минимальность, определенность, удобство для плательщика, пользующиеся популярностью и в настоящее время.

Практическое задание №2

Тема 5. Экономические учения периода разложения классической школы Мальтус, Сэй)

Вопрос №1. Каковы основные факторы производства по теории Cэя ? Какой фактор добавился к ним в ХХ веке?
Ответ:

Существуют три фактора производства; труд, капитал и природа (земля). Каждый из них оказывает в процессе производства "производительную услугу", за которую (за исключением услуг, оказываемых природою безвозмездно, владелец каждого фактора производства получает вознаграждение или доход (заработную плату, процент и ренту). Вознаграждение это берется из стоимости продукта: каждый из названных владельцев получает долю стоимости, созданную принадлежащим ему фактором производства. Труд создает заработную плату (т.е. долю стоимости продукта
, равную заработной плате), капитал - процент и земля - ренту. Сумма всех этих трех доходов, сложенных вместе, определяет величину стоимости всего продукта. Прибыль предстает в трактовке Сэя как естественное порождение капитала, а рента - естественное порождение земли. Эта концепция отрицает всякого рода эксплуатацию и изображает экономический процесс как гармоническое сотрудничество равноправных факторов производства.

Теория трех факторов производства сыграла в развитии науки большую роль: 1) были определены основные факторы производства (экономические ресурсы);

2) появилась еще одна оригинальная теория стоимости;

3) послужила основанием для развития так называемого факторного анализа. Проблема соединения элементов природы, овеществленного и живого труда часто встречается в современных экономических исследованиях.

Смысл факторного анализа - в отыскании наиболее выгодной комбинации капитала и труда (земля в расчет не принимается) для тех или иных конкретных случаев. Наиболее известным примером этого анализа является функция Кобба-Дугласа, названная по имени американских экономистов 20-х годов XX в. В дальнейшем многие ученые пытались развить и усовершенствовать функцию Кобба-Дугласа, ввести в нее динамические элементы (особенно технический прогресс). Исследованиями в этом направлении занимался голландский экономист Ян Тинберген, который первым в 1969 г. получил Нобелевскую премию по экономике.

Практическое задание №3

Тема 9. Кейнсианство и его эволюция


Вопрос № 1.Почему кейнсианскую теорию называют теорией эффективного спроса?
Ответ:

Спрос на труд определяется спросом на конечный продукт этого труда (продать можно только то, на что есть спрос). Чем выше спрос на продукт труда, тем выше спрос на труд, который его производит.

Спрос на труд - это та цена, которую предприниматель согласен уплатить за него (например, за час труда). Количество покупаемых часов и цена часа труда определяют уровень занятости.

Если произошло снижение спроса, допустим, на потребительские товары, то, по Кейнсу, не заработная плата снижается, а выпуск сокращается. А так как сократилось производство, то образовалась избыточная занятость. Часть рабочих подлежит увольнению. За счет этого (выросла безработица!), а не за счет снижения заработной платы восстанавливается равновесие. Общее сокращение заработной платы приводит к сокращению совокупного спроса на товары.



Следует иметь в виду, что заработная плата - категория «двузначная»: с одной стороны, это издержки, с другой - это часть доходов (и расходов). Падение заработной платы ведет к падению доходов работников. Снижается спрос на товары; сокращается потребность в денежной массе (М); падает норма процента.

Кейнс пришел к выводу, что уровень занятости и производства национального дохода, его динамика определяются не факторами предложения (размерами применяемого труда, капитала, их производительностью), а факторами платежеспособного спроса. Проблему спроса Кейнс поставил в центр своего исследования. Его теорию называют теорией эффективного спроса.
Практическое задание №4

Тема 11. Экономическая мысль в России в Х1Х-ХХ вв.

Вопрос №2 В чем заключается вклад Н.Д. Кондратьева в отечественную и мировую экономическую науку?
Ответ:

В период НЭПа Кондратьев выдвинул идею «тесной связи» и «равновесия» аграрного и индустриального секторов. Он писал, что лишь «здоровый рост сельского хозяйства предполагает… мощное развитие индустрии». Эффективный аграрный сектор способен обеспечить подъем всей экономики. Он выступал за свободное развитие рыночных отношений в деревне, был противником государственной монополии в торговле, протестовал против борьбы с кулачеством, огульного занесения всех «сильных слоев деревни» в состав кулачества. Кондратьев ориентировался на массовый подъем высокотоварных хозяйств.

Наряду с теоретическими изысканиями Кондратьеву принадлежит заслуга непосредственного участия в составлении первых планов. Кондратьев и возглавляемый им Конъюнктурный институт работали над созданием макроэкономической теории планирования и прогнозирования. Изучалась динамика цен, индексы объемов производства и другие показатели, с помощью которых характеризовались тенденции рыночной экономики. Для него рынок выступал в качестве связующего звена между национализированным, кооперативным и частным секторами, а также как важный источник хозяйственной информации. Предназначение же народнохозяйственного плана ученый видел в том, чтобы обеспечить более быстрый, чем при само- предельном развитии, темп роста производительных сил. Заслуга Кондратьева заключалась в том, что он разработал довольно стройную концепцию научного планирования, сознательного воздействия на экономику. В конце 20-х гг. он
подошел к концепции индикативного планирования, которая была реализована во многих странах Запада после второй мировой войны.

Мировой науке Кондратьев известен, прежде всего, как автор больших циклов хозяйственной конъюнктуры, или длинных волн.