ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками

Тема:Осень

Возрастная группа: 5-6 лет.

Формы работы с детьми:

Форма организации: групповая, малые группы

Предварительная работа:

  • наблюдение в природе

  • беседы с рассматриванием иллюстраций

  • подвижные игры «Пчелка», «Что на дереве созрело», «Урожай собирай»

  • дидактические игры: «В огороде, на клумбе, в лесу и в саду(лото)», «Угадай по описанию»

  • сюжетно-ролевые игры

Средства:

  • схема с изображением растений

  • конспект

  • фонограмма музыки Чайковского «Сентябрь»

  • карандаши, фломастеры

  • картинки с различными видами растений

  • семена разных растений (деревьев, кустарников, травянистых многолетних и однолетних)

  • подносы с плодами овощей, фруктов, семян

Цель: актуализировать раннее полученные знания, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная (рисование), двигательная.

Задачи:

  • Образовательные: формировать и обобщать представления о разных видах растений и их семян, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения в природе, продолжать формировать экологическую грамотность.

  • Развивающие: творческую и познавательную активность, любознательность, развить умения детей работать в группе сверстников, развивать грамматический строй речи.

  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, целенаправленность; содействовать развитию эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Этапы 
(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Актуализация знаний (1 этап)

Традиционное приветствие

Ты мой друг и я твой друг становись скорее в круг, в лево в право поклонитесь за руки скорей возьмитесь.


Эмоционально настраивает детей на содержательное общение



Выполняют действия по словам


Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Дети  вспомнили различные виды транспорта

Мотивация (2 этап)

Интересно, что сегодня удивительного приготовил сундучок сюрпризов

Какие интересные картинки, что бы это значило

Осень.

Солнце холодней

Улетают птицы

И все меньше ясных дней

Первый лист кружится

Тучи темною толпой

По небу спешат

Лес как будто золотой

И полно опят

А в сундуке еще что-то лежит

Расскажите что это

какой он
Сыграем в игру Ну-ка свинка не ленись а початком запасись

Поощряет детей к высказыванию

 Открывает сундучок

Достает зашифровано стихотворение

Прикрепляет картинку к мольберту,

Вместе расшифровывают стихотворение

Презентует кукурузный початок. Предлагает рассказать какой он

Предлагает поиграть.

Заинтересовываются, подходят поближе к сундучку

Рассказывают

 

Высказываются несколько человек

Расшифровывают стихотворение

Говорят, что это,

описывают его

Участвуют в игровом действии

Проявление инициативности в  общении со взрослым

Эмоциональная разрядка во время игры

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное принятие решения

Введение новых знаний (3 этап)

А сейчас я предлагаю начать работу в наших мини-лабораториях

Посмотрите, на столах я приготовила разрезанные яблоки, груши. Чем они похожи и чем различаются? У всех ли есть семена? Одинаковы ли они по цвету и запаху, вкусу? Что произойдет если кусочки этих фруктов положить на бумажную или полотняную салфетку? Остается мокрый след,. Какой сок получится из груш, яблок, дыни, арбуза, персика, апельсина? Игра “Определи на вкус” Послушайте, про что я хочу вам рассказать…

Умеете ли вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно.

Они растут на ветке

В моем большом саду,

К осени поспеют, и я их соберу.

В них много витаминов,

Полезны и вкусны,

Сочные и сладкие, отгадай кто мы? (Фрукты).

Как на нашей грядке, выросли загадки.

Зеленые и красные,

Кислые и сладкие,

Скоро в огород пойдем,

Урожай весь соберем..

Что это за загадки такие выросли на грядке? (Овощи).
Я предлагая вынуть семена из мякоти плодов,

Рассмотреть их через лупу

распределить семена по форме

По размеру

Создайте коллекции семян

1 - группа – деревья

2 – группа кустарники

3 - группа цветы и травы

4 – группа овощи и фрукты

Предлагает занять места по желанию

Наблюдает за детьми во время выполнения задания поддерживает инициативу воспитанников предоставляет возможность для сотрудничества
Загадывает


Инициирует поиск ответов самих детей



Расходятся по группам

Рассматривают

высказывают предположение и проводят опыт. делают вывод, что в них есть вода или сок

Отвечают полным предложением

Слушают

Отгадывают
Работают за столами
Классифицируют
Составляют по схемам
Ищут отличия, сравнивают по форме, структуре поверхности зарисовывают Составляют рассказ

Группируют семена

Деревья, кусты, цветы, трава

Умение работать в подгруппе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности

Умение работать по инструкции педагога, по схеме

Умение анализировать, выделяя признаки предмета, Умение самостоятельно находить способы решения. Проявление творчества

Подведение итогов (4 этап)




Инициирует общее обсуждение
Поощряет детей к высказыванию

 Анализируют результаты собственных действий. Делают выводы, умозаключения.

Демонстрация готовых работ Готовность рассказать о способе решения задачи.

Открытый конец (5 этап)

А сейчас у желающих есть возможность продолжить своё изучение и рассматривание созданной коллекции

Предоставляет возможность выбора, самостоятельно или вместе принять участие в других видах деятельности или закончить работу в своём центре

По желанию работают в центрах

Проявляют интерес к работе в познавательном центре по изученной теме


 

Экологическая обстановка нашей планеты неблагоприятна, поэтому надо научить будущее поколение быть внимательными и бережными к природе, любить, охранять и беречь ее.

Недополучение положительных эмоций в общении с природой накладывает свой отпечаток на здоровье, нравственное воспитание детей.

Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, показать развитие растений на различных этапах.

Задачи: Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, вызывать интерес к исследовательской деятельности

Ожидаемый результат: увидеть конечный результат, полученный путем эксперимента, достижение положительных эмоций.

Участники проекта: Воспитатель, дети.

Направление работы: Исследовательская.

Внутренние связи: Дети старшего дошкольного возраста.

Формы работы: Опыт, наблюдение, рассматривание, ухаживание, полив, пересадка.

Предварительная работа: Предложить детям рассмотреть семена подсолнечника, фасоли, гороха, помидор, огурцов. Разделить их по видам, пополам, одни семена замочить, в разных баночка или емкостях, постоянно подливая воду, другие же остаются сухими. Поместить их на окно или в уголок природы, где много света. Через несколько дней семена в первой банке начнут прорастать, а без воды нет. Дети делаю вывод, что им нужна вода, свет. Затем проводится следующий эксперимент, набухшие семена, делят одни ставят опять же на подоконник где тепло, а вторые убирают в холодное место. Через несколько дней дети видят, что семена которые находились в тепле проросли и у них появляются корешки и стебелек, а у других нет никаких изменений. Вывод семенам нужно ещё и тепло.

Предложить детям рассмотреть проросшие семена, сравнить их с не проросшими. Что изменилось? Какими они стали? Похожи ли они друг на друга? Предложить посадить семена в разные прозрачные горшочки. В каких горшочках появятся всходы быстрей? Как вы думаете, семена проросли, у них появился корешок, стебелек, что происходит с семечком? (Оно растет, так же как и мы). Значит оно живое? Если оно растет, пьет воду, ему нужно тепло? (Да, оно живое). Если оно живое значит, оно должно дышать? Как можно узнать дышит растение или нет? (Высказывание детей, если они не знают предложить им прикрыть всходы маленькими банчками, баночка была сухая и чистая, а через некоторое время она покроется испарением внутри, растение дышит). Дети фиксируют наблюдение, делая зарисовки каждый в свой блокнотик: как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы. Пока идет процесс роста посаженных семя предложить детям с помощью родителей в течение недели собирать дома различные семена фруктов, овощей, ягод, которые они ели дома. А также семена злаков из которых делают каши. Если дома есть желуди или каштаны, шишки можно предложить принести их в детский сад. Все это

размещается в коробке в маленьких ячейках, или полителеновых пакетиках.

Ход занятия

Умеете ли вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно.

Они растут на ветке

В моем большом саду,

К осени поспеют, и я их соберу.

В них много витаминов,

Полезны и вкусны,

Сочные и сладкие, отгадай кто мы? (Фрукты).

Предложить детям разрезанные яблоки, груши. Чем они похожи и чем различаются? У всех ли есть семена? Одинаковы ли они по цвету и запаху, вкусу? Что произойдет если кусочки этих фруктов положить на бумажную или полотняную салфетку? (Дети высказывают предположение и проводят опыт.) Остается мокрый след, делают вывод, что в них есть вода или сок. Какой сок получится из груш, яблок, дыни, арбуза, персика, апельсина? Игра “Определи на вкус” Послушайте, про что я хочу вам рассказать…

Как на нашей грядке, выросли загадки.

Зеленые и красные,

Кислые и сладкие,

Скоро в огород пойдем,

Урожай весь соберем..

Что это за загадки такие выросли на грядке? (Овощи).

Предложить внимательно рассмотреть овощи, что у них есть? Из чего они состоят? Сверху семена покрыты кожицей или плотной кожурой, затем мякоть в ней есть семена. Какую часть можно употреблять в пищу? (Вкусную, сочную мякоть, семена надо удалить). Чем овощи и фрукты похожи и чем отличаются? Предложить положить овощи на салфетки, что получилось? Что у овощей лучше всего употреблять в пищу? А у фруктов? (Тоже лучше всего мякоть). Можно ли из овощей делать соки также как и из фруктов? Как эти соки будут называться?

Наливное, сладкое

С яблони упало –

Бок себе помяло.

Поскорей сорви ты с ветки

Грушу, что полезна всем

Она лучше, чем конфетка, и не кислая совсем.

С жёлтой кожицей лимон

Витаминов полон он.

В чай добавь его скорей –

Станешь выглядеть бодрей.

Жёлто-красный абрикос –

Он в саду на юге рос.

Будем пить мы круглый год.

Абрикосовый компот.

Принесли из магазина

Фруктов целую корзину,

В ней для Саши и для Зины

Золотые ….. апельсины.

Персик сочный, ароматный;

Южным солнцем он согрет.

Сладок вкус его приятный,

В яркий бархат он одет.

Сами сеяли горох,

Урожая ждали.

Чтоб горох наш не засох,

Землю поливали.

На грядке в теплый солнечный денек

Лежал и грелся толстый кабачок.

И было жалко мне его срывать,

Но нельзя ему на грядке зимовать.

В огороде рос хрустящий

Наш зеленый молодец

Этот овощ настоящий


Длинный, сладкий …. огурец.

Всем известен тот сеньор,

Он растет в теплице.

Краснощекий помидор

Важный, круглолицый.

Овощ это или фрукт –

Я не знаю даже.

Может кто-то из ребят

Мне ответ подскажет?

Ярко-жёлтый или рыжий?

Рассмотри его поближе,

Но не пробуй приподнять –

Весит килограммов пять.

Тыквы семечки вкусны.

Она хранится до весны.

Эту тыкву мама ваша

В пшенную добавит кашу.

Предложить вынуть семена и рассмотреть их через лупу. Какие семена на ощупь? Постараться раскрыть семена руками, какое из семян удастся раскрыть? (Дети говорят, что они твердые, покрыты прочной кожурой). У всех ли семян кожура одного цвета? Дети рассматривают разрезанные семена фруктов и овощей, которые можно разрезать. Почему мы не можем разрезать Семены помидора? Оно мелкое и тонкое. Объяснить детям, почему кожура семян такая толстая, там прячется будущее растение только оно такое крошечное, что его трудно рассмотреть. А кожица сохраняет его, не дает высохнуть. Вспомните, как мы наблюдали за проросшими семенами, что сначала появилось, что происходило потом. Идет обсуждение результатов по проращиванию семян. Дети делают вывод: что для растений нужно тепло вода, свет и любовь. Обратить внимание детей что семена, которые мы с вами собирали все разные; попадаются очень крупные и очень мелкие, с толстой оболочкой и нежной кожицей, они разные по форме. Можно предложить детям классифицировать семена на основе сравнений и выделенных признаков. Для каждой группы семян может быть применен свой признак объединения. Например, могут быть созданы коллекции гладких (шершавых), крупных (мелких), светлых (темных), съедобных (несъедобных) семян и т.д. Игра

“ Разложим по величине”. Дети раскладывают семена по величине. От самого маленького к самому крупному, от самого гладкого к самому шершавому. (формируется коллекции: семена деревьев, кустарников, травянистых растений (цветов))

Заполни таблицу







Что погибает зимой, зарисуй

В конце занятия предложить детям сделать обобщение: у всех растений есть семена. Семена бывают разными; большими и маленькими, гладкими и шершавыми, разными по форме. Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли нужно быть очень аккуратным при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать и разговаривать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодам, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и не коем случае не обижать.






Алгоритм оформления конспекта НОД в соответствии с ФГОС ДО

Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: Конспект непосредственной образовательной деятельности по (Область) на тему: «……………..» для детей старшего дошкольного возраста.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора и его должность, № группы.

Внизу титульного листа, посередине пишется город, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель?

Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п.

Цель и задачи занятия заменяют программное содержание.

Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:

1. Обучающие задачи (пишется, чему детей будем обучить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д.

2. Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).

3. Воспитывающие задачи (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (Беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.)