Файл: Б. 1 Гражданское общество.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возникновение, изменение, прекращение правовых отношений могут быть связаны как с юридическими предпосылками, так и с юридическими фактами.

Юридический факт – обстоятельства, служащие основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений.

Выделят 2 группы, с которыми закон связывает наступление юридических последствий:
  • 1   2   3   4


События - юридически значимые факты, которые не зависят от воли человека (естественная смерть человека ведет к возникновению правоотношений, связанных с наследством).

  • Действия - юридически факты, наступление которых зависит от воли человека:

    - правомерные действия – не нарушают правовых норм и предписаний (договор купли-продажи);

    - неправомерные действия – нарушают закон (уголовные преступления).

    Б. – 10 Правонарушения
    Правонарушения - это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам  права и наносящее вред обществу, государству, отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

    Основные признаки правонарушения:
     1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается:

    • в действии (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);

    • в бездействии, т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд, неоказание своевременной помощи).

    2)  это такое поведение человека, которое противоречит нормам права. Правонарушение посягает на интересы других лиц, находящихся под защитой;

    3) это виновное деяние субъектов права в виде умысла либо неосторожности.

    4) это поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданину. Оно наносит вред политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, интересам организаций;

    5) это общественно опасное деяние, так как ставит под угрозу нормальное развитие и функционирование отношений в обществе;

    6) правонарушение всегда порождает вредоносные последствия, т.к. наносит вред интересам личности, общества и государства.
    Правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.

    Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида:

    • проступки;

    • преступления.

    Проступки - это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе.



    Они бывают:

    • дисциплинарные;

    • административные;

    • гражданские правонарушения.  

    Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

    Признаки преступления:

    • противоправность деяния,

    • особая общественная опасность,

    • виновность и наказуемость.

    Виды преступления:

    • преступления против личности (убийство, побои, клевета, истязание, вовлечение несовершеннолетних в преступление и др.),

    • преступление в сфере экономики (кража, грабеж, разбой, контрабанда, вымогательство и др.),

    • преступления против общественной безопасности и порядка (терроризм, массовые беспорядки, пиратство, вандализм и др.),

    • преступления против государственной власти.

    Самостоятельный вид правонарушений образуют действия гос. органов , уполномоченных на издание правовых актов, когда они противоречат требованиям закона.


    Б. – 11 Политические партии и движения

    Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

    Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая целью завоевание государственной власти или участие в её осуществлении.

    Признаки партии:

    1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

    2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

    3) фиксированное членство;

    4) разветвленная сеть первичных местных организаций.

    Партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

    Функции партии:

    - выявление и выражение интересов различных групп общества

    - посредничество между государством и обществом

    - участие в борьбе за политическую власть

    - стабилизация политической системы (или ее перестройка)


    - выражение определенной идеологии

    - теоретическая разработка программы развития общества

    - формирование политической элиты, выявление политических лидеров

    - социализация личности

    Виды партий:

    • кадровые и массовые.Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

    • правящие и оппозиционные– в зависимости от участия в осуществлении политической власти. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);

    • открытые (со свободным членством) и закрытые(с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

    • революционные(выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные(выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений

    левые(коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся);

    правые(партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть);

    центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).
    Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.
    В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13).Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но нельзя сказать о стабильности партийной системы.


    Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
    Типы партийных систем


    Однопартийная система

    - в обществе функционирует одна партия;

    - формируется при авторитарных и тоталитарных режимах;

    - идеологическая жизнь зависит от одной партии, она целиком определяет деятельность и политическую активность партий (народных фронтов национальных и других общностей)

    Двухпартийная

    - в обществе существует две сильные партии, которые периодически приходят к власти (в результате выборов, например, республиканская и демократическая партии в США);

    - другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти;

    - формируется в экономически развитых странах и базируется на мажоритарной избирательной системе

    Многопартийная

    - в обществе существует конкуренция между многими партиями, не имеющими достаточных преимуществ перед другими;

    - из-за раздробленности политических сил образуются партийные блоки (Франция) и партийные блоки (Нидерланды, Финляндия);

    - формируется в развитых демократических обществах, где высокий уровень экономического развития, соблюдение прав и свобод граждан, наличие мощного среднего класса;

    - складывается при пропорциональной избирательной системе;

    - В Японии, Швеции, Дании установилась многопартийная система с одной доминирующей партией (в выборах принимают участие 4 – 5 партий, где 1 – доминирующая – 30 – 50 % голосов)


    Политические движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности интересов.

    В современном мире существуют разные демократические движения:

    • за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

    • за землю и социальные права крестьян;

    • антивоенные, антиядерные;

    • за новый экономический порядок (антиглобализм);

    • экологические;

    • против расовой и национальной дискриминации;

    • молодежные, женские, студенческие.

    Отличительные признаки политических движений:

    1. стремление к воздействию на власть в нужном для них направлении;

    2. добровольное членство, либо нет процедур, связанных со членством;

    3. не имеют строгой иерархии, т.е. четкого распределения между центром и периферией;

    4. ориентированы на выражение частных интересов той или иной группы людей.

    Виды движений: социально-политические, экологические, экономические, антивоенные, революционные, реформистские, консервативные, левые, правые, центристские.


    Б. – 12 Источники права. Правовые акты.

    Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облачено в определенную правовую форму. Это происходит с помощью законодательства, выражается в том или ином правовом акте, который становится обязательным для исполнения.

    Источник права – это внешние официально - документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

    Виды источников права:

    правовой обычай

    - нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение;

    - обычай становится правовым после официального одобрения государства в качестве источника права

    - пример: Русская Правда, Салическая Правда


    судебный прецедент



    - правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел;

    - был распространен в эпоху средневековья, утратил значение в Новое время, имеет важное значение в наши дни в Великобритании и англоязычных странах


    Правовая доктрина

    - изложение правовых принципов, правоположений представителями власти, юридической науки и практики;

    - придается общеобязательное значение;

    - в настоящее время это относится к мусульманскому праву;

    - отражено в законодательстве стран Арабского Востока

    Священные книги

    - священные тексты, излагающие религиозные нормы;

    - имеют общеобязательный статус, приданный государством;

    - например: Библия, Коран и другие

    Нормативно-правовой акт

    - официальный письменный документ, который содержит нормы права;

    - конституция государства, иные законы, подзаконные акты

    Нормативно-правовой договор

    - юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей;

    - например: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года субъектами РФ, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, договоры между органами государственной власти субъектов РФ

    Международно-правовые акты

    - официальные письменные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права;

    - например: международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций


    Иерархия нормативно-правовых актов:

    Законы:

    • Конституция РФ, Конституции республик в составе РФ;

    • Федеральные законы:

    - федеральные конституционные законы (о конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме и др.)


    - текущие федеральные законы (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.)

    - законы субъектов федерации (закон Саратовской области о муниципальной службе, о социальных гарантиях и др.);

    Подзаконные акты:

    • Указы Президента РФ;

    • Постановления Правительства РФ;

    • Нормативные акты министерств и ведомств;

    • Решения и постановления местных органов государственной власти;

    • Решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти;

    • Нормативные акты муниципальных органов власти;

    • Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка)

    Особую группу составляют:

    • Международные договоры РФ;

    • Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ.


    Б. – 13 Демократические выборы. Избирательные системы
    Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.
    Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, с распределением мандатов между партиями.


    Компоненты избирательной системы


    Избирательное право

    Комплекс правовых норм о порядке выборов

    Избирательный процесс

    Комплекс действий в процессе выборов

    В узком смысле – политическое право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное право)

    В широком смысле – избирательные законы и иные акты (инструкции, разъяснения)

    Стадии

    1. подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

    2. выдвижение регистрации кандидатов;

    3. предвыборная агитация и финансирование выборов;

    4. голосование и подведение итогов выборов.
    1   2   3   4