Файл: Тема Педагогика в системе наук о человеке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
природных, техногенных, социальных угроз жизнедеятельности человека и их последствий.
Педагогика
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке.
Объект, предмет, функции педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача, педагогическая технология. Структура педагогики.
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
Тема 2. Методология и методы педагогических исследований.
Содержание понятий «методология», «логика педагогического исследования»,
«метод»,
«метод педагогического исследования».
Классификация методов исследования.
Логика научно-педагогического исследования.
Особенности применения методов исследования в системе дошкольного образования.
Тема 3. Образование как глобальный объект педагогики.
Образование как общечеловеческая ценность: понятие о ценностях, аксиологический подход к изучению педагогических явлений, педагогические ценности. Функции образования. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс.
Тема 4. История образования и педагогической мысли Запада до
XX века.
Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху
Средневековья. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации.
Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского.
Педагогические идеи Джона Локка. Жан Жак Руссо о воспитании и образовании. Классики педагогики XIX столетия.
Тема 5. История образования, воспитания и развития
педагогической мысли в России (до XIX века).
Народная педагогика, ее роль в массовой воспитательной практике.
Семейная жизнь и воспитание детей. Поучения Владимира Мономаха.
Начало развития светской государственной школы, Реформы Петра I.
Борьба М.В. Ломоносова за общенародное образование, создание
Московского университета. Воспитание русского дворянина.
Общее направление государственной просветительной политики XVIII в. Закрытые учебные заведения: Царскосельский лицей, кадетские корпуса и военные училища. Средние учебные заведения, начальная школа.
Тема 6. История образования, воспитания и развития
педагогической мысли в России в XIX веке.
Педагогические теории и воплощение их в практике образования.
Гуманистические идеи русских просветителей XVIII века, революционеров- демократов (А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский).
К.Д.Ушинский основоположник научной педагогики. Народная педагогика Л.Н.Толстого. Философско-педагогические концепции Гессена,


Розанова. Выдающиеся педагоги России конца 19-начала 20 века (П.Ф.
Каптерев, П.Ф. Лесгафт и др.).
Тема 7. Отечественная школа и педагогика советского периода ХХ
в.
Влияние педологии на развитие педагогики. Проблемы социального воспитания в трактовке П.П. Блонского и И.И. Иорданского. Педагогическая деятельность С.Т. .Шацкого.
Первые документы по народному образованию. Единая трудовая школа. Поиски новых форм обучения. Программы ГУСа. Всеобщее начальное обучение. Авторитарная педагогика как целевое изменение социального поведения. Педагогические идеи и деятельность А.С. Макаренко.
Проблемы и успехи советской школы в 50-60-х годах. Передовой педагогический опыт учителей Ростова, Казани, Липецка.
Гуманистические идеи в педагогической системе В.А.Сухомлинского..
Переход на всеобщее среднее образование. Успехи и проблемы советской школы. Формализм и процентомания в образовании. Расхождение целей личности и целей государственной школы. Реформы в образовании
1984 г. Поиск путей выхода из кризиса. Педагоги-новаторы. Идеи педагогики сотрудничества.
Тема 8. Ведущие тенденции развития образовательного процесса во
второй половине XX в – в начале XXI в.
Современные принципы российской школы: гуманизация, демократизация, гуманитаризация. Закон «Об образовании в Российской
Федерации». Образовательная система: вариативность и стандарты образования, элитное, элитарное и всеобщее образование. Компьютеризация обучения и информатизация образования, медиаобразование.
Тема 9. Характеристика образовательной системы России.
Общая характеристика системы образования в России. Федеральный государственный образовательный стандарт, его сущность и назначение; нормативные документы.
Уровни образования.
Типы и виды образовательных учреждений. Сущность непрерывного образования.
Стандартизация образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: понятие, цели, структура ФГОС ДО.
Тема 10. Обучение в целостном педагогическом процессе.
Обучение как способ организации педагогического процесса.
Дидактическая система, сущность процесса обучения. Категории дидактики.
Основные дидактические концепции: традиционная, педоцентрическая, современная.
Понятие о законах и закономерностях обучения. Законы обучения (по
В.И. Загвязинскому и др.). Понятие о дидактических принципах. Система дидактических принципов (по Ю.К. Бабанскому, В.И. Загвязинскому и др.).


Теория и методика воспитания и обучения детей в дошкольных
образовательных учреждениях
Тема 1. Дошкольное образование в целостной системе образования
РФ.
Содержание понятий «система», «система образования». Структура системы образования. Место дошкольного образования в целостной системе образования. Цели, задачи дошкольного образования. Нормативные документы, регламентирующие деятельность в системе дошкольного образования (Закон «Об образовании в РФ», Конвенция о правах ребенка,
Федеральная программа развития образования и др.). Проблемы и основные направления развития современного дошкольного образования.
Тема
2.
Ребенок
дошкольного
возраста
как
объект
педагогического исследования и субъект воспитания.
Содержание понятий «субъект», «объект». Общая характеристика основных признаков человека – субъекта деятельности, познания, общения.
Основные направления исследований проблемы субъекта в педагогике.
Дошкольник как субъект педагогического процесса в ДОО. Ребенок - носитель предметно-практической деятельности, активный участник образовательного процесса. Критерии и признаки субъекта образовательной деятельности. Развитие субъектных качеств ребенка дошкольного возраста.
Дошкольник как объект педагогических исследований.
Тема 3. Особенности воспитания и развития детей раннего
возраста.
Основные понятия: возрастные периоды, ведущий вид деятельности, половая идентификация, социальные потребности, адаптация и др. Понятие
«госпитализм» и причины его возникновения. Основные педагогические условия воспитания детей раннего возраста. Характеристика развития и особенности воспитания детей на каждом возрастном этапе первого года жизни. Воспитание детей второго года жизни. Воспитание детей третьего года жизни. Особенности игр-занятий с детьми раннего возраста Своеобразие периода раннего детства.
Тема 4. Педагог-воспитатель как субъект образовательного
процесса
Возникновение и развитие педагогической профессии, ее социальные функции и значение. Педагогическая техника и мастерство воспитателя ДОО.
Профессионально значимые и личностные качества воспитателя ДОО.
Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога.
Тема 5. Семья как субъект образовательного процесса и
социокультурная среда развития ребенка. Психолого-педагогические
основы взаимодействия ДОО и семьи.
Значение влияния семьи на образование и воспитание личности дошкольников. Родительский авторитет и педагогический такт родителей.
Единство общественного и семейного воспитания. Современные проблемы семейного воспитания. Содержание и формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей воспитанников.


Тема 19.
Задачи сотрудничества ДОО с семьей. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Проблемы воспитания дошкольников в семье.
Особенности воспитания ребенка в разных типах семьи. Формирование родителей как педагогов.
Тема 6. Воспитание в целостном педагогическом процессе ДОО.
Содержание понятий
«воспитание»,
«самовоспитание»,
«взаимовоспитание», «перевоспитание». Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста. Содержание воспитательного процесса в ДОО.
Основные формы, методы, средства и результаты воспитания дошкольников.
Тема 7. Основные направления физического развития детей
дошкольного возраста в условиях ДОО.
Основные понятия, естественнонаучные основы, цель, задачи и средства физического воспитания детей. Режим дня дошкольника, его значение для физического и общего развития. Формирование культурно- гигиенических навыков. Место двигательной деятельности в режиме дня.
Условия, благоприятствующие физическому развитию. Содержание физического воспитания детей дошкольного возраста в современных программах. Роль педагога в формировании у дошкольников здорового образа жизни.
Тема
8.
Основные
направления
социально-личностного
воспитания детей дошкольного возраста в ДОО.
Базовые понятия социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОО. Задачи и содержание основ норм и ценностей, принятых в обществе: культуры общения, поведения и деятельности.
Педагогические условия и методы воспитания социального и эмоционального интеллекта, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирование у детей уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Воспитание и формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Тема 9. Основы трудового воспитания детей дошкольного возраста
в ДОО.
Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве. Элементарная трудовая деятельность дошкольников, ее своеобразие.
Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста. Виды труда детей дошкольного возраста, формы его организации в разных возрастных группах. Системные знания о труде взрослых и их роль в трудовом воспитании. Самостоятельная трудовая деятельность детей и ее направленность на развитие активности, инициативы и творческой индивидуальности. Условия трудового воспитания: взаимосвязь средств трудового воспитания; создание развивающей предметной среды; соблюдение гигиенических требований к организации детского труда; личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей в разнообразной трудовой деятельности.


Тема 10. Основные направления интеллектуального развития и
умственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОО.
Задачи, средства и условия интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Сенсорные основы умственного воспитания и развития в основных видах деятельности ребенка. Обучение как средство умственного воспитания дошкольников.
Развитие познавательной активности ребёнка в ДОО. Содержание интеллектуального развития и умственного воспитания дошкольников в современных образовательных программах. Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста.
Тема 11. Теоретические основы эстетического воспитания детей
дошкольного возраста в ДОО.
Задачи и содержание эстетического воспитания дошкольников в современных программах. Методы и средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Условия эстетического воспитания детей.
Формы организации эстетического воспитания дошкольников. Развитие детского творчества.
Формирование художественно-творческих способностей.
Тема 12. Основы экономического воспитания дошкольников в
ДОО.
Необходимость экономического воспитания в дошкольном возрасте.
Задачи экономического воспитания дошкольников. Содержание работы по экономическому воспитанию дошкольников. Средства и методы работы по экономическому воспитанию. Опыт экономического воспитания дошкольников за рубежом.
Тема 13. Сущность игры как деятельности дошкольников.
Игрушка как социокультурный феномен в педагогическом процессе
ДОО.
Понятие «игра» в психолого-педагогическом контексте. Особенности детской игры. Функции игры как феномена человеческой культуры.
Классификации детских игр. Значение игры в развитии и воспитании дошкольников.
Образовательная и воспитательная ценность игрушки. История игрушки как предмета искусства и средства воспитания в педагогическом процессе ОДО. Подходы к педагогической классификации игрушек. Виды игрушек. Педагогические и эстетические требования к игрушкам.
Тема 14. Творческие игры и игры с правилами в образовательном
процессе ДОО.
Сюжетно-ролевые игры, их особенности, значение в воспитании и развитии детей. Структура сюжетно-ролевой игры, ее генезис. Методы руководства творческими, сюжетно-ролевыми играми. Направленность и руководство творческими играми на развитие игра как деятельности, овладение способами построения игры, формирование личности ребенка, детского игрового сообщества. Игры-драматизации, режиссерские и строительные, театрализованные игры как виды творческой игры, их особенности и развивающее значение.