Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 664

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


D. Подьем АД систолического до отметки не ниже 60 мм.рт.ст.

E. Порозовение щек, возвращение пострадавшего в сознание
10. Прибывший на место аварии инспектор ДПС обнаружил, что один из пострадавших находится без сознания, пульс на сонных артериях отсутствует. Незамедлительно была начата легочно-сердечная реанимация. Укажите сроки прекращения реанимации:

A. *30 минут

B. 15 минут

C. 45 минут

D. 60 минут

E. 90 минут.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.

В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.

Приложение 1

Граф логическая структура темы

«ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА»



Приложение 2

Граф – логическая структура темы

«ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА»




Рекомендации

Элемент

Взрослые

Дети

Грудные дети

Распознание

Без сознания (для всех возрастных групп)

Не дышит или дышит неправильно (задыхается)

Не дышит или задыхается

Пульс не определяется в течение 10 секунд вне зависимости от возраста (только для медицинского персонала)

Последовательность СЛР

С – А – B

Частота компрессионных сжатий

Не менее 100 сжатий в минуту

Глубина вдавливания

Не менее 5 см (2 дюймов)

Не менее одной трети диаметра грудной клетки; приблизительно 5 см (2 дюйма)

Не менее одной трети диаметра грудной клетки; приблизительно 4 см (1,5 дюйма)

Расправление грудной клетки

Полное расправление грудной клетки между сжатиями;

Медицинские работники, выполняющие компрессионные сжатия, меняются каждые 2 минуты

Интервалы между компрессионными сжатиями

Интервалы между сжатиями грудной клетки должны быть минимальными;

Старайтесь, чтобы интервалы не превышали 10 секунд

Дыхательные пути

Запрокидывание головы и поднятие подбородка (при подозрении на травму – выдвигание челюсти)

Соотношения «сжатия – вдохи» (до установки интубационной трубки)

30:2

1 или 2 реаниматора

30:2

Один реаниматора

15:2

1 или 2 реаниматора

Искусственное дыхание с помощью интубационной трубки (выполняется медицинскими работниками)

1 вдох каждые 6 – 8 секунд (8 – 10 вдохов в минуту)

Асинхронно с компрессионными сжатиями

Приблизительно 1 секунда на вдох

Видимая экскурсия грудной клетки

Дефиблиляция

Как можно скорее наложите и используете АНД. Сократите перерывы между сжатиями до и после подачи разряда, продолжайте СЛР с выполнениями компрессионных сжатий после каждого разряда.



Сокращения: АНД – автоматический дефибриллятор; СЛР – сердечно- легочная реанимация; НСР – медицинский работник.
Приложение 3




Тема 5. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ.ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В Донецкой Народной Республике сохраняется высокий уровень травматизма, связанный как с ростом опасных производственных и бытовых факторов, так и с сохраняющимися возможностями чрезвычайных ситуаций, в том числе военного характера.

Возможное одномоментное появления большого количества раненных и травмированных при ограниченных ресурсах по оказанию доврачебной и первой врачебной помощи, делают особенно значимой проблему оказания первой помощи пострадавшим непосредственно в очаге происшествия.

Перманентность и спонтанность возникновения чрезвычайных ситуаций, трудности в прогнозировании количества пострадавших, ведут к необходимости обучения основам первой помощи при травмах максимально большого количества граждан, что позволит более эффективно оказывать первую помощь на месте происшествия.


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: Уметь оказать первую помощь при травматических повреждениях и провести транспортную иммобилизацию.
Конкретные цели. Уметь:


  1. заподозрить у пострадавшего перелом, знать комплекс мероприятий по оказанию первой помощи при переломах;

  2. заподозрить у пострадавшего вывих, знать комплекс мероприятий по оказанию первой помощи при вывихах;

  3. проводить транспортную иммобилизацию при травмах с использованием стандартных шин, нестандартных шин и подручных средств;

  4. определять угрозу развития синдрома длительного сдавливания у пострадавшего, знать комплекс мероприятий по оказанию первой помощи при синдроме длительного сдавливания;

  5. применять методы транспортировки пострадавшего, в том числе и применением и без применения специальных средств;


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы


  1. Переломы и вывихи, их классификация.

  2. Синдром длительного сдавливания.

  3. Транспортная иммобилизация, её виды.

  4. Использование табельных и подручных средств.



Граф логической структуры темы (см.Приложение1).
Источники информации
а) Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.

2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.

3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.

б) Дополнительная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.

1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.

2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.

М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru

1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru

3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru

4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»

Адрес: http://www.polpred.com/

5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/

НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

1. Переломы являются частыми формами травматических повреждений. Выберите определение перелома:

А. *Частичное или полное нарушение целостности кости.

B. Искривление кости в результате прямого удара.

C. Снижение плотности костного вещества.

D. Появление дополнительных образований внутри костной структуры.

E. Нарушение целости кожных покровов с обнажением костной ткани.
2. Переломы являются частой формой травматических повреждений. Правильная диагностика переломов на основании используемой классификации является основой успешного лечения. Укажите как классифицируются переломы по отношению к нарушению целости кожных покровов:

А. Полные и неполные

B. *Открытые и закрытые

C. Сочетанные и комбинированные

D. Изолированные и инфицированные

E. Изолированные и оскольчатые.
3. Переломы являются частой формой травматических повреждений. Правильная диагностика переломов является основой успешного лечения. Укажите признак не являющийся специфичным для перелома:

А. Боль в месте перелома.

B. Нарушение функции конечности

C. Деформация кости

D. Крепитация костных отломков

E. *Гематома в месте травмы

4. Прогноз лечения переломов определяется, в том числе своевременной первой помощью, оказанной в достаточном объеме. Что включает в себя первая помощь при переломах:

А. Моральная и психологическая поддержка пострадавшего вызов бригады экстренной медицинской помощи

B. Обильное питье, согревание травмированной конечности, обезболивание

C.*Обезболивание, транспортная иммобилизация, транспортировка в лечебное учреждение

D. Репозиция костных отломков, транспортная иммобилизация

E. Репозиция костных отломков, обезболивание, транспортная иммобилизация.
5. Прогноз лечения переломов определяется, в том числе своевременной первой помощью, оказанной в достаточном объеме. Укажите, что категорически запрещается делать при переломе:

А. Придавать конечности положение, удобное для транспортировки

B. Вводить обезболивающие препараты внутримышечно и внутривенно

C. Давать пострадавшему щелочное питье

D. *Пытаться сопоставить костные отломки.


E. Вызывать к пострадавшему бригаду экстренной медицинской помощи.

6. Открытый оскольчатый перелом является тяжелым повреждением, при котором прогноз во многом определяется правильно оказанной первой помощью. Укажите, что необходимо выполнить перед проведением транспортной иммобилизации при открытом переломе:

А. Обезболить пострадавшего, уточнить контактные телефоны его родственников

B. Обезболить пострадавшего, уточнить отсутствие аллергической реакции на обезболивающие препараты

C. *Обезболить пострадавшего, остановить кровотечение, наложить повязку

D. Обезболить пострадавшего, сопоставить отломки, наложить повязку, проводить противошоковые мероприятия

E. Обезболить пострадавшего, удалить из раны костные отломки, проводить противошоковые мероприятия.
7. Транспортная иммобилизация является важнейшим этапом оказания первой помощи при переломах. Укажите, с какой целью выполняется транспортная иммобилизация:

А. Отвлечь пострадавшего от тягостных мыслей в связи с травмой

B. *Для создания неподвижности поврежденной конечности

C. Для сопоставления костных отломков

D. Для создания возможности самостоятельного передвижения пострадавшего

E. Для привлечения внимания персонала лечебного учреждения к факту травмы.
8. Одним из способов проведения транспортной иммобилизации является наложение шины. Укажите основное правило при наложении шин:

А. *Шина фиксирует два сустава выше и ниже места перелома

B. Шина располагается по линии перелома, плотно приматывается на всем протяжении

C. Шина накладывается специально обученным лицом

D. При наложении шины используются только предметы из дерева или металла

E. Шина накладывается на срок не более 60 минут летом и 30 минут зимой.
9. Одним из способов проведения транспортной иммобилизации является наложение шины. Укажите при переломах каких костей шиной фиксируют три сустава:

А. Большеберцовой и малоберцовой

B. Таранной и пяточной

C. Локтевой и лучевой

D. Скуловой и височной

E. *Плечевой и бедренной.
10. Одним из способов проведения транспортной иммобилизации является наложение шины. Укажите, что необходимо предпринять при отсутствии шин и подручных средств: