Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 660

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


B. Задержка развития

C. Снижение иммунитета

D. Ухудшение нервно-психической деятельности

E. Расширение спектра заболеваний не только пищеварительной системы, но и всего организма.
4. Нездоровый образ жизни ведет к развитию патологических состояний и патологических процессов, которые затем могут развиться в первично-хроническую форму заболевания. Одним из способов перехода от нездорового образа жизни к здоровому образу жизни является борьба с гипокинезией. Дайте определение гипокинезии:

A. *Состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объёма движений.

B. Состояние, связанное с невозможностью выполнять произвольные движения в конечностях, связанные с различными неврологическими заболеваниями и их последствиями

C. Состояние ненормальной двигательной активности, сопровождающееся манерными и вычурными движениями.

D. Состояние избыточной неуправляемой двигательной активности

E. Отказ индивида от передвижения на общественном транспорте.
5. Исследование региональных особенностей состояния здоровья населения и условий жизни, изучение тенденции основных показателей заболеваемости, являющееся научной основой планирования здравоохранения и здоровье сберегающего образования, невозможно без использования данных демографии. Дайте определение демографии:

А. *Демография— наука, изучающая численность и структуру населения, а также процессы его воспроизводства и движения

B. Демография – наука, изучающая структуру общественного производства, распределение доходов внутри государства и общества

C. Демография – наука, изучающая закономерности расселения людей на определенной территории

D. Демография – наука, изучающая возможности и механизмы межъязыкового и межкультурного общения и сосуществования

E. Демография – наука, изучающая состояние популяционного здоровья с позиции достигнутого уровня культурного и социального развития общества.
6. Демография помогает планировать структуру заболеваемости с учетом изменяющейся популяционной картины населения региона. Укажите основные демографические проблемы ближайшего будущего в странах Центральной и Восточной Европы:


A.* Снижение рождаемости, рост смертности, сокращение продолжительности жизни

B. Повышение рождаемости, рост смертности, сокращение продолжительности жизни

C. Снижение рождаемости, снижение смертности, сокращение продолжительности жизни

D. Снижение рождаемости, рост смертности, увеличение продолжительности жизни

E. Повышение рождаемости, рост смертности, увеличение продолжительности жизни
7. Для того чтобы безопасное развитие человечества, необходимо, в том числе, формирование ценностей и приоритетов ЗОЖ. Формирование ЗОЖ включает три основные цели: глобальную дидактическую и методическую. Укажите, что относится к методической цели:

A.*Вооружить обучающихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека и его гигиены.

B. Обеспечить физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье

C. Обеспечить возможность поступления в высшее учебное заведение

D. Обеспечить систему контроля и коррекции непрерывного наблюдения за основными показателями популяционного здоровья населения

E. Вооружить обучающихся необходимыми познаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия
8. Для того чтобы безопасное развитие человечества, необходимо, в том числе, формирование ценностей и приоритетов ЗОЖ. Формирование ЗОЖ включает три основные цели: глобальную дидактическую и методическую. Укажите, что относится к глобальной цели:

А. *Обеспечить физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье

B. Обеспечить возможность поступления в высшее учебное заведение

C. Обеспечить систему контроля и коррекции непрерывного наблюдения за основными показателями популяционного здоровья населения

D. Вооружить обучающихся необходимыми познаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия



E. Вооружить обучающихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека и его гигиены.
9. Для того чтобы безопасное развитие человечества, необходимо, в том числе, формирование ценностей и приоритетов ЗОЖ. Формирование ЗОЖ включает три основные цели: глобальную дидактическую и методическую. Укажите, что относится к дидактической цели:

A. *Вооружить обучающихся необходимыми познаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия

B. Обеспечить физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье

C. Обеспечить возможность поступления в высшее учебное заведение

D. Обеспечить систему контроля и коррекции непрерывного наблюдения за основными показателями популяционного здоровья населения

E. Вооружить обучающихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека и его гигиены.
10. Образ жизни — показатель того, как личность реализует окружающие условия жизнедеятельности в интересах своего здоровья. Укажите, какую форму здоровья подразумевает здоровый образ жизни:

А. *Индивидуальное здоровье

B. Групповое здоровье

C. Коллективное здоровье

D. Популяционное здоровье

E. Цивилизационное здоровье

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.

В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.

Приложение 1
Граф логической структуры темы

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»



Тема 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. ДЕСМУРГИЯ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительное количество пострадавших людей может нуждаться в первой помощи, которая должна быть оказана сразу же после получения травмы или отравления. Опыт ликвидации последствий многих катастроф и стихийных бедствий показывает, что впервые и самые важные минуты для спасения жизни человека нужных аварийно-спасательных и медицинских формирований в непосредственной близости не оказывается или их численность не может обеспечить оказание помощи всем нуждающимся. В таких условиях главным и часто единственным шансом спасения жизни пострадавшего является первая помощь, проводимая в порядке самопомощи или взаимопомощи.


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Конкретные цели. Уметь:


  1. интерпретировать основные положения нормативных правовых документов по оказанию первой помощи.

  2. оценивать состояния по оказанию первой помощи.

  3. проводить мероприятия по оказанию первой помощи.

  4. применять средства при оказании первой помощи.

  5. оказывать первую помощь при ранениях и кровотечениях.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы

  1. Первая помощь: определение, состояния, при которых она должна быть оказана, мероприятия первой помощи.

  2. Средства применяемые при оказании первой помощи.

  3. Первая помощь при ранениях и кровотечениях.

  4. Десмургия: виды повязок и правила их наложения.



Граф логической структуры темы (см. Приложение).

Источники информации
а) Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.

2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.

3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.

б) Дополнительная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.

1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.

2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.


М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru

1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru

3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru

4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»

Адрес: http://www.polpred.com/

5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/

НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Умение оказывать первую помощь – элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь.

Что собой представляет первая помощь?

А.*Комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека.

В. Мера воздействия на человека.

С. Меры помощи человеку в тяжелую минуту.

Д. Комплекс срочных мер, помощь человеку.

Е. Критический момент.
2. Первая помощь оказывается гражданам до оказания медицинской помощи при несчастных случаях.

Назовите состояния, при которых она оказывается?

А.*Отсутствие сознания.

В. Отсутствие острого состояния.

С. Хроническое заболевание.

Д. Неотложное состояние.

Е. Экстренное состояние.
3. При оказании различных видов медицинской помощи используются медицинские средства.

Как они подразделяются?

А. *Табельные и подручные.

В. Табельные и самостоятельные.

С. Самостоятельные, лекарственные.

Д. Перевязочные, кровоостанавливающие.

Е. Лекарственные средства, перевязочные средства.
4. Раной называется любое повреждение, связанное с нарушением целостности кожи и слизистых оболочек в результате внешнего, преимущественно механического воздействия.

Какие основные признаки ранения?

А.*Кровотечение, зияние, нарушение функции части тела.

В. Кровотечение, боль, нарушение функции.

С. Боль, неподвижность части тела.

Д. Зияние раны, инфицированность раны.

Е. Кровотечение, боль, инфицирование раны.
5. Обязательным проявлением любого ранения является кровотечение.

Каким оно может быть?

А.*Наружным и внутренним.

В. Паренхиматозное.

С. Капиллярное.

Д. Артериальное.

Е. Внутреннее.
6. Военнослужащий при выполнении боевой задачи, получил слепое ранение. При осмотре врачом установлено, что кровь течет непрерывной струей.