Файл: Курсовая работа по специальности Инновационный менеджмент на тему Инновационная деятельность предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный индустриальный университет

(ГОУ МГИУ)





Курсовая работа


по специальности «Инновационный менеджмент»


на тему «Инновационная деятельность предприятия»





Группа

Пд08М22п

Студент

Полищук Антон Николаевич

Руководитель проекта, Профессор, к.э.н.

Мекинян Сергей Оганесович



ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ







Оценка

________________


___________












Москва, 2011






Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Методические основы инновационной деятельности………………...5
1.1 Классификация видов инноваций……………………………………………5

1.2 Задачи и функции инноваций……………………………………………….10

Глава 2. Анализ состояния инновационного развития на ООО «Сверт»..…..17

2.1 Краткая характеристика ООО «Сверт»…………………………………….17

2.2 Анализ состояния инновационного развития на примере ООО «Сверт».22

Глава 3. Оценка создания новой продукции в ООО «Сверт»...………………27

3.1 Анализ показателей эффективности инноваций в ООО «Сверт»..………27


Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………34

Приложение 1…………………………………………………………………….36

Введение
Инновации могут выступать в самых различных формах. Термин «инновация» был предложен великим австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на:

  1. применении новых материалов и компонентов;

  2. введении новых процессов;

  3. Открытии новых рынков;

  4. Введении новых организационных форм.

Другими словами, согласно данному определению, инновации это одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса. Когда изменение происходит только на уровне технологии, Шумпетер называет его изобретением. И только тогда, когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями. Инновации можно рассматривать и как событие, возникновение в мире бизнеса чего-то нового, и как процесс, при котором одно новшество вызывает другое. Изменение в технологии приводит к появлению нового продукта, который, если он используется эффективно, требует изменения в организации бизнес-процессов.

В конечном счете новые продукты также могут привести формированию рынков и их развитию. Новое применение новых комбинаций технологий привело к созданию нового рынка, что в свою очередь потребовало появления новых промышленных предприятий, улучшения прежних и разработки совершенно новых технологий. Управление знаниями одна из ключевых составляющих управления инновациями. В связи с этим риски, связанные с применением инноваций, становятся намного меньше, возможности намного больше, операционные трудности преодолимы, если инновационный процесс хорошо понят и должным образом управляем. Следствием чего инновация- единственный реальный способ обеспечения устойчивого конкурентного преимущества для большинства компаний, которым можно пользоваться как теперь, так и в ближайшем будущем.

Основная цель заключается в разработке предложений по инновационному развитию организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретические экономические методические основы инноваций и инновационных процессов(классификация, этапы проведения, создание новой продукции); 2) првести анализ инновационного развития на предприятии

; 3) дать предложения по направлению инновационного развития.

Объект исследования составляет инновационная деятельность организации, предметом исследования является инновационный продукт.

В настоящее время компании сталкиваются с изменениями, происходящими в окружающем мире и влияющими на рынки. Эти перемены в значительной степени меняют их положение относительно конкурентов, поэтому инновации становятся одним из наиболее важных направлений бизнеса, при помощи которого можно поддерживать и расширять свои позиции на рынке.

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, книги, статьи, монографии ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, финансовая и бухгалтерская отчетность ООО «Сверт».

Глава 1. Методические основы инновационной деятельности
1.1 Классификация видов инноваций
Менеджер должен уметь отличать инновации от несущественных изменений в продуктах или технологиях. В “Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы” инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Можно сделать вывод, что основное содержание инновации составляют изменения, а инновационная деятельность есть функция изменений. По определению Й. Шумпетера1 изменения представляют собой:

• использование новой техники или технологических процессов, а так же рыночного обеспечения реализации продукции;

• внедрение на рынок продуктов с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации производства и материально-технического обеспечения;

• новые рынки сбыта

Инновации классифицируются по степени новизны. В обзоре одной из крупных консультационных компаний США показано, что 90% новых товаров это “хорошо забытое старое”. Большинство новинок модификации уже выпускаемых компанией товаров. Но нельзя рассматривать это как недостаток.

Продукты совершенствуются, специализация компаний расширяется, укрепляется хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка, и все это позволяет компании поддерживать на высоком уровне объемы продаж и рентабельность товара. Из оставшихся 10% инноваций, только 2% по настоящему новые продукты.


Оставшиеся 8% можно разделить на новые старые товары, новые рынки и новые способы ведения коммерческой деятельности:

• Новые старые товары — это новые способы применения знакомых потребителю продуктов.

• Новые рынки — это новые группы потребителей товара.

• Новые способы ведения коммерческой деятельности — это новые каналы распределения и новые способы обслуживания потребителей. Огромные инновационные возможности заложены в использовании информационных технологий.

По классификации Ч. Фримена2 технологические инновации могут быть классифицированы на инновации-продукты и инновации-процесс;

Продуктовые инновации — это внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Инновационная продукция — вновь внедренные или усовершенствованные изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах. Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции или организация производства. Причем для выпуска такой продукции имеющееся оборудование или методы производства непригодны. В США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 — к продуктовым; в Японии — наоборот.

Процессные инновации включают в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей. Известный западногерманский экономист Г. Менш3 подразделяет инновации на базовые, улучшающие и псевдоинновации. К базовым относятся инновации, реализация которых приводит к появлению новых отраслей промышленности или новых рынков сбыта. Далее, по мере совершенствования, базовые инновации превращаются в улучшающие. Когда же инновационный потенциал исчерпывается, то появляющиеся на основе данной технологии инновации относятся к классу псевдоинноваций (рационализирующие инновации).

Компании добиваются конкурентных преимуществ с помощью инноваций. Они осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации проявляются в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников.

В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. При этом необходимо вкладывать капитал в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации торговой марки. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке или, же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, то инновации могут создать устойчивые конкурентные преимущества.


Например, в автомобилестроении и бытовой электронике, японские компании добились конкурентных преимуществ за счет особого внимания к моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, то есть с параметрами, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая их менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными. После того как компания благодаря нововведениям достигает конкурентных преимуществ, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Надо помнить, что любое достижение можно повторить или скопировать.

Например, корейские компании догнали своих японских конкурентов в массовом производстве стандартных цветных телевизоров и видеомагнитофонов, а бразильские компании, производящие особые виды кожаной обуви, разработали технологические процессы и дизайн, сравнимые с конкурентоспособными итальянскими фирмами. Если компания прекратит совершенствование продукции и внедрение инноваций, ее сразу же и обязательно обойдут конкуренты. Иногда такие исходные преимущества, как взаимосвязь с потребителем, экономия на масштабах производства в существующих технологиях или надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако рано или поздно более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций, либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса. В настоящее время наибольшее распространение при анализе инноваций получили четыре классификации, использующие следующие системообразующие характеристики:

• степень новизны инновации (принципиально новая, модернизированная, улучшенная);

• вид конечного продукта инновации (техника, технология, организация);

• степень влияния на экономику;

• широта внедрения инновации в общественное производство.

В имеющейся литературе различными авторами разработаны различные классификации инноваций. А.И Пригожин4 предлагает следующую:

По типу новшества: материально-технические; экономические; организационно-управленческие; правовые; педагогические:

По инновационному потенциалу: радикальные (базовые); комбинаторные (использование различных сочетаний); модифицирующие (улучшающие, дополняющие):

По принципу отношения к своему предшественнику: замещающие (вместо устаревшего); отменяющие (исключают выполнение операций); возвратные (к предшественнику); открывающие (новые, аналогов нет);