Файл: Глава I. Особенности обучения младших школьников математике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося” ССЫЛКА.

     Данный подход направлен на развитие каждого ребенка, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов ССЫЛКА.. 

    Реализация технологии деятельностного метода в процессе воспитательно-образовательной работы обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности- заключается в том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.

2) Принцип непрерывности– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип минимакса– заключается в следующем: педагог должен предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Таким образом обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.

4) Принцип психологической комфортности– предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в группе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.


5) Принцип вариативности– предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. У детей формируется умение осуществлять собственный выбор, так как им систематически предоставляется возможность выбора.

6) Принцип творчества– означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме. Они интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей ССЫЛКА..
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» при разработке рабочей программы учебного предмета учитель может предусмотреть определённые задания для самостоятельной подготовки обучающихся (домашнее задание) ССЫЛКА.. Школьники обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, вести самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогами в рамках образовательной программы. Следовательно, домашнее задание – неотъемлемая часть освоения образовательной программы, закрепление изученного на уроке материала.

Таким образом, можно выделить т.н. «максимы» по организации учебного занятия:

  • учебное занятие состоит из этапов;

  • на всех этапах учебного занятия организуется учебная деятельность; - учебная деятельность представляет собой систему учебных задач.

К критериям результативности современного урока можно отнести:

  • цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

  • учет планируемых личностных, метaпредметных и предметных результатов в определении целей урока;

  • использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения, повышающих активность обучающихся.

  • учитель владеет технологией диалога, обучает школьников ставить и адресовать вопросы;

  • учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

  • учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие;

  • стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.


К основным проектируемым компонентам учебного занятия относятся:



  • определение цели;

  • отбор содержания;

  • проектирование системы учебных задач (заданий);

  • выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах урока.


Успешно проектировать учебное занятие можно на основании примерной рабочей программы по предмету, используя следующий алгоритм действий:
1. Определение цели учебного занятия на основании примерной рабочей программы.
Цель учебного занятия проектируется в контексте:

- целей изучения учебного предмета (представлены в «Пояснительной записке»);

- планируемых результатов освоения учебного предмета (представлены в «Планируемых результатах освоения учебного предмета»).
Личностные и метaпредметных результаты представлены суммарно, т.е. не разведены по годам обучения.
В примерных рабочих программах личностные результаты в сферах патриотического воспитания, гражданского воспитания, духовно-нравственной сфере, ценности научного познания, эстетического воспитания, ценностного отношения к жизни и здоровью, трудового воспитания, экологического воспитания, адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды представлены вне контекста предметного содержания.
Метaпредметных результаты учебного занятия:
- универсальные познавательные действия в примерных рабочих программах представлены в контексте предметного содержания;

- универсальные коммуникативные и регулятивные действия в примерных рабочих программах представлены вне контекста предметного содержания.
Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии:

- с содержанием подраздела примерной рабочей программы «Предметные результаты (по годам обучения)»;

- с предметным содержанием учебного занятия
2. Отбор содержания учебного занятия на основании примерной рабочей программы.
Отбор содержания учебного занятия происходит на основании разделов ПРП: «Содержание учебного предмета», «Предметные результаты освоения программы», «Тематическое планирование».
3. Проектирование системы учебных задач (заданий) для учебного занятия на основе примерной рабочей программы.
1) Основание для проектирования учебных задач – перечень предметных, метaпредметных и личностных результатов обучения.
2) Основание для проектирования учебных задач – перечень основных видов учебной деятельности в разделе «Тематическое планирование».
4. Выбор форм организации учебной деятельности на учебном занятии (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная).

Основаниями для выбора форм организации учебной деятельности на учебном занятии являются:

- содержание учебного занятие;

- основные виды учебной деятельности (виды деятельности обучающихся).
Здесь нет главного. Прежде чем писать про современный урок следовало рассмотреть что такое урок, определение урока (кто из педагогов какое определение давал), типологию уроков, структуру уроков (можно в детельностном методе обучения Л.Г. Петерсон). А потом уже говорить про требование к современному уроку в аспекте ФГОС НОО. У вас в большей степени описывается учебное занятие. Тогда надо показывать чем учебное занятие отличается от урока.

Параграф надо перерабатывать и опять нет ссылок.

Выводы

пишем о том, что изучали и описывали в главе.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
Технология деятельностного метода обучения – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной самостоятельной учебно-познавательной исследовательской деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Данный подход направлен на развитие каждого ребенка, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Корректируем выводы.

Глава II. Методические особенности использования приемов смыслового чтения на уроках математики в начальной школе
2.1. Выбор приемов смыслового чтения для уроков математики в начальной школе
Начало - надо описать, что такое смысловое чтение (определение данного понятия. Кто из педагогов ввел данное понятие и изучал эту проблему, а затем уже про цели и прочее).

Цель смыслового чтения— максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Владение смысловым чтением — это метапредметное умение, которое затрагивает как учебную деятельность обучающихся, так и их повседневную жизнь, потому что тесно связано с формированием их информационной культуры ССЫЛКА ГДЕ???.
Стратегии смыслового чтения:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.
Существует множество педагогических технологий, которые используют учителя на своих уроках и во внеурочной деятельности, одна из которых технология критического мышления. А это как связано с название параграфа?
Технология критического мышления:

 

  1. формирует у учащихся образовательные мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

  2.  позволяет формировать и совершенствовать навыки смыслового чтения, умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц

  3.  В младшем школьном возрасте помогает учителю переключить ученика с внешней атрибутики на собственно учебную деятельность посредством вовлечения в процесс поиска знаний.