Файл: Дать определение конфликтологии, как научной и практической дисциплины.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 816

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

6. Охарактеризовать методы диагностики конфликтов в организации

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20 Дать характеристику межличностных конфликтов, раскрыть их особенности и основные формы завершения. Межличностные конфликты– это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов– как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость..Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие. Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.Специфические особенности межличностных конфликтов:

25. Сформулировать понятие «фактор силы» в конфликте. Охарактеризовать терроризм как способ политической борьбы



контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;

не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);

не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

стараться не выгонять ученика из класса;

по возможности не обращаться к администрации;

не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,

давать оценку только его конкретным действиям;

дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;

независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

Специфика урегулирования педагогических конфликтов.

Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в один миг.

Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.

Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение, со своей стороны фактов.

Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.

Конфликты есть деструктивные и конструктивные. Деструктивный – когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.

Конструктивный конфликт – когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться.

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор

Наряду с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки противоречия и личностного характера.

Как правило, они возникают из-за возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.


Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем, проблема понимания другого человека довольно сложная.


  1. Сформулируйте перечень рекомендаций своему руководителю под девизом: «Руководитель, не становись стрессодателем!».

Ответ: Антистрессовое руководство. - Задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных. -Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим можно предотвратить массу мелких конфликтов и взаимных обид. - Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа. - Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. - Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников. -При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества. - Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения. -Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного. - Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики. -Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. - Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25



Дать характеристику конфликтам в сфере культуры.

Соприкосновение людей, представляющих разные культуры, порождает разнообразные конфликты, направленные на “сдерживание” чужих культур, отличающихся идеалами и стилем жизни. Для примера можно назвать конфликты, которые на этой основе возникают между жителями городов и деревень, между коренным населением и иммигрантами, между старой интеллигенцией, особенно гуманитарной, и новой, технической. Зачастую инициаторами конфликтов являются маргиналы. Предметом этих

конфликтов являются разнообразные ценности, а точнее, признание их теми или другими носителями.

В описанных четырех областях появляются и другие конфликты, имеющие общественный характер и охватывающие одновременно все сферы общества. Например, таковыми являются идеологические, национально-этнические, аксиологические и др.

Идеологические конфликты могут возникать как между классами, так и в рамках одного класса, например, мировоззренческие конфликты между верующими и неверующими, а также между отдельными группами, например, на религиозной, расовой, этнической основе. Предметом таких конфликтов являются различные идеологические ценности социальных групп.

Различия, существующие между общественными классами, вызывают классовые конфликты, или классовую борьбу, которая может проявляться в экономической, политической и идеологической областях. Это наиболее важные социальные конфликты среди всех, имеющих место в классовых обществах, потому что именно они определяют общественное развитие. В этих конфликтах находят свое отражение различные классовые интересы.

Как в каждый отдельный тип конфликта в обществе, так и в их пересечение могут вовлекаться общности людей, объединенные по тому или иному признаку. Так, конфликты могут возникать как внутри национально-этнических формирований, так и между различными этносами и/или нациями.

Национально-этнические конфликты возникают из-за различий в языке, хозяйственном и психологическом укладе, вероисповедовании у различных народов и этносов и других причин. Внутри семейных, клановых, религиозных и других объединений, сформированных на основе общих ценностей, возникают так называемые аксиологические конфликты.
2. Проанализируйте причины конфликта, которые сформулировал известный теоретик конфликта Дж. Тернер. Выразите свое отношение к ним с точек зрения их содержания, полноты и убедительности.

Причины конфликта:

  • Чем больше неимущие группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут разжечь конфликт.

  • Чем меньше каналов, по которым группы могут излить свое недовольство по поводу распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятно, что они должны усомниться в законности.

  • Чем меньше в неимущих группах имеется организаций, между которыми распределяется эмоциональная энергия членов этих групп, тем более вероятно, что неимущие группы, не имеющие других поводов для жалоб, должны усомниться в законности.

  • Чем больше члены неимущих групп, пытаются перейти в привилегированные группы, чем меньше допускаемая при этом мобильность, тем вероятнее, что они не станут придерживаться законности.

  • Чем больше обнищание групп из абсолютного превращается в относительное, тем более вероятно, что эти группы станут зачинщиками конфликтов.

  • Чем в меньшей степени социализация, испытываемая членами неимущих групп, порождает у них внутреннюю личную принужденность, тем более вероятно, что они должны испытывать относительное обнищание.


Ответ. • Чем больше неимущие группы сомневаются в законности существующего распределения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут разжечь конфликт. Ответ. Согласна. Появляется больше сомнений, вопросов и возмущений у групп. Так как они не получают «прибыли» от этих ресурсов. • Чем меньше каналов, по которым группы могут излить свое недовольство по поводу распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятно, что они должны усомниться в законности. Ответ. Согласна, так как население может подумать, что от них что-то скрывается и эта тема является закрытой, имеет «потайные двери». Не согласна – с чего возмущаться населению? • Чем меньше в неимущих группах имеется организаций, между которыми распределяется эмоциональная энергия членов этих групп, тем более вероятно, что неимущие группы, не имеющие других поводов для жалоб, должны усомниться в законности. Ответ. Согласна, так как всегда находится «проблема», которая будет возмущать население и если нет «явной», надо найти «хоть какую-то». • Чем больше члены неимущих групп, пытаются перейти в привилегированные группы, чем меньше допускаемая при этом мобильность. Ответ. Согласна, так как спрос на эти привилегированные группы растет и становится труднее туда попасть.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 26


25. Сформулировать понятие «фактор силы» в конфликте. Охарактеризовать терроризм как способ политической борьбы


Силовой потенциал государств на международной арене в современных условиях, прежде всего в процессе разрядки напряженности, следует понимать достаточно широко, не сводя категорию силы только к военной силе, а включая в это комплексное понятие целый ряд иных компонентов как количественного, так и качественного характера.

Выделяется более или менее общепринятый «набор» факторов силы: географическое положение страны (размер территории, характер и протяженность границ, климатическая зона и т. п.) ; природные ресурсы (включая обеспеченность не только полезными ископаемыми, но и продовольствием) ; экономический потенциал (включая такие показатели, как валовой национальный продукт, промышленный потенциал, темпы роста производствами производительности труда, и т. п.) внешнеторговый и платежный баланс; военная мощь (включая объем военных расходов, общий военно-технический уровень, количество и качество).

Если говорить о внешнеполитическом влиянии или воздействии в условиях международных конфликтов, то, по-видимому, можно выделить следующие его виды: военное воздействие, осуществляемое путем прямого или косвенного использования вооруженных сил; экономическое воздействие, осуществляемое путем использования экономических рычагов влияния (внешней торговли, экспорта капитала и т. д.); политическое влияние, которое выражается в заключении и осуществлении договоров, союзов, в действиях через международные организации, в явных и тайных влияниях на политические партии и иные массовые организации в другой стране и другие; политико-психологическое влияние, предусматривающее применение очень широкого набора средств, начиная от идеологической борьбы и внешнеполитической пропаганды и других форм воздействия (включая и религиозное) и заканчивая угрозой применения военной силы.

Эти типы воздействия в условиях международных конфликтов могут использоваться для прямого и опосредованного принуждения, т. е. в качестве способов силового давления, а также для стимулирования — в качестве способов завоевания благорасположения другого государства или для его поощрения. Иначе говоря, то или иное современное государство стремится добиться наиболее благоприятных для себя условий внешнего окружения, используя, с одной стороны, инструменты силового давления на другие государства, а с другой — средства «покупки» их благорасположения.