Файл: Учебное пособие для студентов направлений подготовки 40. 03. 01, 40. 05. 01 всех форм обучения М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Следующая функция морали, тесно связанная с остальными функциями, –
коммуникативная.
Коммуникативная функция морали связана с этикетом, но не исчерпыва- ется им. Направленность на добро в общении с другим человеком приводит к соблюдению принципа благорасположенности и ненанесения вреда. Народ создал моральные формулы, часто выраженные в пословицах (например, «что посеешь, то пожнёшь») в глубокой убеждённости, что мы получаем в общении именно то, что вкладываем.
В своих высших проявлениях коммуникационная функция морали выра- жается в том, что люди неукоснительно следуют тому правилу, согласно кото- рому к другому человеку никогда нельзя относиться как к вещи, необходимо уважать человека, даже если тебе никогда не воздадут за это практическим добром.
3.2. Моральное измерение личности
Основной ценностью социальной и индивидуальной жизни человека яв- ляется определение смысла жизни и его реализация. Личность не может и не должна развиваться лишь в направлении потребления. В процессе становления и развития личности необходимо включение внутренних духовных процессов, которые формируют потребность созидания, не знающую границ в своём эти- ческом и творческом содержании. Нравственные нормы способны только дис- циплинировать и контролировать личность, тогда как добродетель, будучи высшей ценностью, восхищает и вдохновляет личность глубоким нравствен- ным смыслом и проводит её по пути нравственного восхождения, открываю- щего доступ к переживанию высшего блага в его неисчерпаемой полноте. По- этому личность определяет основную задачу жизни как восхождение к нравст- венному совершенству, как стремление исполнить и осуществить своё бытие на подлинно идеальной основе жизни.
3.3. Принципы морали: коллективизм, гуманизм,
принцип справедливости и законности
Моральные принципы представляют собой одну из форм выражения нравственных требований, которые в общем виде раскрывают содержание нравственности, существующей в конкретном историческом обществе. Мо- ральный принцип даёт возможность понимания общего направления деятель- ности. В отличие от него моральная норма предписывает, как вести себя при определённых обстоятельствах, в конкретных ситуациях, какие поступки мо- жет и должен совершать человек. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм, патриотизм, альтруизм, милосердие, коллективизм, принцип справедливости и др.
Принцип коллективизма строится на осознанном подчинении личных ин- тересов общественным. Он направлен на борьбу с такими проявлениями инди- видуализма, которые препятствуют осуществлению общественного блага. Су- ществование коллектива возможно только в том случае, когда люди объединены


13
общими целями, имеющими социальную и индивидуальную ценность. При вы- соком уровне сплочённости и доброжелательности внутри коллектива, береж- ному отношению коллектива к внутреннему миру человека, возможно позитив- ное влияние на личность и сохранение коллектива достаточно долгое время.
В некоторых случаях коллективизм бывает губителен. Известны такие формы ложного коллективизма, как национализм, шовинизм, расизм, банди- тизм и др. В конечном счёте, такие формы коллективизма укоренены в проти- воположном ему принципе индивидуализма, которым пронизано современное постиндустриальное общество. Это центробежная сила, которая приводит лю- дей к непониманию, разъединению, распрям и, наконец, к войнам.
Гуманизм – мировоззренческий и нравственный принцип, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.
Принципы справедливости и законности, являясь очень важными регу- ляторами поведения человека, служат основой оценок и требований опреде- лённого слоя общества, а также мерой прав, благ личности или социальной группы. В содержании этих принципов закрепились и важнейшие общечело- веческие требования.
Проблема соотношения принципов справедливости и законности, устано- вившаяся в классическом правоведении, существует ещё со времён Платона.
Соблюдение этих принципов, являющихся социальными регуляторами, всегда приводило к гармоничным отношениям личности и общества.
Бесспорен тот факт, что общественная деятельность людей, поведение каждого человека в обществе и действия различных социальных групп не мо- гут обойтись без регулятивного воздействия, установления общих норм и пра- вил. Совокупность всех норм, осуществляющих регулирование поведения и деятельности, составляет систему нормативного регулирования общественных отношений.
3.4. Специфика и роль морали в условиях становления и развития
правового демократического общества
Моральные нормы должны способствовать гуманизации и демократиза- ции права. Действенность моральных норм напрямую зависит от системы пра- вовых институтов, которые способствуют или препятствуют их утверждению, а эффективность работы правовых норм – от уровня их соответствия требова- ниям морали.
Правовое сознание и правовая культура граждан формируются в том слу- чае, когда наблюдаются позитивные сдвиги в сфере морали. Поэтому целост- ность и жизнеспособность конкретного общества обеспечивается в условиях гармоничного сочетания и функционирования норм права и морали.


14
Идея и требование справедливости закреплены в законодательствах со- временных демократических обществ. Правовое выражение требования спра- ведливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, статья 10 Декларации гласит:
«Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установле- ния обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристраст- ным судом»
4
. Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах
5
, формулируя общее требование справедливости к судам при производ- стве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступле- нии. Основные принципы и конкретные нормы Конституции Российской Феде- рации также выдвигают требование справедливости в обществе и государстве.
Право существует в форме государственных законов и указов. Оно импе- ративно регулирует поведение людей. Нарушение или невыполнение норм права предусматривает применение наказаний и принудительных мер, тогда как нарушение моральных правил вызывает только суд совести или общест- венное порицание. Все проявления жизнедеятельности людей регламентиру- ются нормами морали, а наиболее значимые проявления – нормами права.
Вследствие этого граница правовой сферы не совпадает с границами извест- ных групп общественных отношений.
По своей сущности, по социальному назначению право представляет со- бой определённый порядок в обществе. Сферу правового регулирования со- ставляют три группы общественных отношений – имущественные, управлен- ческие и обеспечение защиты общественного порядка. Другие общественные отношения подпадают под правовое регулирование тогда и постольку, когда и поскольку они носят имущественный, управленческий или охранительный характер. Вот почему в той или иной группе общественных отношений часть их регулируется правом, а другая часть не регулируется.
Иногда происходит сужение сферы правового регулирования за счёт от- каза от использования права в тех или иных областях общественных отноше- ний. Например, в некоторых мусульманских государствах в семейных и неко- торых других отношениях место законов часто занимает Коран. Научно- технические процессы часто приводят как к расширению, так и сужению сфе- ры правового регулирования. В настоящее время в нашем обществе проявля- ется тенденция чётко ограничить и в некоторых случаях сузить сферу действия правовых норм и повысить роль и значение прочих социальных норм. Задача права состоит в том, чтобы применять такие средства и методы, которые до-
4
Всеобщая декларация прав человека. http://www.un.org/ru/documents/udhr/
5
Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк,
16 декабря 1966 г.). http://base.garant.ru/2540295/


15
полняли бы и укрепляли иные формы социального регулирования. Поэтому проблема внешних границ сферы правового регулирования тесно соприкасает- ся с проблемой метода правового регулирования, который, в свою очередь, обусловлен характером объектов, входящих в данную сферу.
Противоправное поведение является следствием взаимодействия внеш- них и внутренних факторов, а также личностных качеств человека. К внешним факторам относят неблагоприятные условия нравственного формирования личности человека. Ими также могут быть некоторые особенности ситуации, способствующие возникновению преступного намерения. К внутренним фак- торам можно отнести антиобщественные взгляды, ориентации, потребности, которые проявляются в соответствующих мотивах. Необходимо отметить зна- чение ситуации в механизме преступного поведения. Преступление, являю- щееся отдельным поведенческим актом, может быть не характерно для лично- сти и ограничено во времени. Внутренний мир человека больше выражает длительное поведение, чем отдельный поступок. Поэтому личностные качест- ва человека, сформированные в благоприятной среде, ориентирующие его на знание правовых норм и норм морали и являющиеся ядром внутренней струк- туры личности, скорее всего, и будут теми духовными барьерами, которые не дадут возможности осуществления противоправного поведения.
Тема 4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: ДОБРО И ЗЛО,
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, СОВЕСТЬ
4.1. Этические категории «добро»,«зло».
4.2. Этическая категория «справедливость».
4.3. Этические категории «честь» и «достоинство».
4.4. Этическая категория «совесть».
Категории – это наиболее широкие понятия, используемые той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории – это понятия на- учного аппарата этики, которые отражают наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Особенность категорий этики в том, что многие из них являются словами обыденного языка, например, «добро», «честь», «сча- стье», «совесть», «свобода» и др. Причиной использования наукой этикой данных слов является то, что предмет этики непосредственно связан с жизнью людей, с их мировоззрением, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.
4.1. Этические категории «добро», «зло»
Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничи- вающие нравственное и безнравственное. Они характеризуют любой вид чело- веческой деятельности и отношений.
Традиционно Добро связывают с понятием Блага, которому придают по- ложительный смысл и к которому относят то, что полезно людям. Но челове- ческое понимание блага относительно: благо в одном отношении может быть


16
злом в другом. Благо для людей одной исторической эпохи может не быть та- ковым для людей другой эпохи. Различные материальные и духовные блага имеют неодинаковую ценность в разном возрасте (например, в юности и в ста- рости). Не всё то, что полезно одному человеку, полезно другому.
Этику интересуют, в первую очередь, духовные блага, к которым относят высшие моральные ценности. В сфере человеческого поведения Добро – осо- бый вид блага. Поэтому все человеческие поступки, направленные на созида- ние, сохранение и укрепление блага, есть добро. А зло есть уничтожение, раз- рушение всего того, что является благом.
Высшее благо предполагает совершенствование личности и социальных отношений. Всё, что в действиях человека способствует этому совершенство- ванию, есть добро; всё, что препятствует этому процессу, – зло. Центром раз- мышлений гуманистической этики является человек, его уникальность и непо- вторимость, поиск смысла его жизни, счастье и любовь, интересы и потребно- сти. Поэтому основным критерием добра в гуманистической этике выступает всё то, что способно проявить истинную сущность человека и придаёт смысл человеческому существованию.
Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все моральные феноме- ны, оно есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие намерения, которые не проявили себя в действиях, ещё не являются действи- тельным добром: это потенциальное добро. Случайно совершённый хороший поступок в полной мере не является добром. Во-вторых, добрыми должны быть и цель и средства её достижения. Самая прекрасная добрая цель не оп- равдывает безнравственные средства. Как качество личности добро и зло вы- ступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения – в виде доб- роты и злобы. Зло по своему содержанию противоположно Добру и выражает обобщённые представления обо всём безнравственном, о том, что противоре- чит требованиям морали. Зло представляет собой также и общую характери- стику отрицательных моральных качеств и оценку конкретных негативных поступков людей. К злу относятся такие качества, как ревность, зависть, гор- дыня, алчность, высокомерие, злодеяние.
4.2. Этическая категория «справедливость»
Проблема справедливости поднимается во всех культурах, во всех сферах человеческой деятельности, она является предметом изучения права, экономи- ческих учений, этики, эстетики, религии. В человеке на каком-то метафизиче- ском уровне укоренено чувство справедливости и заключается оно в потреб- ности защищать свои интересы от внешних вторжений. Ещё Аристотель отме- тил сущность справедливости, предполагающей обуздание притязаний одного человека на собственность другого
6
. Он считал, что справедливость не пред-
6
Аристотель. Никомахова этика / Философы Греции. М.: ЗАО «Издательство
«ЭКСМО-Пресс», 1997. http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt