Файл: Учебное пособие для студентов направлений подготовки 40. 03. 01, 40. 05. 01 всех форм обучения М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
полагает равного распределения благ и правого суда. Для него справедливость является правильной оценкой объёма и степени сложности труда.
Одной из первых реакций человечества на проявление несправедливости стала месть, которая предполагала ответ силой на силу, насилием на насилие.
Первым этапом становления справедливости было возмездие. Принцип экви- валентности взаимного воздаяния (талион) предполагал подчинение мести требованиям равенства. Это происходило за счёт подчинения единым прави- лам, что явилось вторым этапом в становлении понимания справедливости.
Месть, являясь средством пресечения враждебных притязаний и восстановле- ния нарушенной справедливости, подвергалась ограничению. В этом случае она не становилась новым нарушением справедливости.
Третьим этапом в развитии социальной справедливости стал отказ от мести через апелляцию к высшей силе или авторитету: в первобытном обще- стве к авторитету вождя или старейшины рода, в цивилизованном обществе – к государству.
Четвёртый этап в развитии справедливости связан с нравственной оцен- кой деятельности властей. Осуществляя справедливость, этой деятельности никогда не удавалось быть идеальной. Во время четвёртой стадии развития справедливости стал обнаруживаться противоречивый характер её реализации.
Она направлена на защиту интересов каждого конкретного человека, в то вре- мя как интересы разных людей могут быть совершенно противоположны.
Поэтому справедливость должна обязательно учитывать все стороны дея- тельности людей, т.е. подходить к делу системно. Негативное воздействие на состояние общественной справедливости оказывают деспотическое правление и ослабление государственной власти.
4.3. Этические категории «честь» и «достоинство»
Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность лично- сти и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравст- венных качеств и поступков человека. Близкие по значению, они, однако, имеют важные смысловые различия.
Честь, являясь этическим понятием, связана с такими качествами лично- сти, как благородство, верность, справедливость, достоинство. Иногда честь определяют как общественное признание заслуг личности. В любом случае она предполагает достойное поведение человека.
Достоинство как одно из основных понятий этики – неотъемлемое свой- ство человека. Оно предполагает осознание ответственности за образ своей жизни и её направленности. Понятие достоинства теснейшим образом связано с нравственными и безнравственными поступками, мыслями, импульсами.
Поэтому мы различаем достойное и недостойное в человеческой личности, в её образе жизни, поведении.
Достоинство присутствует в человеке только благодаря существованию в нём нравственному началу. Недостойной является безнравственная жизнь. Про- является такая жизнь в форме эгоистических устремлений, когда человек забо-


18
тится об удовлетворении своих потребностей за счёт других. Такой образ жизни опасен не только для личности, но и для окружающей природы, общества.
Для того, чтобы восстановить человеческое достоинство, необходимо осознание происходящих в человеке безнравственных процессов и желание изменить своё отношение к окружающим и к себе. Для этого требуется боль- шое напряжение воли.
Разные обстоятельства и сферы деятельности заставляют говорить о чес- ти не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. Поэтому можно говорить о профессиональной, семейной, фамильной чести.
Корреляция чести и достоинства осложняется ещё и тем, что они могут быть относительно не зависимыми друг от друга. Это может проявляться, на- пример, в том, что утрата чести не ведёт автоматически к утрате достоинства.
Именно сохранение собственного достоинства часто помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести, например, доказатель- ством своей невиновности.
4.5. Этическая категория «совесть»
Совесть – важнейшая категория этики и важная составляющая духовной жизни человека. Вопрос о совести всегда был центральным вопросом в фило- софской и религиозной литературе. Размышления о совести мы можем найти уже в Древнем Египте, в Античности. В христианскую эпоху проблема совес- ти получила дальнейшее развитие, идя по пути особенно глубокого осмысле- ния. Некоторые исследователи христианскую культуру так и называют «куль- турой совести»
7
Совесть – это онтологическая составляющая человека, его способность критически оценивать свои мысли, желания, поступки, возможность осозна- вать и переживать их несоответствие должным нормам.
В исследованиях совести можно выделить два аспекта: познавательный и эмоциональный. Первый предполагает сознание нравственных норм и оценку себя и своего поведения с точки зрения этих норм и нравственного идеала.
Второй аспект указывает на соответствующие внутренние переживания. По- этому совесть можно определить как сознание требований нравственного за- кона, соответствие или несоответствие свободных намерений и действий этим требованиям, и, одновременно, как сознание приятных или неприятных дви- жений нравственного чувства, которыми сопровождаются эти намерения и действия. Но её нельзя смешивать ни с чувством, ни с умом. Совесть является нравственным сознанием личности и входит в область её самосознания.
Требования совести человек чувствует изнутри, моральные же требова- ния приходят к нему снаружи, из общества. Эти требования могут совпадать, а могут и расходиться, принося душевный разлад, а иногда приводя к трагедиям.
7
Столяров А. А. Феномен совести в античном и средневековом сознании // Исто- рико-философский ежегодник. М.: Наука, 1986. С. 33–34.


19
Моральные требования меняются с течением времени, зависят от обществен- ного строя, культуры, в то время как «в голосе совести звучит нравственный закон души человека»
8
Совесть выступает как судья, который оценивает все человеческие чувст- ва и поступки. Вследствие этого мы можем говорить о таком состоянии, как
«чистая совесть», «спокойная совесть», «муки совести». Однако необходимо отметить, что муки совести могут достаточно наказать только того, у кого она развита. Например, Гитлер предлагал к совести относиться с недоверием, а верить только своим инстинктам.
И, наконец, не ущемляет свободный выбор личности. Она даёт возмож- ность ощущения и сознания дурного или злого. Нравственный выбор человек делает сам и несёт за это ответственность.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Тема 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА:
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА
5.1. Специфика нравственных проблем в юридической деятельности.
5.2. Нравственный конфликт в профессиональной этике юриста.
5.3. Понятие служебного этикета, его основные принципы и формы.
5.1. Специфика нравственных проблем в юридической деятельности
Юридическая этика – это наука о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридической сферы, о культуре юридической деятель- ности. Профессиональная деятельность судьи, прокурора, следователя своеоб- разна и очень глубоко затрагивает права и интересы людей, поэтому требует отдельной характеристики нравственного содержания.
Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный ха- рактер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляющими властные полномочия. Они наделяются этими полномо- чиями с целью защиты интересов общества, государства и его граждан от раз- личных посягательств, и в своём служебном общении с другими людьми пред- ставляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет го- сударственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уго- ловным и решения по гражданским делам выносятся от имени государства.
Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает госу- дарственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соот- ветствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обя- зательны для исполнения всеми, кого они касаются.
Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому они должны соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и её представите-
8
Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. М.: Гума- нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 208 с. С. 105.

20
лей. Для того чтобы выполнять эти государственные обязанности, представи- тели власти должны обладать чувством повышенного долга. Кроме того, лю- ди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответст- венности за свои решения, действия и поступки
9
Деятельность судьи, следователя и прокурора подробно и последователь- но регулируется законом, что является особенностью профессии, наклады- вающей глубокий отпечаток на её нравственное содержание. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. От- ступление от закона или его обход, а также его искажённое толкование и при- менение глубоко безнравственны. Они противоречат не только правовым нор- мам, но и нормам морали, принципам профессиональной юридической этики.
При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и не- правильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежелани- ем глубоко овладеть необходимыми знаниями. Кроме того, неряшливость, не- организованность, отсутствие внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям также безнравственны.
Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания. Независимость и подчинение только закону составляют важнейший принцип деятельности представителей юридической профессии, оказывающей существенное влияние и на её нравст- венное содержание.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов госу- дарственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с законами Российской Федерации
10
Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее его соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного её соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его не- зыблемость и авторитет.
Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важ- ные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе попадать под влияние местных властей, они должны руководствоваться только требованиями закона, а не указаниями, советами, просьбами и так далее отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали.
Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за закон- ность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость,
9
Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / под общ. ред. А. И. Титаренко.
М., 1980.
10
Проблемы судебной этики / под ред. М. С. Строговича. С. 28.


21
пользу или вред, причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они несут моральную ответственность как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.
Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в откры- тых судебных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюдение ими нравственных норм или же отступления от них, справедливость или неспра- ведливость принимаемых решений контролируются общественным мнением.
В гласном, открытом судебном процессе по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение перед судом. Он действует в этих случаях в присутствии публики, дающей нравственные оценки его позиции и поведению. Следователь ведёт расследование в условиях неразглашения дан- ных следствия. Но всё, что собрано им по уголовному делу, становится затем достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидете- ли, другие лица, вызванные в суд, нередко сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго придерживался следова- тель правовых и нравственных норм.
Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличност- ных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведёт- ся по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда затраги- вает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы всегда и везде, когда и где возникает конфликтная ситуация, регулируемая правом.
Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социаль- ных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответ- ственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда со- провождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что осо- бенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.
5.2. Нравственный конфликт в профессиональной этике юриста
Нравственный конфликт – это ситуация, в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимно ис- ключающих форм поведения, т.е. нравственных ценностей. Выход из мораль- ного конфликта всегда связан с необходимостью отказа от одного блага ради другого или с выбором меньшего из зол.
Юрист, выполняющий профессиональный долг по объективному иссле- дованию правовой проблемы, обязан следовать только норме закона. С другой стороны, на формирование внутренних убеждений юриста в правовой оценке исследуемого события оказывает влияние его гражданская позиция и социаль- ная ориентация. Противоречие между объективными и субъективными факто- рами юридического познания нередко приводит к нравственному конфликту или психологическому дискомфорту юриста в выборе приоритетного направ- ления в принятии решения.