Файл: тамбовская духовная семинария тамбовской епархии русской православной церкви.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Религиозная организация

- духовная образовательная организация высшего образования

«ТАМБОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

____________________________________________________________
Кафедра библеистики, богословия и церковной истории


Курсовая работа

Жизнь и труды священномученика Ильи Громогласова (уроженца Тамбовской губернии)

Программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций, профиль «Православие» (бакалавриат),



Выполнил:

студент 3 курса

очной формы обучения

Пяткин Дмитрий Геннадиевич







Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры библеистики, богословия и церковной истории О.Ю. Левин


Допущена к защите
___________________________

Зав. кафедрой библеистики, богословия

и церковной истории, кандидат исторических наук,

доцент И.В. Алленова,

«29 » мая 2023 г.


г. Тамбов, 2023

Введение

3

Глава 1. Священномученик И. Громогласов о причинах возникновения раскола

4

    1. Раскол в трудах священномученика Ильи Громогласова.

4

1.2. Значимость раскола в Вселенском православии.

7

1.3. О происхождении Белокриницкой иерархии.

10

Глава 2. Труды священномученика Ильи Громогласова по семейному и брачному церковному праву.

14

2.1. Канонические определения брака по трудам священномученика Ильи Громогласова.

14

2.2. Взгляды на 2 и 3 браки РПЦ.

17

2.3. Церковные каноны и общественная жизнь в трудах священномученика

20

Заключение

25

Список использованных источников и литературы

27


Оглавление

Введение

Актуальность темы обусловлена тремя факторами: 1) решением Св. Синода Русской Православной Церкви 2010 года о необходимости изучения жизни священномучеников и проведения различных мероприятий на местах по их прославлению; 2) необходимость изучения обстоятельств жизни и мученической кончины Тамбовских новомучеников; 3) использование собранного материала в ходе различных исследований, в том числе на уровне курсовых, дипломных можно использовать для составления практических курсов преподавания в воскресных школах и общеобразовательных школах.

Объект исследования. Жизнь и деятельность священномученика Ильи Громогласова.

Предмет исследования. Крестный путь священномученика Илии Громогласова.

Цель исследования: изучение жизненного пути священномученика, становление его взглядов и жизненной позиции.

Задачи исследования.

- выяснить факты биографии священномученика в годы учебы в семинарии/академии;

- понять как формировались научные взгляды Громогласова;

- выяснить, что представляла собой Московская духовная академия на рубеже веков;

- каким был Громогласов как преподаватель МДА и Московского государственного университета;

- каково участие Громогласова в Поместном Соборе 1917 – 1918 гг;

- как складывалось священническое служения, а также осуществилась мученическая кончина.

Степень изученности проблемы. Сформулирована в списке литературы.

Глава 1. Священномученик И. Громогласов о причинах возникновения раскола


    1. Раскол в трудах священномученика Ильи Громогласова.


Старообрядческий раскол, пожалуй, вызывает множество неоднозадачных вопросов и ответов по тем или иным фактам его происхождения, который влиял на жизни людей. Но порой несущественные технические ошибки, пунктационные неточности, правописание, никак не связанные с расхождением мнений древних отцов, вероучительных положений, могли привести к расколу русскую общность, которая на протяжении более чем двухсот лет переживала глубочайший духовный разлад1. Середина семнадцатого века послужила тем временем, когда необходимо было обратить внимание на собравшиеся недочеты в служебной литературе и обрядосоставляющих действиях

2.

И в период этого времени преобразования патриарх Никон проявил себя, как целеустремленный, рациональный и волевой лидер, исправив все имеющиеся недочеты. К сожалению его действия не все разделяли положительно, где одни ссылались на его иррациональность, а другие превратились в яростных врагов, утверждая, что в истории Церкви такого развала еще не было, сравнивая его с противником Бога. Масса жителей не желала принять нововведения. Законнодательная, исполнительно-наказательная и всячески сдерживающие составляющие органы власти не повлияли на мнения противоборствующих раскольников. К тому же они анафематствовали представителей власти за поддержку патриарха, но эти изменения разве столь критичны были, если сравнить к примеру, количество раз пений, по часовому или против хождениям, символике на литургическом хлебе, то пожалуй нет.

Анализируя эту цепочку событий, то можно проследить как минимум ограниченность мышления и путаницу на ряду с воспитанием и образованием, которые явно отсутствовали, да ко всему прочему личную неприязнь, где не было возможным влияние на церковное управление. Есть предположения, что этому могло послужить нашествие монгол, которые посеяли обманчивые представления об обрядах и служениях, породившее тотальное бескультурие, которое и привело в итоге к расколу3. Тем самым ослепив и навязав некую ветхую непоколебимость к новому. Илья Михайлович так же выделял особое значение их взаимоотношениям, приводя пример, где правящий архиерей Коломенский Павел являясь родней Антонию, имеющего сан в монашестве в граде Казани, после кончины патриарха Иосифа (1652 г.), гораль выпал из четырех кандидатов на преемство ему, но он должен был отказаться, чтобы угодить царю Алексию Михайловичу, который считал, что Никон возглавлявший митрополию в Новгороде будет патриархом. Да к тому же протопресвитеры отстраненные от должностей корректоров, которые печатали тексты в книгах, собиравшихся массово распространить среди верующих и в церквях. Все эти антипатии межличностные переросли в упрямое безумие и реализацию их действий. А по всему бескультурье и ярость - есть первоначальные источники раскола. Рассмотрев подробно основания раскола вольно-невольно приходится относится к этому с осмотрительностью4.

Безусловно вышеперечисленные обстоятельства занимали не первостепенное место в разногласиях на русской земле, но и тем не менее важность изменений в книгах богослужебных до патриарха Никона была и раньше актуальна как со стороны священноначалия, так и представителей гражданских служащих. Одно из составляющих негодования, пожалуй, является губернская власть, которая усугубила быт местного народа и делала она это целенаправленно, а именно, для распада древнерусского самоуправления, обусловленное объединению отдельно взятых земель в централизованное государство с новой политической системой. И этот спор не являлся сугубо духовным, а скорее всего интернационалистским продвижением заинтересованных лиц, не считавшихся с мнением обычных людей. И эти причины разделяли и многие историки и литераторы того времени, где в своих трудах описывали эти проблемы. Существенное мнение автор выделяет той ситуации в которой недовольство со стороны подворного самоуправления наперекор шло чуждому подобию, где не учитывались древние традиции, поверия и общественный строй русского населения в период розни. В тревожное время над русскими жителями нависли ряд проблем, которые вдабавок находились в экономической и светской нестабильности
5. Государственные служащие, военноначальники, притесняли людей, занимались поборами, брали взятки, в судебных организациях царила множественная очередь, росли налоги, торговая деятельность и промыслодобывающая были ограничены, что несомненно приводило общность к поиску незанятых территорий. Волнения возрастали на фоне правления царей как им хотелось, где это выражалось в принятии германских традиций, культуре, языке, что выражало некое величие и отношение к иноязычным, но не стороны населения6. И кульминация этих событий не заставила себя долго ждать, а потому и начались предсказуемые действия народа в виде различных движений, мятежей, неподчинении власти, недозволенных речах, возмущениях и это вторая половина семнадцатого века при правлении царя Алексея Михайловича. Я считаю, что старообрядческий раскол есть бойкот духовно-национального мировоззрения и подчиненности со стороны инославных, в тот момент, когда русские люди уже сформировались во мнении, быте, культуре, религии и готовы были анонсировать о своих правах на самоиндивидуальность. И первопричиной явилось столкновение инакомыслия греческой и малоросской культур. Не было бы иного течения, то и не произошел бы раскол, но и тогда закрытое русское житье не обрело тех достижений в развитии интеллекта и совершенствовании быта от культурного Запада.
1.2. Значимость раскола в Вселенском православии.
Определение вселенского православия неразрывно связано с представлением о Церкви, как тело Христово. Она божественна и всесовершенна в чистоте Духа безгрешного и вечного. Этническая жизнь Церкви должна жить не только архаическим прошлым ввиду неизменных правил и традиций, но имея лучшее передавать те составляющие Церковного прошлого и в новую жизнь. Люди есть члены тела Христовы, а соответственно, ни этнос, ни темперамент не могут послужить причиной не быть одним единым органом боготелесной общежительной Церкви, что позволяет ей быть всеобъемлющей и безграничной в пространстве территориальном и духовном7. И как показывает нам история, что незначительные диверсификации, уникальность самобытности, языковые разногласия, могут послужить разбродом в общности. Рассматривая пример обрядосоставляющего в земных коленопреклонениях, перстосложениях, грамматических неточностях, где наши предки показали себя как отшельники перепуганные за свое духовное состояние тем самым самоустранились от Церкви-матери. Ввиду этого поступка-выбора и возник староверческий раздор. Наряду с этим фактором стоит еще понимание народа о создании общенационального славянского дома Божия, где не было места быть понятию всемирного вероисповедания. И эта фальсификация была заготовлена еще давным-давно, которая демонстрировала себя как в беллетристике, так и в быте древнейшего социума. Проанализировав данные события можно отметить подготовительный процесс, который сформировался в национально-русском отношении
8. Эпохальные свидетельства говорящие о принятии веры подтверждают ее формальное усвоение сторонниками, но идолопоклоннические обычаи и верования в них никуда не ушли (кикимора, барабашка, болотница); захоронения на возвышенностях; воспеванию к божествам природы; при появлении на свет новорожденных именовали их по-свойски; мольба имеет сакраментальный характер; колдовские заклянания. И никто этому со стороны начальствующих из Византии не препятствовал, что привело к духовно-психическому оттождению религиозных канонов. Безусловно есть и еще причины, которые по мнению автора являются ключевыми, где я рассмотрю, а именно, период раннеей популяризации православия на территории России, который пришелся на момент межличностных дебатов со стороны эллинов и западников, который обернулся для них схизмой, образовав два противоположных лагеря. Их споры не прошли мимо и нас, где восточные наставники всячески прививали нам мнения о том, что западное учение есть заблуждение всякого рода, что мы на выходе и приняли для себя да так фанатично. Однако греки за это поплатились, желая заплатить за помощь Западу из-за внешнеполитического натиска, что вызвало у наших предков недоверчивость к их учениям и тотальное сиротство в христианском вселенском обществе, которое сократилось в территориальных масштабах. На основании этих курьезов предшествующее поколение перципировало себя как лиц, которые уберегли безукоризненность религиозных сказаний, отождествляя это с неким предназначением свыше. Послужило этому скопление сил и союз территорий в едином централизованном правлении столицы против надвисшего давления со стороны басурман, которому уже возможно было противостоять. Так полтора столетия преобладает у нашего народа дух российского благочестивого патриотизма. Фанариоты превозносили себя над другими православными общностями, желая называть всех христиан одним единственным общенациональным именем. Следствием которого было крушение Запада, где Царь-град признавался преемником как геополитическим так и духовным всего исконного града на семи холмах, а повелитель был вселенским заступником христианских убеждений, имея при себе множество духовных ценностей в виде монументов и вещей, свято хранимых как память о прошлом. Но пятнадцатое столетие пришлось тем временем когда был обрушен Вечный город и образовался упадок эллинского верования. Вот тогда и придумали, что наша земля, ставшая будучи крепкой и сохранившая неизменные духовные ценности будет тем вселенским оплотом православия, именовавшись Москва - третий Рим