ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2021
Просмотров: 332
Скачиваний: 5
П Р О Г Р А М М А
летней практики по экологии со студентами ИДО специальности земельный кадастр
1 день
-
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство студентов с программой практики, календарным планом, методикой расчётов.
2 день
Агроценоз. Ознакомиться с особенностями существования агроценоза. Изучить методы повышения продуктивности агроценоза. Произвести расчёт выноса биогенов на примере конкретного сельскохозяйственного предприятия.
3 день
Влияние автотранспорта на окружающую среду. Знакомство с методиками определения влияния автотранспорта на окружающую среду. Определение влияния автотранспорта на окружающую среду в различных районах места вашего проживания. Обработка данных и оформление отчёта по данной теме.
4 день
Правила хранения и способы захоронения твёрдых бытовых отходов (ТБО). 1. Изучение методики расчёта площади для полигона ТБО в зависимости от количества людей, проживающих в населённом пункте. 2. Проведите расчёт площади полигона для вашего населённого пункта.
5 день
Источники и качество питьевой воды. Методы очистки питьевой воды. Изучить методику расчёта ёмкости городской среды по наличию ресурсов поверхностных вод. Произвести расчёт на примере вашего населённого пункта.
6 день
Защита отчётов по летней практике.
Доцент кафедры экологии и Р.П. Т.С. Ахтариева
Задание
Влияние автотранспорта на окружающую среду
-
Определите загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей по концентрации окиси углерода, (мг/ м2):
а) Магистральная улица_______________ г. Тюмени с многоэтажной застройкой с двух сторон, продольный склон ______, скорость ветра ______ м/сек, относительная влажность воздуха _______ %, температура ______. Расчётная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях _____ автомашин в час |N|. Состав автотранспорта: грузовых автомобилей с малой грузоподъёмностью______ %, со средней грузоподъёмностью ________ %, с большой грузоподъёмностью с дизельным двигателем ______ %, автобусов_______ %, легковых автомобилей_______ %. ПДК выбросов автотранспорта окиси углерода равно 5 мг,м2.
б) Магистральная улица_______________ г. Тюмени с одноэтажной застройкой с двух сторон, продольный склон ______, скорость ветра ______ м/сек, относительная влажность воздуха _______ %, температура ______. Расчётная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях _____ автомашин в час (|N|). Состав автотранспорта: грузовых автомобилей с малой грузоподъёмностью______ %, со средней грузоподъёмностью ________ %, с большой грузоподъёмностью с дизельным двигателем ______ %, автобусов_______ %, легковых автомобилей_______ %. ПДК выбросов автотранспорта окиси углерода равно 5 мг,м2.
в) Набережная или высокая насыпь по улице _______________ г. Тюмени, продольный склон ______, скорость ветра ______ м/сек, относительная влажность воздуха _______ %, температура ______. Расчётная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях _____ автомашин в час (|N|). Состав автотранспорта: грузовых автомобилей с малой грузоподъёмностью______ %, со средней грузоподъёмностью ________ %, с большой грузоподъёмностью с дизельным двигателем ______ %, автобусов_______ %, легковых автомобилей_______ %. ПДК выбросов автотранспорта окиси углерода равно 5 мг,м2.
Методика
расчёта влияния автотранспорта на окружающую среду
Формула оценки концентрации окиси углерода (Ксо) (Бегма и др., 1984; Шаповалова, 1990):
Ксо = (0,5 + 0,01N x Kt) x Kd x Ky x Kc x Kв х Кл
0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м2;
N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автом./час;
Kt – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода;
Kd – коэффициент, учитывающий аэрацию местности;
Ky – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона;
Kc – коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра;
Kв – коэффициент, учитывающий изменение относительной влажности воздуха;
Кл – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у пересечений.
Коэффициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:
Кт = ∑РiKti где:
Рi – состав автотранспорта в долях единицы;
Kti – определяется по табл. 1.
Таблица 1 – Значение коэффициента Kti
Тип автомобиля |
Коэффициент Kti |
Лёгкий грузовой |
2,3 |
Средний грузовой |
2,9 |
Тяжёлый грузовой (дизельный) |
0,2 |
Автобус |
3,7 |
Легковой |
1,0 |
Таблица 2 - Значение коэффициента Kd
Тип местности по степени аэрации |
Коэффициент Kd |
Транспортные тоннели |
2,7 |
Транспортные галереи |
1,5 |
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон |
1,0 |
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке |
0,6 |
Городские улицы и дороги с одноэтажной застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи |
0,4 |
Пешеходные тоннели |
0,3 |
Таблица 3 - Значение коэффициента Ky
Продольный уклон, град. |
Коэффициент Ky |
0 |
1,00 |
2 |
1,06 |
4 |
1,07 |
6 |
1,18 |
8 |
1,55 |
Таблица 4 - Значение коэффициента Kс
Скорость ветра, м/с |
Коэффициент Kс |
1 |
2,70 |
2 |
2,00 |
3 |
1,50 |
4 |
1,20 |
5 |
1,05 |
6 |
1,00 |
Таблица 5 - Значение коэффициента Kв
Относительная влажность, % |
Коэффициент Kв |
100 |
1,45 |
90 |
1,30 |
80 |
1,15 |
70 |
1,00 |
60 |
0,85 |
50 |
0,75 |
Таблица 6 - Значение коэффициента Kл
Тип пересечения |
Коэффициент Kл |
Регулируемое пересечение |
|
со светофорами обычное |
1,8 |
со светофорами управляемое |
2,1 |
саморегулируемое |
2,0 |
Нерегулируемое пересечение |
|
со снижением скорости |
1,9 |
кольцевое с обязательной остановкой |
2,2 |
с обязательной остановкой |
3,0 |
Методика
расчёта выноса биогенов
В агроэкосистемах нормальная циркуляция биогенов нарушена в связи с ежегодным удалением из неё части биогенов вместе с урожаем. Для компенсации потерь биогенов в почву вносят минеральные или органические удобрения.
Расчёт выноса биогенов с сельскохозяйственных угодий проводят на основе агрохимических зависимостей, связывающих количество выносимых веществ со свойствами почв, видами и урожайностью сельскохозяйственных культур.
Расчёт выноса биогенов с площади, занятой i-й сельскохозяйственной культурой определяют по формуле:
Ri = rN × Ki × yi + rp × Ki × yi + rk × Ki × yi , где
Ri – удкльный вынос биогенов, кг/га;
rN, rp, rk – соответственно коэффициенты выноса азота, фосфора и калия для различных почвенных условий и сельскохозяйственных культур;
Ki – вынос биогенов с урожаем i-й сельскохозяйственной культурой, кг/т;
yi – фактическая урожайность урожаем i-й сельскохозяйственной культурой, т/га.
Суммарный вынос биогенов веществ определяют по формуле:
Wпл. = Ri × Si , где
Wпл. – суммарный вынос биогенных веществ, кг/га;
Ri – удельный вынос биогенов с площади, занятой i-й сельскохозяйственной культурой, кг/га;
Si – площадь, занятая i-й сельскохозяйственной культурой, га.
Таблица 1 – Коэффициент выноса биогенных веществ
№ |
Культура |
Вынос биогенов |
||
rN |
rp |
rk |
||
|
Озимая пшеница |
0,16 |
0,12 |
0,07 |
|
Озимая рожь |
0,28 |
0,11 |
0,36 |
|
Яровая пшеница |
0,30 |
0,08 |
0,25 |
|
Картофель |
0,25 |
0,18 |
0,32 |
|
Многолетние травы |
0,51 |
0,20 |
0,40 |
Таблица 8 - Вынос биогенов из почвы с урожаем сельскохозяйственных культур, кг/т
№ |
Культура |
Вынос биогенов |
||
rN |
rp |
rk |
||
|
Озимая пшеница |
32,4 |
12,0 |
25,6 |
|
Озимая рожь |
32,6 |
12,6 |
27,0 |
|
Яровая пшеница |
37,0 |
11,0 |
23,0 |
|
Картофель |
6,0 |
3,5 |
12,5 |
|
Многолетние травы |
17,6 |
6,3 |
19,5 |
Дпв = Р × К × 1000/Р1 , где
Дпв – демографическая емкость территории по обеспечению ресурсами поверхностных вод, чел.;
Р – сумма расходов воды в водотоках на входе в территорию, которую можно использовать, исходя из сбалансированного водного баланса, м3/сут.;
К – коэффициент разбавления сточных вод водой водотоков (для северных районов – 0,1, для южных – 0,25);
Р1 – нормативная водообеспеченность водой поверхностных источников 1 тыс. жителей в сутки (принимается в пределах 1000 – 2000 м3/сут).
Методика расчёта площади для полигона ТБО
Введение.
Рост численности населения в городах и развитие промышленности сопряжено с увеличением количества образующихся бытовых и промышленных отходов, которые при неправильном сборе, несвоевременном удалении и неудовлетворительном обезвреживании, ухудшают экологическую обстановку и наносят экологический ущерб окружающей среде, вызывая загрязнение атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод. Санитарная очистка городов от отходов производства и потребления является элементом жизнеобеспечения. Известно более 20 методов обезвреживания и утилизации ТБО. По каждому методу известны от 5 до 10 разновидностей приемов их обезвреживания и переработки. Наибольшее распространение получили следующие методы обезвреживания отходов: захоронение отходов на свалках и полигонах, термические и биотермические методы обезвреживания.
Выбор оптимального метода и технологии обезвреживания и переработки ТБО базируется, прежде всего, на недопущении негативного воздействия отходов на окружающую среду, ухудшения здоровья человека, обострения социальных аспектов развития общества и повышении экономической эффективности процессов обезвреживания отходов и рационального использования земельных ресурсов.
Захоронение отходов производства и потребления на свалках и полигонах является наиболее широко практикуемым способом обезвреживания и утилизации ТБО, но, к сожалению, оно порождает массу экологических и санитарно-гигиенических проблем. Но, несмотря на это, захоронение ТБО еще долгое время будет оставаться наиболее распространенным методом обезвреживания и утилизации ТБО. Поэтому, при изучении дисциплины “Утилизация и переработка отходов” уделяется большое внимание проектированию полигонов ТБО, как инженерно-экологического сооружения в системе природно-техногенного комплекса.
Общие положения
Полигоны захоронения ТБО - инженерно-экологические комплексы, предназначенные для централизованного приема ТБО, их обезвреживания и захоронения, предотвращающие распространение загрязняющих веществ в компоненты природной среды.
На полигоны захоронения ТБО принимают:
бытовые отходы и отходы потребления из жилых зданий, учреждений и предприятий общественного назначения, объектов оптово-розничной торговли промышленными и продовольственными товарами;
строительные отходы, образованные при сносе, ремонте, реконструкции, новом строительстве зданий и сооружений, отходы стройиндустрии, промышленные отходы, приравненные к ТБО, древесно-растительные отходы от планового ухода за зелеными насаждениями городов;
твердые промышленные отходы IV класса опасности по согласованию с органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическими службами и учреждениями коммунальной сферы, в количестве, не превышающем 30% от массы принимаемых ТБО,
отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
Запрещен прием на полигоны следующих видов отходов:
строительных, содержащих асбестовый шифер в виде боя, шлаки, золы, отработанный асбест, отходов мягкой кровли, имеющих 4-й класс опасности;
промышленных 1, 2 и 3 классов опасности;
радиоактивных, независимо от уровня их радиации;
ртутных ламп и продуктов демеркуризации.
Полигоны ТБО по видам принимаемых отходов подразделяют на два класса:
полигоны ТБО 1-го класса – полигоны, на которых разрешено размещать отходы, содержащие ?25% органические примеси, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах, не превышающих значения ПДК;
полигоны ТБО 2-го класса - полигоны, на которых размещают отходы, содержащие >25% органические примеси, а также другие виды отходов, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах превышающих значения ПДК.
Организации, эксплуатирующие полигоны, разрабатывают регламент (режим) работы полигона и инструкцию по приему ТБО. В соответствии c разработанной инструкцией, осуществляют учет поступающих отходов, обеспечивают их контроль, распределяют в пределах эксплуатируемой части полигона, выполняют послойную изоляцию отходов, обеспечивают выполнение требований, предъявляемые к безопасности жизнедеятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях.
Этапы проектирования полигонов захоронения ТБО
Создание полигона захоронения ТБО, как и любого объекта строительства, осуществляют в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения замысла до сдачи объекта в эксплуатацию.
Предпроектные и проектные работы ведут согласно нормативным документам:
«Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-101-95);
«Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95).
В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из трех основных этапов.
Первый этап – определение цели инвестирования, вид и объемы приема отходов на объекте строительства, морфологический состав и свойства отходов, срок эксплуатации, расчетный объем полигона и его требуемая площадь, перспективные участки строительства с учетом экономических и экологических требований. На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчиком проводится оценка возможностей инвестирования и достижения технико-экономических показателей.
С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет, в установленном порядке, ходатайство (декларацию) о намерениях.
После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.
Второй этап – разработка обоснований инвестиций в строительство на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме достаточном для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и разрешения на разработку проектной документации.
Третий этап – разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации, получение на ее основе решения об изъятии земельного участка под строительство.