Файл: Искусство педагогических коммуникаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинар 2. Тема: Искусство педагогических коммуникаций

Вопросы для обсуждения:

1.Педагогическое общение. Стили общения. Методы, приемы, средства общения.

Педагогическое общение –общение между учителем и учеником на уроке или вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Функции педагогического общения: -познание личности, - обмен информацией, - организация деятельности, - обмен ролями, - сопереживание, -самоутверждение, -формирование адекватной самооценки, - коммуникативная, - психолого-терапевтическая, -религиозная.

Виды общения: -социально-ориентированное (общественные отношения ярко выражены – лекция, доклад, ораторская речь),-групповое предметно-ориентированное( решение конкретных задач), -личностно-ориентированное (общение одного чел.с другим –деловое и общение типа выяснения отношений), - анонимное общение (с незнакомыми или малознакомыми), -формально-ролевое, -неформальное(личностные контакты).

Структура: 1. Прогностический этап – моделирование предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (знание особенностей класса, уровня познавательной деятельности). 2. коммуникативная атака – организация непосредственного общения с классом (техника быстрого включения класса в работу). 3. Управление общение в педагогическом процессе – умение поддерживать инициативу, диалогическое общение, умение корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. 4. Анализ осуществляемой системы общения в пед.процессе – моделирование новой системы общения.соотношение цели, средств, результата.

Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся:1) общение на основе дружеского расположения; 2) общение-дистанция;3) общение-устрашение;4) общение-заигрывание;5) на основе совместно-творческой деятельности.

С позиции организации учебно-воспитательного процесса выделяют демократический (Учитель поддерживает инициативу ребят, прислушивается к их мнению, учитывает интересы. Вместе с тем он требователен, но не отдает командных распоряжений, а использует совет, намек, рекомендации.), авторитарный (Педагог ограничивает самостоятельность ребят, не поддерживает инициативу, не учитывает интересы. Авторитарный стиль объединяет общение-устрашение и общение-дистанцию) и 
либеральный («плывущий плот», учитель не вмешивается в жизнь класса) стили.

Средства общения: вербальные, невербальные.

1.Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).

 2. Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).

3. Управление общением в педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.
2. Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение - общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций.Вербальная общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Вербальнаякоммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Невербальная общение - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формысамовыражениячеловека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять

свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
3. Классификация педагогических коммуникаций по объектам: с учащимися начальной школы, с учащимися средних классов, с учащимися старших классов, с родителями учащихся, с коллегами (или подчиненными).

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.
4.Общение как форма совместной деятельности педагога по физической культуре и учащихся. Правила эффективного общения педагога по физической культуре.

Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

На практике в школе коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражалась в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды. Коммуникативная деятельность педагога физкультуры проявлась:

  • - в формах обращения учителя к учащимся;

  • - в тоне обращения;

  • - в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);

  • - в мотивах общения.

На уроке физической культуры, используются как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения.

Педагоги физической культуры и педагоги общеобразовательных дисциплин используют в учебном процессе сходное соотношение разных видов средств словесного общения. Что касается несловесного общения, то педагоги физической культуры используют на учебных занятиях существенно меньше акустических, и вдвое больше тактильных средств, чем педагоги общеобразовательных дисциплин. В этом специфика педагогического общения на уроках физической культуры.


Коммуникативная деятельность, как организаторская - деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера.

Важнейшим признаком профессионализма учителя являлась его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение, а также использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

Я обратил внимание, что педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Это тоже можно отнести к специфике работы учителя физической культуры.

Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

В коммуникативную функцию учителя физической культуры, на мой взгляд, входит следующее:

  • - установление правильных контактов с учениками, родителями, администрацией школы;

  • - правильно выявить реальную педагогическую ситуацию

  • - своевременно определить возможности и успехи учеников в выполнении физических упражнений;

  • - выявить удовлетворенность занятиями и на основе этой информации конструктурировать последующие занятия;

  • - установить личные связи между учителем и активом учеников;

  • - контакты с советом коллектива физической культуры и его комиссиями, судьями.

По моему мнению и мнению исследуемых педагогов во время практики, культура педагогического общения учителя физической культуры должна иметь такие отличия:

  • - оправдывать каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и от кого учишься сам;

  • - неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения, в любой ситуации координировать свои действия;

  • - быть хорошо подготовленным к любому диалогу с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг вашей профессиональной компетентности;

  • - лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней собранности в делах, поступках, речи;

  • - в любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное, о святости дела, которому служишь;

  • - гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи;

  • - учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении;

  • - надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо;

  • - быть чутким в общении - это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело;

  • - быть отважным в общении - это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;

  • - следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.


То есть, педагогическое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства. Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры повышается при его построении на основе учета педагогической культуры учителя. В условиях личностно-ориентированного образования необходимым фактором эффективного воспитательного процесса является самовоспитание учителя.

Очень важным элементом в педагогическом общении, является педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту.

Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.

Тактичный учитель будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение. Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля за своими мыслями, действиями. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.

Во время педагогической практики мною и учителем физической культуры были выделены следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:

  • - естественность и простота обращения без фамильярности;

  • - доверие без попустительства;

  • - ирония и юмор без насмешливости;

  • - доброжелательность без заласкивания;

  • - деловой тон без раздражительности;

  • - принципиальность и настойчивость без упрямства;

  • - внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;

  • - отдача распоряжений без упрашивания;

  • - обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

  • - выслушивание без выражения безразличия.